Социология - система знаний




 

Известно, что система — это совокупность элементов, образующих целостность. Наличие определенной структуры — устойчивых связей между элементами — одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между ними. Определить социологию как систему знаний — значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена процедура, вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.

социология исследование общность

Структура социологии

 

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества, признавался марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений, школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих специфику развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития общества, теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Мангейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории — изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

В качестве объекта той или иной науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Эта реальность обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-то образом проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект науки является элементом реальности, которую исследователь регистрирует как некую данность.

Состояние научного знания в современной социологии выражается в ее предмете. Каждая наука вырабатывает свои понятия, с помощью которых она описывает ту или иную реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Например, физика описывает физическую реальность через такие понятия, как гравитация, инерция, электрическое взаимодействие и т.д. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью.

Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное.

Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.

Трактовка предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялась. Каждый из социологов описывал предмет социологии с помощью различных понятий.

Один из наиболее значительных теоретиков социологии Г. Спенсер определял социологию как науку, которая изучает социальные группы. Предметом социологии, по его убеждению, являются процессы образовании, развития, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи как свойства, общие для всего человечества, так и особенности, свойственные определенной расе.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей.

Множественность подходов в определении социологии определяет ее структуру как многоуровневую. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Вместе с тем, различные взгляды социологического знания опираются на существующие объективно два уровня социологического анализа:

- макроуровень, где исследуются крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки времени. Это социальные связи, возникающие во взаимодействии основных социальных институтов – семья, государство, религия, информация. Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействия на такие изменения. Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическому уровню;

- микроуровень, где общество экстраполируется через социальные явления, такие, как их представляют люди при взаимодействии друг с другом, выражая через свое поведение, поступки, мотивы и потребности. Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучение механизмов людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. На микросоциологическом уровне изучаются индивидуальное поведение и его проявления в обществе.

Говоря о структуре социологического знания, большинство отечественных и зарубежных ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания.

Первый уровень – фундаментальные общесоциологические теории. Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик и техники социологических исследований. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе основных понятий социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др.

Второй уровень – прикладные социологические исследования (прикладная социология). Чтобы узнать существо социальных процессов, необходимо иметь о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования.

Социологические данные в прикладном социологическом исследовании собираются с помощью различных методов (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

В целом прикладная социология представляет собой сложное сочетание теоретических и эмпирических исследований. Программа любого социологического исследования содержит следующие теоретические моменты: определение цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, теоретическая интерпретация понятий, операционализация понятий, выдвижение и проверка гипотез. В прикладном социологическом исследовании содержится весь инструментарий исследования (анкеты или вопросники) и методы исследования.

По мере возрастания требований к практическому решению проблем современного общества возникла необходимость в изучении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизни человеческого общества: социальных общностях и социальных институтах.

Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в оборот американским социологом Р.Мертоном. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы:

- теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.);

- теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, территориальных общностей и др.);

- теории социальных процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов урбанизации, социология общественных движений).

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как эмпирическими исследованиями, которые поставляют необходимый материал для их создания и развития, так и с социологическими теориями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теории среднего уровня позволяет им сыграть роль связующего звена между высокой теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

 

Заключение

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции: познавательная, прогностическая, функция социального проектирования, социально-технологическая, управленческая и идеологическая. Социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры. Социология как наука имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции.

Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития. Теория социальных революций – одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. Устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на новый уровень, более высокой общественно-экономической формации. Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал, не боятся ее разрушительного действия.

Список использованной литературы:

 

1. Алашеев Т.Н. Социология и социальные науки // Российский Экономический Журнал. 2005. №10.

2. Сафронова В.М. Становление социологии как науки. М.ИНФРА-М. 2008.

3. Сергиенко И. Взаимодействие социологии с другими науками // Экономист. 2006. №1.

4. Ельмеев В. Я. Предмет и источники социологии // Социология экономики и управления. 2007. №3.

5. Общая социология.: Учебное пособие/Под. Общей ред. проф. А.Г. Эфендиева.-М.:ИНФРА-М,2005.

6. https://slovari.yandex.ru/социология/БСЭ/Социология/.

7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3374/СОЦИОЛОГИЯ/.

8. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php/.

 

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: