Игры. Классификации игр. 6 типов игр по Партену.




1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е не­посредственной близости от других играющих детей.

5. Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, за­нятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочет­ся. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

6. Совместная игра: дети объединяются в группы для дости­жения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и сов­местные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драма­тических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероят­ности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверст­ников.

В советской педагогике фундамент теории игры как важней­шего средства всестороннего воспитания детей заложен исследо­вателями - Е. А.Флериной, Е. И.Тихеевой, Е. А.Аркиным (20-30-е годы); позднее игре были. посвящены работы Р. Я.Лехтван-Абрамо-вич, Ф. И.Фрадкиной, Н. Ы.Аксариной, А. П.Усовой, Д. В.Менджериц-кой, Р. И.Жуковской, Т. А.Марковой. В 70-е годы появились пуб­ликации по этой проблеме таких ученых, как Р. А.Йванкова, Н. Я. Ыихайленко, В. И.Чудакова и др. Последнее время уделяется вни­мание проблеме формирования игровой деятельности детей ранне­го и дошкольного возраста в исследованиях С. Л.Новоселовой, С. В.Зворыгиной, А. А.Парамоновой, Н. Н.Палагиной и др.

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б.Эльконин, Д. В.Мвнджерицкая, П. Г.Саморукова, Н. Е.Михайленко, Е. В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умствен­ного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происхо­дит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, твор­чества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольно­го возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображае­мая ситуация, сюжет, роли.

Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, со­бытий, взаимоотношений га жизни и деятельности окружающих. По­этому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.

В зависимости от количества элементов и типа связи между ними выделяют следующие Структуры сюжетов игры:

1. Сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметное ситуации. Связь элементов в этой структуре оп­ределяется одной предметной ситуацией.

2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей оп­ределяется одной предметной ситуацией.

3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа, взаимо­действующих в одной предметной ситуации. Связь между элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персо­нажей.

4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персона­жей заданы отношениями между ними.

Игровое действие по форме Может быть: предметно-замещающим, изображающим, обозначающим.

Разнообразие сюжетов и содержания определяет необходимость классифицировать их: я) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция.

Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослы­ми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовлен­ностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самос­тоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, как отмечают Т. В.Антонова, Л. П.Усова, Д. Б.Эльконин.

Каждая игра имеет частные мотивы: интерес К Тем пли иным событиям; к действиям с предметом; стремление к совместной дея­тельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников; придумывание, фантазирование, создание в игре особой действитель­ности

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных ис­точников: каждодневного жизненного опыта; специального, педаго­гически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ре­бенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отож­дествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предме­ты (водит машину как шофер, как врач делает укол, ставит гра­дусник и т. д.), вступает в разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного, осматривает его и т. д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали на­ибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это ма­ма, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.

Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жиз­ни ребенка на основе предметных игр.

Основные этапы ее развития были выделены Д. Б.Элькониным.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной после­довательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Це­почка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-замес­титель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное со­держание игры - действия с предметом. Эти действия развертывают­ся более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры - по-преж­нему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партне­рами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направ­ленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие переме­жается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увели­чивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры - от­ражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тема­тика игр разнообразная; она определяется не только непосредствен­ным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только дли­тельно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время."

В игре четко выделяется подготовительный этап: распределе­ние ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовле­ние (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логи­ке распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.

Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуще­ствуют.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателя­ми стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение те­матики игр, углубление нх содержания); использование игры в це­лях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руковод­ство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педа­гогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не на­рушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игро­вой деятельности.

Азработка проблемы педагогического руководства свэсетно-ролевыми играми началась еще » 30-х годах (Д. В.Менджерицкая, Р. И.Жуковская). Были определэы пути целенаправленного педагоги­ческого воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников, были разработаны методы формирования детской игры, педагогические ас­пекты сочетания разных приемов с целью развития игры и расшире­ния ее влияния на ребенка (Т. А.Маркова, А. И.Матусик, В. Е.Вороно­ва, А. А. Анциферова и др.).

В 60-е годы А. П.Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения эта пов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути диффе­ренцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы продолжа­ются исследования (Р. А.Иванкова, Н. Е.Михайленко, В. И.Судакова).

На современном этапе также огромное внимание уделяется проб­леме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л.Ново­селова, Е. В.Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выде­лить направление, для которого свойственно довольно жесткая рег­ламентация игры (К. Я.Вольцис), некоторые авторы допускают воз­можность руководить игрой при помощи косвенных приемов (Н. В. Седж, Р. Л.Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нем сочетается в единое целое приоб­ретение детьми знаний об окружающем мире, что дает возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития само­стоятельности и творчества детей.

Используемые воспитателем Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязан­ные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельнос­ти ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры

Своеобразие Театрализованных Игр Дошкольников:

- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, са­мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая Ценность Театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и жела­ния;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятель­ности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствую» умственному развитию детей: обогащают разнооб­разными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную нап­равленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про­изведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются дви­жения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особеннос­тей детей, их способностей.^/

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка;.

Б) фланелеграф;

В) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

А) пальчиковый театр;

Б) театр би-ба-бо;

В) кукольный театр;

Г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творчес­ких сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формиро­вать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художествен­но-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

I - освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства В разных возрастных группах детско­го сада:

в младших группах главная цель педагога - заинтересо­вать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятель­ности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными ви­дами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать раз­витию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматри­вают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи иг­рушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей ими­тационные подражательные движения, способность к словесным имп­ровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

Содейство­вать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выра­зительности речи;

Продолжать работу по развитию словесной импро­визации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сю­жета;

Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с ку­кольным материалом,

Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

Осуществляется рабо­та по развитию у детей способности к выразительной передаче об­раза, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, шир­мы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;

В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвиж­ной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

А) соответствие возрастным возможностям детей;

Б) прочность, безопасность, гигиеничность;

В) доступность, простота по конструкции, условность при испол­нении;

Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захлам­ленности и случайности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое слож­ное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воз­действует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначально­го обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети от­ражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание форми­рует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окру­жающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­довой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Виды дид.игр

Существуют разные Классификации дидактических игр.

По со­держанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представ­лений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и вос­питателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидак­тические игры.

По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, уста­навливать сходство и различие предметов. С их помощью дети зна­комятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величи­ной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классифи­кацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

В словесных иг­рах дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать са­мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развива­ют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А. И.Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-пу­тешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется В трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,

Если в игре есть несколь­ко правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие пред­меты и возможные действия с ними, способствуют координации дви­жений, развитию глазомера, овладению пространственными ориенти­ровками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно само­му включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактичес­кому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспита­тель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, по­степенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комп­лектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего до­школьного возраста обладают значительным игровым опытом и дос­таточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд лю­дей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назна­чению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внима­ние, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполне­нии правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способст­вовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв­лений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связано с относительно примитивными средствами и форма­ми труда, которые позволяли маленьким детям принимать участие в несложной деятельности взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, участвовать в охоте на мелких зверей и птиц, в примитивных формах земледелия.

С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изме­нился и характер участия детей в разных его видах. Встала за­дача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями, чтобы приобщить их к более важным, но недоступным им видам дея­тельности. С этой целью создается уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к возможностям ребенка. С их помощь» дети упражняется в условиях, которые приближается х условиям реальной жизни, но не тождественным с ними.

Дальнейшее услож­нение орудий труда и его разделение приводит, с одной стороны, к постепенному вытеснение детей из более тяжелых отраслей дея­тельности взрослых. С другой стороны, дети уже не могут овла­деть сложными средствами труда путем упражнения с их копиями, так как, сохраняя сходство, они теряли свои основные функции. Так постепенно сложные копии орудий труда теряли своп непосред­ственную связь с его средствами и становились в новые отноше­ния к ребенку.

В этот период развития общества возникает игруш­ка в собственном смысле слова: она только отражает предметы труда и быта.

На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме­няется. Изменения прежде всего касается производства игрушек:. от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляется более сложные ору­дия труда, краски и материалы, из которых делаются игрушки.

Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века - куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, горо­довые, цари; позже - мальчиши-кибальчиши, куклы-красноармейцы, пионеры и др.). Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компью­терных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетия менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополу­чия и урожайности и пр.).

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр;

- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность

Ребенка;

Отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;

- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости,

Любознательности;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение искусства.

Требования к игрушкам:

- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценнос­ти познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механиз­мы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организа­торские способности;

- пробуждать творческое воображение, изобретательность.

В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации игрушек:по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных игр и др. А. С.Макаренко все игрушки де­лил на 3 типа: игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, ко­торая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, куби­ки, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, кар­тон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.

Е. А.Аркин классифицировал игрушки по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.

Е. А.Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)

В современной литературе чаще встречается Классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельнос­ти.

Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохо­зяйственную и военную технику, промышленное оборудование, элект­ронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины), архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамид­ки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрез­ные картинки). Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обру­чи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металофон, декорации и атрибуты для различных ви­дов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бро­сового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют разви­вающую и воспитательную функции.

Игровое оборудование состав­ляет целиком обособленную группу - и представляет собой приспо­собления и конструкции для игр на участке детского сада.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: