Лекция 3. Основные приемы построения композиции. Метр и ритм.




Еще раз повторим, что композиция – произведение рукотворное. Поэтому первый этап работы над нею можно сравнить с трудом каменотеса, который мощными ударами высекает из каменной глыбы грубую болванку будущей скульптуры.

Построение этой абстрактной модели осуществляется с помощью одного или сразу нескольких приемов. Эти приемы принято группировать парами, противоположными по своей природе:

1. Метр и ритм.

2. Контраст и нюанс.

3. Статика и динамика.

4. Симметрия и асимметрия.

 

Примеры первой пары – «Бусы, четки» + «Три медведя», второй – «Мама и ребенок» + «Влюбленная Пара», третьей – «Квадрат» + «Параллелограмм», четвертой – «Эсмеральда» + «Квазимодо».

 

 

Примеры «Метра и Ритма» – «Бусы и четки» (вверху», версонажи русской народной сказки «Три медведя» (внизу)

 

Примеры «Контраста» и «Нюанса» – «Мама и Дитя» (слева), «Влюбленная Пара» (справа)

 

 

Примеры композиций «Статика» (слева) и «Динамика» (справа)

 

 

Примеры «Симметрии» в живой природе

 

 

Пример «Асимметрии» – «Эсмеральда и Квазимодо» (В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»)

 

В качестве активного самостоятельного приема построения композиции считают также членения («трещины, следы ударов»). Они могут быть «вертикальными», «горизонтальными», «косыми», «параллельными» и «пересекающимися».

 

 

 

Примеры композиционных «членений» – магические знаки из пещеры Мас д` Азиль (Франция). Эпоха мезолита.

 

Все эти приемы определяют общий характер будущей композиции и ее название: «Контрастная композиция», «Ритмичная К.», «Симметричная К.» и т. д.

Метр и ритм – первая возможная пара приемов построения композиции. Известный архитектор-конструктивист М.Я. Гинзбург (1892-1946) в 1923 году опубликовал доклад «Ритм в архитектуре», в котором написал следующее: «Ритмом наполнена вселенная!».

Метр (метрический повтор) – неоднократное, выполняемое с одинаковым интервалом повторение одного и того же элемента, его пространственная трансляция.

 

 

Метрические мотивы в фронтальных композициях (студенческие работы АФ ТГАСУ)

Использование метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении всех составных частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Каковы же объективные закономерности его установления?

Метр − простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует:

- сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения;

- выделение в метрическом ряду отдельных групп элементов;

- установление разрядок (интервалов) между группами;

- «оживление» метрического ряда за счет включения в него визуальных акцентов;

- изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

 

Примерами метрических повторов в архитектуре являются чередования оконных проемов и простенков в здании, колоннады и аркады античных и средневековых храмов и общественных зданий, ряды кресел в партере, балконов и лоджий в театрах и т. п.

 

 

Примеры метрических композиций в архитектуре (фасады зданий, зрительские места в театре)

 

Метрический ряд может быть простым (повтор одного элемента) и сложным (чередование нескольких разнохарактерных элементов).

Примерами сложного метра могут служить архитектурные ордера, ковровый орнамент, римский акведук, стая или косяк животных (зверей, птиц, рыб).

 

Античные колоннады – примеры метра в архитектуре (Парфенон, Одеон Аттика в Афинах)

 

 

 

Древнеримские акведуки, средневековые аркады – примеры метра в архитектуре

 

 

Примеры композиционного метра в живой природе

 

Хотя метр сам по себе – довольно активный и популярный композиционный прием в архитектуре и искусстве, при его бесконечном повторении у зрителя может возникнуть ощущение унылой монотонности. Поэтому метрический повтор должен иметь развитие в более сложные системы гармонически скоординированных элементов. Они именуются ритмами. Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто − ритмизация формы.

Ритм (греч. rhytmos) – чередование соизмеримых элементов, происходящее с закономерной, нарастающей или убывающей, частотой (прогрессией):

- арифметическая (b = a + с);

- геометрическая (b = а × с);

- гармоническая (b = 1,618 × a).

 

 

 

 

 

 

 

Ритм – равномерное нарастание или убывание размеров, масс, пространств, длины цветовых волн (радуга), тона (монохромная шкала – переход от белого цвета к черному) и т. п. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению. Он сообщает форме активное движение, может усиливать или ослаблять динамику ее визуального перемещения в пространстве как по вертикали, так и по горизонтали. Однако в любых вариантах ритм в композиции должен иметь свое «начало» и «конец».

 

 

Упражнение 2. «Метр и ритм в композиции»

 

Ритм − более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции (размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов и плоскостей). Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер − резко или плавно изменяющийся.

Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм. Это − квадраты, треугольники, ромбы и т. п. Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм − парабол, овалов, спиралей и т. п. В то же время окружность в этот ряд не включается – она образуется на основе формирования метрического, т. е. равномерно изменяющегося множества.

Наиболее характерный прием построения ритма − изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое − «напряженной». Однако чрезмерно резкое изменение величины элементов может привести к разрушению композиционно-ритмического строя.

Другой распространенный прием − изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые − за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение − к ее облегчению

Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрическая форма, рельеф и др. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы, подвержены эмоционально-зрительной оценке. Их восприятие основывается на ощущении постепенного нарастания или резкого убывания тех или иных свойств элементов композиции (например, насыщенности цвета).

Как метр, так и ритм могут быть составлены из одного или нескольких рядов, т. е. быть простыми или сложными (многорядными). Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием разных метрических, метрических и ритмических или одних ритмических рядов. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной:

- параллельная направленность − когда свойства элементов в рядах одинаково изменяются, например, возрастает яркость, увеличивается величина и т. д.;

- встречная направленность − когда свойства изменяются неодинаково, например, яркость возрастает, а величина уменьшается.

От такой направленности во многом зависит общий характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, либо более успокоенным, построенным на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов. При случайном, «броуновском» расположении элементов композиция разрушается.

Важно учитывать, что ритм может развиваться в разных координатных направлениях − по вертикали, горизонтали и в глубину. При совмещении рядов разной координатной направленности образуется чрезвычайно сложный ритмический строй композиции. Он особенно ярко проявляется при использовании ритмических элементов в линейной форме. Важным средством его раскрытия служит так называемая ритмическая партитура композиции. Это графическое изображение формы, фиксирующее ритмическое расположение главных ее элементов. Такая схема в принципе должна сопровождать всякую дизайнерскую разработку.

 

 

Примеры ритмических закономерностей в исторической и современной архитектуре

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: