Русская живопись XVIII в.




ТЕМА 5. Культура России в XVIII в.

Становление культуры нового времени.

Развитие образования.

Становление науки.

Литература и общественная мысль.

Развитие архитектуры.

Русская живопись XVIII в.

Театр и музыка.

Становление культуры нового времени

 

XVIII век стал временем перелома в истории России. Московское царство становится Российской империей – одной из великих держав Европы со столицей в Петербурге. В результате преобразований во всех сферах жизни страны формируется мощное военно-бюрократическое государство. Происходит территориальное расширение страны, получающей выход к Балтийскому, а затем Черному морям. Возникают новые города, строятся верфи и мануфактуры. Расширяются связи с государствами Западной Европы. Столетие открывается реформами Петра I. В самом общем смысле это выражается в европеизации всех областей жизни, решительным сдвигом от средневековья к новому времени. Социально-экономическому и политическому развитию задается как бы ускоренный темп, что сказывается на всей культурной эволюции.

Относительно независимые прежде религия и церковь оказываются под властной рукой государства и фактически выполняют роль духовного аппарата власти. Петр I решительно пресекает попытки церкви дать оценку его преобразовательным деяниям, в результате чего утверждается светская культура. Именно она выходит на первый план, оставив старой церковной культуре место в монастырских обителях. Создаются города с их промышленной инфраструктурой, расширяется сфера влияния просвещения, оно становится светским, накопление знаний принимает целенаправленный, рационалистический характер, что позволяет говорить уже о становлении науки, когда стало возможным перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. дворянская монархия достигает расцвета. Не случайно в последующие века будет жить полулегендарное воспоминание о «золотом веке» «веселой Елизаветы» и «матушки Екатерины». Это время – начало оформления и роста общественной мысли и отечественного самосознания, в центре которого – идея свободы в широком смысле этого слова. С ней связано уникальное явление русской культуры, которое затем оформится в понятии интеллигенции. Напряженность и динамизм развития общественной мысли сопровождается быстрым прогрессом в области художественного творчества. Вторая половина века по праву считается одной из самых значительных вех в истории русского искусства и архитектуры. В эту эпоху осваиваются все их виды и жанры, а сам процесс творчества протекает свободно и естественно в формах нового времени. Появляются произведения, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. Русские зодчие, ваятели и живописцы венчаются лаврами прославленных академий Европы. Архитектор В.И. Баженов избирается профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптор Ф.И. Шубин – членом Болонской академии, живописец А.П. Лосенко удостаивается трех медалей Парижской академии. В культуре XVIII в. на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.

 

Развитие образования

 

В культуре XVIII в. основным созидательным элементом были представители господствующего класса дворян. Частично приобщались и участвовали в культурной эволюции выходцы из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Но они, как правило, занимали ту нишу, которая выходила за пределы интересов и потребностей дворянства. Крестьянская масса, задавленная рабским трудом, нищетой, не имеющая доступа к образованию, фактически была изолирована, отгорожена от процесса культурного созидания. С начала XVIII в. в России впервые начали появляться государственные гражданские школы различных типов. Организация таких школ началась с устройства в Москве в Сухаревой башне школы математических и навигацких наук. Директором Навигацкой школы был назначен Фарварсон, профессор, приглашенный из Англии. Из Англии были приглашены и первые преподаватели. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».

В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Существовали два подготовительных начальных класса: «русская школа» и «цифирная школа». Количество учащихся было установлено в 500 человек. Это была первая школа в Европе, где в государственном масштабе осуществлялась профессиональная подготовка на основе широкого общего образования.

Определенного срока обучения установлено не было. Учащиеся изучали одну науку за другой и выпускались по мере готовности и по мере необходимости в них в различных ведомствах. Выпускники школы становились не только моряками, но и инженерами, артиллеристами, землемерами, чиновниками. В качестве преподавателя здесь работал Леонтий Магницкий.

В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены к морю, в Петербург, где была организована Морская академия для 300 учащихся. Там стали преподавать арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию, морскую съемку, артиллерию, мушкетное дело, фортификацию, военный строй, географию, кораблестроение.

Учащихся брали и в походы эскадры, приучая к практике морской службы. Учились здесь в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. Из московской, петербургской и прочих навигацких школ вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, типографов, бомбардиров.

По типу Навигацкой школы к 1712 г. в Москве организовали еще две школы - инженерную и артиллерийскую. Комплект учащихся был определен в 100-150 человек. Позднее (после 1719 г.) московскую инженерную школу переместили в Петербург. Ее выпускники комплектовали инженерную роту, располагавшуюся в Петербурге. В 1707 г. в Москве при военном госпитале открыли Медицинское училище с пятилетним курсом, на 50 учеников. При нем были созданы «Анатомический театр» и «Аптекарский огород». В 1721 г. учредили школу для будущих канцелярских служащих. Особое значение приобрели учебные заведения, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. при Олонецких заводах появилась горная школа.

Открываются горные училища при других заводах. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах были основаны школы для детей мастеровых и подьячих. В них готовили оружейников, кузнецов, слесарей, столяров. С 1701 г. при Посольском приказе открыли школу переводчиков. Русских учеников из детей бояр, купечества и разночинцев обучали шведскому, латинскому, немецкому, голландскому, греческому, итальянскому, французскому языкам. Обучение было бесплатным, и выпускники принудительно зачислялись на государственную службу. Число учащихся доходило до 50 человек.

Создание новых учебных заведений наравне с существованием Славяно-греко-латинской академии позволило образованию сделать значительный шаг вперед. Эти академии стали местом подготовки учителей для провинциальных школ, организованных позднее. Итак, государственные светские школы этого времени были преимущественно специальными, с профессиональным уклоном. Если ученика посылало в школу правительство, то ему платилось жалование, за неисполнение обязанностей он подвергался взысканиям. Школа готовила к государственной службе, и потому должна была быть профессиональной – такова главная мысль Петра-преобразователя. В 1717 г. выпускается постановление об открытии в провинциях «цифирных» школ, в которых предполагается преподавать грамоту, арифметику и часть геометрии. В качестве учителей в каждую губернию в эти школы направляется по два выпускника Московской школы или Морской академии. К 1722 г. цифирные школы существуют уже в 42 городах. При возникновении этих школ они были предназначены для всех граждан, «молодых робяток из всяких чинов людей».

Однако к 1727 г. в существовавших тогда цифирных школах числилось 2000 человек, из которых: 931 – дети духовенства; 402 – солдатские, 374 – дети приказных, 93 – дети горожан, 53 – дети дворян. Крестьянских детей в эти школы было «принимать не велено», так как крестьянская профессия «обучения не требует». По мере развития епархиальных училищ, в которые перешла значительная часть учащихся цифирных школ - дети духовенства, цифирные школы приходили в упадок; дети дворян учились либо дома, либо в предназначенных для их сословия учебных заведениях, а потому в 1744 г. цифирные школы были присоединены к гарнизонным школам. Зато число солдатских гарнизонных школ постепенно увеличивалось. В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. – уже 108, где обучалось до 9 тысяч солдатских детей.

Существовали военные национальные школы на Кавказе. При Петре I была создана светская школа, но система общего образования еще не сложилась. Школы, училища, академии создавались в спешке, вызванной потребностями войны, преобразованиями государственного и экономического порядков. Дворяне обязаны были начинать службу «с фундамента» – солдатами и матросами, а потому нередко обучались вместе с выходцами из других сословий. Система дворянского образования начинает складываться в 30-е годы века. В 1731 г. в Москве создали Шляхетский кадетский корпус – специальное учебное заведение для дворянских детей. В 1752 г. появился Морской шляхетский корпус, а в 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Большинство дворянских недорослей обучались дома с приглашенными для этого учителями из иностранцев, или же в частных пансионах.

Высшее образование в России начинается с организации в Москве университета. Московский университет принял первых студентов в 1755 г. на три факультета – философский, юридический и медицинский. Организатором и куратором университета был влиятельнейший елизаветинский вельможа Иван Иванович Шувалов, а идейным строителем – гениальный М.В. Ломоносов. Именно он разработал проект организации университета, добился, чтобы он был бессословным и светским учебным заведением (не было богословского факультета). Первоначально в стенах университета обучались преимущественно дети разночинцев. И только при Екатерине II университет становится дворянским учебным заведением.

При университете существовала гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев, которая подготавливала для поступления в университет. М.В. Ломоносов создал для этого заведения два учебника – «Риторику» и «Российскую грамматику». В отличие от европейских университетов обучение в Московском в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов – лучших и наименее обеспеченных – предусматривалось казенное содержание. Еще одно отличие состояло в том, что преподавание велось на русском языке, а не на латыни. Заботами того же И.И. Шувалова в 1757 г. в Петербурге были открыта Академия художеств. Он подарил Академии свою библиотеку и коллекцию картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Веронезе и других великих мастеров. При Академии было устроено училище для мальчиков, куда каждые три года набирали по 60 человек. 12 лучших выпускников Академии отправлялись учиться за границу – во Францию, Италию за казенный счет. Во второй половине XVIII в. потребность в организации более широкой системы образования ощущалась все более остро. Этого же требовала сама идеология эпохи «просвещенного абсолютизма». В общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам. По инициативе Екатерины II проекты школьного образования были поручены одному из образованнейших представителей русской знати – Ивану Ивановичу Бецкому. Главная идея плана Бецкого, который опирался в своих воззрениях на французских просветителей, отчасти на А. Локка и Я. Коменского, заключалась в создании из молодого поколения «новой породы людей» – гуманных, образованных, воспитанных. Он писал: «Корень всему злу и добру – воспитание». Бецкий заявил о себе как сторонник сохранения закрытых сословных учебных заведений:

• для дворянских детей – привилегированные кадетские корпуса и институты благородных девиц;

• для разночинцев – коммерческие, медицинские, горные профессиональные школы, художественные училища, воспитательные дома;

• для детей священнослужителей – духовные семинарии и академии. Детям крепостных крестьян место в этой системе образования не было предусмотрено. Самым знаменитым детищем Бецкого стал Смольный институт благородных девиц с широкой программой обучения и воспитания. При институте было особое «мещанское отделение». В 1782 г. была образована комиссия во главе с сенатором П.В. Завадовским, которому поручалось продумать и оформить основные документы реформы школьного образования. Первым итогом работы «Комиссии об учреждении училищ» было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. Затем такие училища были открыты в 25 губерниях. В уездных двухклассных училищах преподавались чтение, письмо, чистописание, рисование, начала арифметики и священная история. Главные губернские училища приближались по типу к средней школе, здесь в учебную программу были включены российская грамматика, арифметика, геометрия, механика, физика, российская и всеобщая география, российская и всеобщая история, архитектура, делопроизводство.

Принципиально новым было то, что «Устав народных училищ», предусматривал создание единой системы светской школы от малого народного училища до университета. В училищах впервые вводилась классно-урочная система. Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс. человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и около 60 закрытых дворянских учебных заведений. Потребности образования и распространения научных знаний способствовали развитию типографского дела. Открывались новые типографии в Москве и в Петербурге, причем как государственные, так и частные.

С 1708 г. книги гражданского содержания стали печатать новым шрифтом, более упрощенным и четким. Произошел переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. С петровских времен широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами и чертежами учебники, словари, специальные руководства. В последующие десятилетия круг печатной продукции неуклонно расширялся.

С книгой стали конкурировать журналы, как более оперативный тип печатной информации. Можно считать, что во второй половине века появились новые профессии (как род занятий) – издатель и журналист. Примером может служить Н.И. Новиков. Сама Екатерина II не чуждалась этой сферы деятельности и выпускала собственный журнал «Всякая всячина». С конца 1702 г. стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости». В 1728 член Академии наук Миллер основывает «Санкт-Петербургские ведомости», которые, по образцу английских газет, не только сообщают новости, но и занимаются распространением знаний. В 1791 г. Н.М. Карамзин начинает выпускать «Московский журнал», где публикует собственные произведения, литературно-критические статьи и переводы. В 1719 г. была открыта Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей.

 

Становление науки

 

Практические потребности Российского государства (поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий) вызвали пристальное внимание к наукам, преимущественно естественным. При Петре I успешно изучалась сама Россия. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, проводили геологические изыскания, картографирование страны. За 1700-1711 гг. было открыто 121 рудное месторождение (железа, меди, серебра, угля, нефти). Были собраны коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этнографии и для составления географических карт. В 1720 г. первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмидта проводила комплексное изучение Сибири. Результатом научной экспедиции для разведки земель Средней Азии и Прикаспия стала первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Соймонова и К. Вердена, которую Петр I подарил Парижской академии наук и был избран ее членом. Впервые на карты было нанесено Аральское море, о существовании которого в Европе не знали. Своеобразным итогом в области просвещения и науки стало открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций.

В ее системе находились университет и гимназия, которые готовили кадры будущих академиков. У Академии имелась прекрасная научная инфраструктура: библиотека, музей, типография, ботанический сад, физическая и химическая лаборатории, и что особенно важно (в отличие от академий Западной Европы), она располагала твердым государственным бюджетом. В послепетровское время Академия наук стала центром научной мысли в России. С ней связана деятельность крупнейших математиков XVIII в. Эйлера и Бернулли. Академия наук приняла участие в организации двух Камчатских экспедиций. В составе второй экспедиции действовали великий мореплаватель В. Беринг и пять отрядов Северной экспедиции, возглавляемые замечательными русскими первопроходцами С. Малыгиным, братьями Д. и Х. Лаптевыми и другими исследователями, нанесшими на карту и описавшими все северное побережье Сибири.

Велик вклад в исследование Сибири ученых Академии наук – ботаника Гмелина, историка Миллера, астронома Делиля, этнографа и географа С. Крашенинникова. Перу С.П. Крашенинникова принадлежит труд «Описание земли Камчатки», переведенный тогда же на основные европейские языки. В июле 1741 г. В. Беринг, А. Чириков первыми из европейцев достигли северо-западного побережья Америки.

Говоря о русской науке того времени, нельзя не поставить на первое место М.В. Ломоносова (1711-1765). В 1745 г. он стал первым русским профессором и членом Академии наук. Проявляя универсальность научных интересов, Ломоносов занимался изысканиями в математике и физике, химии и астрономии, географии и геологии, биологии и языкознании, философии и истории. Во всех этих науках Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших свой век. Достаточно сказать, что он открыл закон сохранения материи и движения, стал одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшем «теорию теплорода». Великий русский ученый высказал важные суждения об атмосферном электричестве, открыл атмосферу Венеры, внес вклад в развитие горного дела и метеорологии. Перу Ломоносова принадлежат «Российская грамматика» и «Древняя Российская история». Работал он и в сфере художественной литературы (ода «На взятие Хотина», 1739 г., ряд других поэтических произведений). М.В. Ломоносову русская наука обязана еще и тем, что он много сил и энергии затратил на выдвижение национальных кадров, ведя борьбу с немецким засильем в Академии наук. Его ученики Н.Н. Поповский и А.А. Барсов стали первыми профессорами Московского университета. При жизни М.В. Ломоносова и при его содействии в науку вошла плеяда талантливых ученых: астроном С.Я. Румовский, математики М.Е. Головин и С.К. Котельников, натуралист И.И. Лепехин, юрист А.Я. Поленов и др.

Наука в XVIII в. развивалась прежде всего нуждами практики, поэтому наряду с научными изысканиями шел поиск новых инженерных решений, что особенно отчетливо проявилось в изобретательстве. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд девяти человек. Сын заводского мастера К.Д. Фролов, окончивший горную школу в Екатеринбурге, в 1760-е годы на уральском Змеиногорском заводе сконструировал лесопильню, рудоподъемник, водоподъемник, рельсовую внутризаводскую систему самодвижущихся и саморазгружающихся вагонеток.

Все эти сложные механические системы работали на энергии воды. И.И. Ползунов в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Д. Уатта) создал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую двухцилиндровую машину непрерывного действия.

Особое место в истории технической мысли России занимает выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818 гг.). В этой личности как бы сконцентрировалась талантливость русского народа, особенно когда этот талант бывает если не оценен, то по крайней мере замечен. Родился он в семье нижегородского мещанина. С детства определялся его интерес к механике. В саду Кулибиных был пруд со стоячей водой, и рыба в нем погибала. Молодой изобретатель придумал такое гидравлическое устройство, которое обеспечивало водообмен. Отец, увидев, что рыба в пруду стала плодиться, понял: увлечение сына, – дело серьезное.

Следует отметить следующие научные экспедиции:

• экспедиция Г.М. Миллера по изучению Сибири, собравшая грандиозную коллекцию богатых архивных материалов;

• академик П.С. Паллас провел ряд экспедиций в районы Поволжья, Урала, Крыма и др. Им был заложен фундамент геологических знаний о Восточной Европе, проведена граница между Европой и Азией по Уральским горам, описаны новые виды животных и растений, исследованы остатки мамонтов и других ископаемых животных. Венцом его деятельности стал труд «Путешествие по различным провинциям Российского государства» (т. 1-3, 1773-1788 гг.);

• академик И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва – Симбирск – Астрахань – Гурьев – Оренбург – Кунгур – Урал – побережье Белого моря и собрал материал по экономике, географии и этнографии этих районов;

• в 1768-1769 гг. экспедиция П.К. Креницына и М.Д. Левашова приступила к изучению русской Америки – Аляски. Это лишь малая толика того, что было сделано русскими естествоиспытателями и землепроходцами во второй половине XVIII в. Зарождение русской агрономической науки связано с потребностями развития помещичьего хозяйства. В ее основе лежали собственные эксперименты А.Т. Болотова, П.И. Рычкова, И. Комова, а также обобщение ими многовекового опыта крестьянства. Так, А. Болотов предложил систему севооборотов, правила обработки и удобрения почвы, способы борьбы с сорняками. Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова» (т. 1-4, 1870-1873), изданные уже в следующем веке, были с восторгом восприняты российской общественностью.

XVIII в. – время появления первых историографических трудов. Первый русский историк В.Н. Татищев (1686-1750) пишет «Историю Российскую с древнейших времен». Затем появилась «Древняя Российская история» М.В. Ломоносова, где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, подверг критике «норманскую теорию», высоко оценил древнерусскую культуру.

Попытки выработать общую концепцию отечественной истории предприняты в сочинениях И.И. Болтина и М.М. Щербатова. Благодаря интересу к прошлому России, ее истории начался широкий поиск по монастырям древних книг и рукописей (специальный указ Петра I). Из небытия были извлечены Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, жемчужина древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и др.

 

Литература и общественная мысль

 

В литературном процессе XVIII в. лежат два пласта творчества, которые развиваются параллельно, почти не соприкасаясь друг с другом. С одной стороны – это народное творчество, которое в силу традиции и специфики, в основном было устным, а творчество городских низов (сатирические пародии на чиновничество, продажный суд и т.п.) оформлялось в рукописных сборниках. Народное устное творчество развивалось в освоенных веками жанрах песни, сказания, сатирической сказки, юморески.

Общая тема – воспевание своих героев (Е. Пугачева, Б. Хмельницкого, Ермака и др.) и горькое повествование о безнадежной мечте – освобождении от крепостной неволи (знаменитый «Плач холопов» и др.). Дворянская литература развивалась динамично, освобождаясь от оков религиозного сознания, она стала во второй половине века одним из ведущих элементов светской русской культуры. В петровское время литература не дала ярких и крупных произведений.

