ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НАЛОГОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.




Инструкция (08.11.21)

1. Изучить тему, сделать краткий конспект

2. Выполнить домашнее задание

3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю до 11.11.21. В качестве обратной связи использовать личное сообщение в контакте https://vk.com/id158038825.

1. Изучение нового материала:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИДЫНАЛОГОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Налоговая система — это, прежде всего совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ.

Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Принципы построения российской налоговой системы сформулированы в части первой НК РФ, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Общепризнанны следующие две функции налогов:

фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.

Признаки налогов:

1. Безвозмездность;

2. Легитимность (законность);

3. Категоричность (обязательность).

Критерии качества налоговой системы:

сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы предполагает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен;

эффективность социальной политики. Обеспечивается при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

полнота и своевременность уплаты налогов. Могут быть обеспечены за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов.

Система налогов — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).

Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конк ретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.

Налоговая система в РФ включает в себя следующие подсистемы:

1. Законодательная подсистема. Включает в себя: законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Её функция – осуществление правового обеспечения налоговой системы.

2. Подсистема налогового контроля. Включает в себя: налоговые органы, органы внебюджетных фондов, таможенные органы. Её функция – обеспечивать контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

3. Банковская подсистема. Включает в себя: банки и органы федерального казначейства. Её функция – обеспечить перечисление и зачисление налогов и сборов.

4. Подсистема судопроизводства. Включает в себя: арбитражный суд, суды общей юрисдикции. Её функция – рассмотрение налоговых споров.

5. Правоохранительная подсистема. Включает в себя: органы внутренних дел. Её функция – обеспечить экономическую безопасность государства в области налогов и сборов.

Налоговая система как единое целое и каждый от­дельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило, прежде всего, фискальная функция.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.

Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц (система льгот, поощрений).

Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

Система налогов и сборов РФ – это совокупность налогов и сборов, установленных на территории РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:

Федеральные налоги и сборы:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерально­го сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог с физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• государственная пошлина;

• таможенные пошлины и таможенные сборы;

• налоги на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоло­гическими ресурсами;

• лесной налог;

• водный налог;

• экологический налог

• федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

- дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование и дарение;

- местные лицензионные сборы.

Классификация – это разделение налогов на группы по какому-либо из признаков.

1. Классификация по уровню бюджета: федеральные, региональные (субъекта РФ), местные.

2.Классификация по способу изъятия: прямые (взимаются непосредственно с доходов) и косвенные (входят в цену товара);

3.Классификация по назначению: общие (поступают в общий бюджет соответствующего образования) и целевые (имеют конкретное назначение).

По объектам обложения налоги делятся:

1. на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

2. налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

3. налог на имущество (предприятий и граждан);

4. налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

5. налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной вла­сти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в со­ответствующие бюджеты. Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фон­ды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Прямой налог представляет непосредственное изъятие из дохода или стои­мости имущества. К нему относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный на­лог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Косвенный налог представляет скрытое изъятие дохода через его включение в цены на продаваемые товары. К этому виду относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи.

Налоговое законодательство – это совокупность законов и подзаконных актов, которые определяют основы налогообложения в государстве.

Налоговый кодекс – это комплексный нормативно-правовой акт, в котором определены правовые основы налогообложения РФ.

Налоговые правоотношения – это отношения в области финансов, которые регулируются нормами налогового права (ст.2 НК РФ).

Участники налоговых правоотношений

Налогоплательщики и налоговые агенты Органы государственной власти
Организации Налоговые органы
Индивидуальные предприниматели Таможенные органы
Физические лица Правоохранительные органы

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст.19 гл. 3 НК РФ)

Организации – это юр лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Юридическое лицо – это организация, которая выступает в качестве участника гражданских, в том числе хозяйственных, отношений. Юридическое лицо имеет свой баланс, гербовую печать и расчетный счет в банке, свой устав, своё обособленное имущество.

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Элемент налогообложения – это составная часть налога.

Налоговая ответственность — применение уполномоченными орга­нами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Нало­говая санкция является мерой ответственности за совершение правона­рушения.

Налоговую ответственность можно определить как обязан­ность лица, виновного в совершении налогового правонару­шения, подвергнуться мерам государственного принуждения, предусмотренным санкциями НК РФ.

В частности, к ним относятся:

- несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;

- непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;

- ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;

- неуплата (полная или частичная) налогов;

- отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

Налоговая ответственность характеризуется следующими признаками:

— она основана на государственном принуждении;

— она наступает за совершение виновного противоправ­ного деяния, содержащего признаки налогового правонару­шения;

— ее субъектами могут быть организации и физические лица;

— для правонарушителя она выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера.

Объект налогового правонарушения — налоговые пра­воотношения, на которые может быть направлено противо­правное поведение.

Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее нарушение, которое может быть привлечено к ответственности.

В соответствии с Кодексом организации несут следующую ответ­ственность:

штрафы — за совершение налоговых правонарушений. Штраф мо­жет быть уплачен добровольно, в противном случае — взыскан с на­логоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу;

пени — за несвоевременное перечисление налогов и сборов. В от­личие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплатель­щика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке. Начисление пени производится за каждый календарный день рассрочки уплаты налога в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБРФ.

Административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими ад­министративное правонарушение. Этот вид ответственности преду­сматривает уплату штрафа. Административные штрафы вправе нала­гать на виновных лиц районный или мировой судья. Размер штрафа зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Уголовная ответственность — правовое последствие совершения пре­ступления, когда к виновному применяется государственное принужде­ние в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

 

2. Домашнее задание:

- составить краткий конспект по пройденному материалу,

- составить синквейны со словами: налог, ответственность, система



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: