Изучение социальной стратификации - одна из признанных тем зарубежной, а в последние годы и отечественной социологии, которая прежде больше основывалась на идеологизированной модели социально-классовой структуры. Если первый подход к исследованию социальной структуры был назван “институциональным”, то второй условно можно назвать “субстанциональным”, поскольку его сторонники истолковывают общество как живую социальную реальность, структуру, которая образуют различные социальные слои, классы, общности, организованные объединения людей, рассматриваемые в качестве активных исторических субъектов. взаимоотношение между последними оказывает существенное влияние на динамику и развитие общества. Именно Марксу принадлежит одна из первых структурных интерпретаций общества, которая, к сожалению, не получила у него подробного освещения и развития. “Общество, - писал он, - не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу” [2]. Такое понимание общества весьма созвучное современным структуралистским трактовкам, позволило Марксу наметить перспективы социологического изучения системы общества, в которой он решающую роль отводил социально-экономическим отношениям. Марксову трактовку социальной структуры нередко обвиняют в экономическом детерминизме, а также в игнорировании им других параметров социальной структуры - политических, культурных, этнических, психологических и т.д., расценивают ее как одну из первых моделей “одномерной” социальной стратификации, которая противопоставляется ведущей начало от М. Вебера, концепции многомерной социальной стратификации. С этим трудно спорить, но речь в данном случае идет о другом - о разработанной Марксом модели структурного анализа, обладающего и несомненными эвристическими достоинствами. Позитивные аспекты его структурализованной методологии заключаются в следующем. Во-первых, структурный подход рассматривается Марксом как осуществление детерминистского, причинного подхода, к изучению социальных явлений, что в значительной степени соответствует канонам современной философии науки. Во-вторых, трактовка социальной структуры общества, как, совокупности объективно складывающихся общественных отношений, также идет в русле современных структуралистских представлений. Третье, наиболее существенное, по мнению сторонников социального реализма, заключается в том, что Маркс подробно описал и раскрыл генеративный механизм, порождающий не только социальную структуру общества, но и отношения политические и идеологические. Налицо, таким образом, целостная и стройная методологическая концепция структурного анализа. Соглашаясь со сторонниками социального реализма в оценке позитивных сторон методологии структурного анализа, нельзя вместе с тем не заметить присущих ей слабых сторон, если подходить к ее оценке с точки зрения тех критериев научного исследования, которые присущи современной социологии. Укажем и на два тесно взаимосвязанных недостатка. Первый заключается в том, что теория исторического материализма Маркса относится к социально-философским концепциям, имеющим предельно высокий уровень абстракции, и второй, как следствие, недооценка роли эмпирических процедур, посредством которых доказывается истинность исходных положений.
|
|
Хотя проблема изучения социальной структуры общества не занимала большого места в социологической концепции М. Вебера, тем не менее, он внес значительный вклад в ее разработку. Именно с него началось понимание социальной стратификации как многомерного, многоуровневого образования. Вероятно, М. Вебер, как и К. Маркс, исходил из субстанциональной модели социальной структуры, представляя ее с деятельностью различных социальных групп. В его трактовке социальной стратификации трудно найти ссылки на методологию идеальных типов или теорию социального действия, сформировавшихся К. Марксом в том, что классы играют важную роль в истории, но отказывали им в праве называться “социальными общностями”, т.е. такими социальными группами, которых объединяет общая психология, групповое сознание, образ жизни и т.д. М. Вебер полагал, что их существование вытекает из складывающихся в обществе экономических, рыночных отношений собственности и владения. Поведение классов обусловлено главным образом экономическими интересами, например, в условиях рыночного капитализма в качестве таковых выступает определение цены рабочей силы как класса. М. Вебер считал, что общество есть многоуровневое, ярусное образование. В нем, помимо экономического строя, существуют в качестве относительно независимых действуют социальная (социальный порядок) и политическая сфера, (политический порядок), которым соответствуют различные категории социальной стратификации - статусные группы и политические партии. Особенно большое внимание он уделяет анализу статусных групп. Его интерес к ним как историка и социолога вполне понятен, ибо эти группы в до индустриальных обществах