Инструкция (08.11.21)
1. Изучить тему, сделать краткий конспект
2. Выполнить домашнее задание
3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю до 11.11.21. В качестве обратной связи использовать личное сообщение в контакте https://vk.com/id158038825.
1. Изучение нового материала:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИДЫНАЛОГОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Налоговая система — это, прежде всего совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ.
Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.
Принципы построения российской налоговой системы сформулированы в части первой НК РФ, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Общепризнанны следующие две функции налогов:
• фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;
• регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.
Признаки налогов:
1. Безвозмездность;
2. Легитимность (законность);
3. Категоричность (обязательность).
Критерии качества налоговой системы:
• сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы предполагает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
• эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
• стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен;
• эффективность социальной политики. Обеспечивается при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
• полнота и своевременность уплаты налогов. Могут быть обеспечены за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов.
Система налогов — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).
Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конк ретных социально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.
Налоговая система в РФ включает в себя следующие подсистемы:
1. Законодательная подсистема. Включает в себя: законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Её функция – осуществление правового обеспечения налоговой системы.
2. Подсистема налогового контроля. Включает в себя: налоговые органы, органы внебюджетных фондов, таможенные органы. Её функция – обеспечивать контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
3. Банковская подсистема. Включает в себя: банки и органы федерального казначейства. Её функция – обеспечить перечисление и зачисление налогов и сборов.
4. Подсистема судопроизводства. Включает в себя: арбитражный суд, суды общей юрисдикции. Её функция – рассмотрение налоговых споров.
5. Правоохранительная подсистема. Включает в себя: органы внутренних дел. Её функция – обеспечить экономическую безопасность государства в области налогов и сборов.
Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило, прежде всего, фискальная функция.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.
Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц (система льгот, поощрений).
Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.
Система налогов и сборов РФ – это совокупность налогов и сборов, установленных на территории РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:
Федеральные налоги и сборы:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• подоходный налог с физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
• государственная пошлина;
• таможенные пошлины и таможенные сборы;
• налоги на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог
• федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
- дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование и дарение;
- местные лицензионные сборы.
Классификация – это разделение налогов на группы по какому-либо из признаков.
1. Классификация по уровню бюджета: федеральные, региональные (субъекта РФ), местные.
2.Классификация по способу изъятия: прямые (взимаются непосредственно с доходов) и косвенные (входят в цену товара);
3.Классификация по назначению: общие (поступают в общий бюджет соответствующего образования) и целевые (имеют конкретное назначение).
По объектам обложения налоги делятся:
1. на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
2. налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
3. налог на имущество (предприятий и граждан);
4. налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
5. налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты. Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.
Прямой налог представляет непосредственное изъятие из дохода или стоимости имущества. К нему относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.
Косвенный налог представляет скрытое изъятие дохода через его включение в цены на продаваемые товары. К этому виду относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи.
Налоговое законодательство – это совокупность законов и подзаконных актов, которые определяют основы налогообложения в государстве.
Налоговый кодекс – это комплексный нормативно-правовой акт, в котором определены правовые основы налогообложения РФ.
Налоговые правоотношения – это отношения в области финансов, которые регулируются нормами налогового права (ст.2 НК РФ).
Участники налоговых правоотношений
Налогоплательщики и налоговые агенты | Органы государственной власти |
Организации | Налоговые органы |
Индивидуальные предприниматели | Таможенные органы |
Физические лица | Правоохранительные органы |
Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст.19 гл. 3 НК РФ)
Организации – это юр лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Юридическое лицо – это организация, которая выступает в качестве участника гражданских, в том числе хозяйственных, отношений. Юридическое лицо имеет свой баланс, гербовую печать и расчетный счет в банке, свой устав, своё обособленное имущество.
Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и индивидуальные предприниматели.
Индивидуальные предприниматели - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Элемент налогообложения – это составная часть налога.
Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.
Налоговую ответственность можно определить как обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, подвергнуться мерам государственного принуждения, предусмотренным санкциями НК РФ.
В частности, к ним относятся:
- несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
- непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
- ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
- неуплата (полная или частичная) налогов;
- отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.
Налоговая ответственность характеризуется следующими признаками:
— она основана на государственном принуждении;
— она наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;
— ее субъектами могут быть организации и физические лица;
— для правонарушителя она выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера.
Объект налогового правонарушения — налоговые правоотношения, на которые может быть направлено противоправное поведение.
Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее нарушение, которое может быть привлечено к ответственности.
В соответствии с Кодексом организации несут следующую ответственность:
• штрафы — за совершение налоговых правонарушений. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае — взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу;
• пени — за несвоевременное перечисление налогов и сборов. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке. Начисление пени производится за каждый календарный день рассрочки уплаты налога в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБРФ.
Административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. Этот вид ответственности предусматривает уплату штрафа. Административные штрафы вправе налагать на виновных лиц районный или мировой судья. Размер штрафа зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Уголовная ответственность — правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.
2. Домашнее задание:
- составить краткий конспект по пройденному материалу,
- составить синквейны со словами: налог, ответственность, система