занимали особое привилегированное положение по системам социальной стратификации. По мнению М. Вебера, отдельные статусные группы, например дворянство в эпоху феодализма, представляют собой настоящие “социальные общности”, так как их объединял общий стиль жизни, престиж и почет, различные привилегии. Они могут превращаться даже в закрытые социальные группы - касты, с присущими им эндогенными нормами и моральными ограничениями. Возникновение и существование статусных групп в значительной мере определяется “легальным порядком” общества, господствующими в обществе ценностями и моралью. Третий элемент социальной структуры в теории социальной стратификации - политические партии, которые, по словам М. Вебера, живут в доме власти. Он считал, что партии существовали всегда, просто они были менее значительными по размерам, не носили массового характера, как в современную эпоху. Деятельность партии целиком ориентирована на достижение власти, на политическое господство в обществе или же, не располагая реальным механизмом власти, они стремятся оказывать на него влияние. Политические партии в своей деятельности опираются на классы и статусные группы, но отнюдь не обязательно являются выразителями их интересов. Не отрицая взаимосвязи между тремя главными сферами общественной жизни - экономической, социальной и политической, М, Вебер, тем не менее, в отличие от К. Маркса, не разделял его мысли об экономической обусловленности идеологии и политики. Идеи М. Вебера о сложном устройстве социальной структуры и её стратификации оказали большое влияние на последующее развитие в западной социологии концепции социальной стратификации, которую теперь стали рассматривать как многомерное, многоуровневое образование. В то же время следует признать, что кроме самой идеи о многоуровневом характере стратификации и особой роли статусных групп в социальной структуре, М. Вебер прошел ещё и мимо многих других важных параметров стратификации, которым сейчас придается большая роль, таких как этническая принадлежность, образование, профессия и др. Не говоря уже о том, что он был далек от того, чтобы рассматривать параметры социальной стратификации как измеряемые признаки.[1]
|
Дальнейшая судьба концепции социальной стратификации неразрывно связана с эмпирическим этапом развития социологии, наложившей существенный отпечаток на формирование методологии изучения субстанциональной структуры общества. Одним из первых попытался совместить эмпирический подход с веберовской трактовкой статусных групп известный американский исследователь У.Л.Уорнер. Обратив внимание на факт значительного усложнения социальной структуры современного общества под влиянием экономического и технического прогресса, он попытался определить иерархию социальных слоев или классов, предполагая, что именно социальный престиж (статус) выступает главным критерием социальной дифференциации. Причем, признаки социального статуса они хотели выявить, опираясь на мнения, субъективные оценки и высказывания самих респондентов, представителей различных социальных групп американского общества 30-50-х годов. В индекс статусной характеристики социальной группы социолог включил такие характеристики, как место жительства, доход, образ жизни, семейное происхождение и т. п. Именно эти критерии, по его мнению, используют сами американцы, относя их к своей статусной группе. По этой методологии американское общество было представлено как состоящее из статусных групп: трех основных (высший, средний и низший) и двух подклассов в каждом из них (низший и высший). Эта модель пользовалась в свое время широкой популярностью в западной социологии. И одной из причин ее авторитета была не столько оригинальная методология исследования, сколько претензия на объективность, стремление уйти от привычных идеологические оценок классов, типа “буржуазия”, “пролетариат” и т.п. Однако в дальнейшем эта структура социальной стратификации была подвергнута резкой критике за ее приверженность субъективизму и ограниченности выборочных данных, развитию концепции многомерной социальной стратификации в связи с попытками определения объективных критериев социального статуса (позиции) как индивида, так и социальной группы, или социальной страты, если она выделялась на основе какого-то одного объективного критерия. Три критерия - престиж профессии, уровень дохода и уровень образования стали рассматриваться в качестве важнейших показателей обобщенного социального статуса (так называемый “индекс социальной позиции”). При проведении эмпирических исследований к ним нередко добавляют такой важный критерий, как уровень властных полномочий, или место в системе управления, хотя этот критерий имплицитно заложен в понятие социально-экономического индекса позиции, поскольку объём управленческих функций напрямую связан с престижем профессии, доходом, и уровнем образования. С его помощью строится вертикальная иерархизированная модель социальной структуры, в рамках которой выделяют, как правило, шесть или семь классов, различающихся в соответствии с их индексом. В данном случае принято говорить не о стратах, а о классах, так как предполагается определенное сближение, слияние нескольких слоев по трем вышеуказанным параметрам. Так, одна, из популярных в западной социологии моделей социальной стратификации выделяет следующие семь классов: 1) высший класс менеджеров, предпринимателей, администраторов; 2) предприниматели и менеджеры среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкие собственники и предприниматели; 5) специалисты и техники, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие, 7) неквалифицированные рабочие. В русле концепции многомерной стратификации и эмпирических показателей социально-классовой позиции было проведено немало сравнительных социологических исследований в индустриально - развитых странах Запада. В них была обнаружена тенденция к устойчивости существования указанных социальных групп и наличие потоков восходящей мобильности в средних классах.[8]
Думается, что в социальной структуре стран СНГ сейчас происходят такие сдвиги, которые в ближайшие годы могут привести к формированию аналогичной модели социальной стратификации. Но этот объективный процесс подрывается возникшей в последние годы “статусной инконсистенцией” - нарушением естественной связи между важнейшими показателями социального статуса: доходом, уровнем образования и престижем профессии. В современной Украине, например, уровень дохода, материального благополучия не всегда коррелирует с уровнем образования и сама шкала престижа профессии в значительной степени деформирована. Главная причина - существование кризисных, застойных явлений в экономике, отсутствие социального заказа на квалифицированных специалистов, преобладание в системе рыночных отношений финансово-торгового капитала и другие параметры свидетельствуют о том, что страна находится в самом начале движения в сторону создания рыночной экономики. Однако концепция многомерной социальной стратификации, претендующая на концептуализацию и обобщение форм социального неравенства, существующего в обществе, помимо вертикальной стратификации, должна учитывать и горизонтальную стратификацию или социальную гетерогенность, которая будет включать в себя такие параметры, как пол, возраст, национальность, место проживания и т.п.
Попыткой преодоления этого противоречия явилась концепция параметров социальной структуры, разработанная известным американским социологам П. Блау. Под социальной структурой он понимает многомерное пространство различных социальных позиций, среди которых распределяется население. Будучи приверженцем эмпирического структурализма, он заявляет о том, что именно социальная позиция, занимаемая человеком в обществе, а не нормы и ценности, является главным детерминатором его поведения. В этом пункте его теория близка к точке зрения сторонников концепции социальных сетей, но, в отличие от них, П. Блау придерживается традиционной для социологии макро ориентации. Он исследует, в первую очередь, то, как бы создать всеобъемлющую модель социальной структуры, учитывающей самые различные параметры социальной дифференциации как горизонтальной (он называет ее “номинальной”), так и вертикальной, статусной (“градационной”). Такую модель можно построить на основе “ординарных” параметров, представляющих собой комбинацию двух предыдущих. Важной стороной концепции П. Блау является то, что он стремится одолеть ограниченность социально-профессиональной модели социальной структуры, к анализу которой и сводится большая часть исследований в области социальной стратификации. В то же время приверженность канонам эмпиризма не дает ему возможности теоретически обосновать свою концепцию, поскольку вся его методология сводится к призыву наряду с факторами социального неравенства учитывать также и социальную гетерогенность, порождаемую процессом горизонтальной социальной дифференциации. Считая, что процесс социальной дифференциации в современном индустриальном обществе продолжает набирать силу, он, вместе с тем, полагает, что социальная дифференциация должна автоматически порождать, усиливать процесс социальной интеграции, хотя здесь могут возникнуть и определенные противоречия. В рассуждениях П. Блау обращает на себя внимание одно обстоятельство, присущее представителям эмпирической традиции в изучении социальной стратификации - все они явно или не явно принимают популярную в западной социологии концепцию технологического детерминизма, придающую ключевую роль в развитии общества НТП, игнорируя при этом многие другие обстоятельства, без которых этот прогресс был бы не возможен, в господствующую систему ценностей. Идеологию и мораль, не говоря уже о громадном значении таких социальных институтов как политика, государство, право и пр.[4]