Старые литературные жанры остались в лоне церкви. Новые – еще не были освоены. Поэтому ведущее место заняли повести или «истории», весьма несовершенные в художественном отношении, которые эксплуатировали в разных вариантах сюжет о «блудном сыне» в официозной трактовке («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре» и др.) Это были своего рода авантюрные повести, где прославлялся герой, судьбу которого определяло уже не провидение, а личные качества. Герои – молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума, науки и собственные способности, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в стадию классицизма. Особенно ярко русский классицизм проявился в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

Характерные особенности классицизма состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, проповеди просвещенности и просвещенного абсолютизма. Литераторы – сторонники классицизма, – изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков и добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, человеколюбие и жестокость. Русский классицизм, как составная часть господствовавшего в XVIII в. общеевропейского литературного направления, стоял ближе к реальной жизни, был теснее связан с традициями устного народного творчества. Русские писатели отдавали предпочтение стихотворным формам – оде, песне, сатире.

Фундамент новой словесности был заложен тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А.Д. Кантемир (1708-1744) написал первую сатиру, а затем цикл сатир. Основная тема – осмеяние невежества, высмеивание дворянской спеси. Будучи защитником привилегий дворянства, А. Кантемир тем не менее одним из первых в России поднял тему естественных прав человека. Заложенное А. Кантемиром сатирическое направление в течение двух веков определяло облик русской литературы.

В 1735 г. поэт В. Тредиаковский (1703-1769) осуществил реформу стихосложения, утвердив вместо силлабической – силлабо-тоническую систему. В своем теоретическом труде «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» отстаивал идею нового литературного языка как языка «мирского», разговорного.

Развивая идеи и новации своих предшественников М.В. Ломоносов создал учение о трех литературных «штилях», произвел реформу русского языка, узаконив использование живой разговорной речи. Основная тема его творчества – прославление военных подвигов России, пользы просвещения и науки. Классицизм господствовал в русской литературе до конца 60-х годов XVIII в. Его теоретиком считают талантливого поэта А.П. Сумарокова. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Создатель девяти трагедий, 12 комедий, лирик, критик и публицист, он был защитником самодержавия и крепостничества, выразителем самосознания дворянства как «первых членов отечества». Критическая струя его творчества выражена в осмеянии бюрократических пороков современного ему общества.

В последней трети XVIII в. наблюдается отход от четких принципов классицизма и постепенный переход к реализму. Это переходный этап, где реализм и классицизм еще совмещены, но характер героев и настроение переданы вполне реалистично. Разрушителями традиций классицизма стали Д.И. Фонвизин в драматургии и Г.Р. Державин в русской лирике. В последнее десятилетие века ведущим направлением дворянской литературы стал сентиментализм. Основоположником его стал Н.М. Карамзин (1766-1826), создавший в Москве своеобразный центр новой школы. В центре внимания оказался обыкновенный человек, его жизнь и чувства. Между сентиментализмом и реализмом XVIII в. много общего – оба направления опирались на идеи Просвещения, утверждали веру в человека, воспитывали в нем чувство собственного достоинства. Общественно-политическая мысль России в XVIII в. нашла свое выражение первоначально в публицистике, эпохи петровских преобразований. Можно утверждать, что литература этого периода меркнет перед напором писателей-публицистов. Зато во второй половине века публицистика как бы пронизывает многие литературные произведения, одновременно выступая как самостоятельная литературная форма, особенно в журналистике. Общественно-политическая мысль России в это столетие прошла сложный путь: от апологетики самодержавия в его абсолютной форме до оппозиции к нему, от идеологического обслуживания интересов государства и власти до высокой и самоотверженной защиты личности в этом государстве.

Эпоха петровских преобразований способствовала постановке и обсуждению ряда важнейших вопросов, где главное место заняла проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно эта идеология была разработана крупным общественным деятелем, соратником Петра I Феофаном Прокоповичем. В своих работах он доказывал необходимость реформ, право монарха на неограниченную власть, якобы спасительную для русского народа, независимость (как подчинение духовной власти светской, государственной) церкви от государства. Ф. Прокопович – виртуозный публицист и идеолог. Он смог внушить Петру I, что коллегиальное управление церковью вполне отвечает духу и принципам «соборности» русского общества, а потому вполне продуктивна и своевременна замена патриаршества Синодом.

В своем произведении «Правда воли монаршей» он отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику независимо от степени родства. К чему привели Россию эти идеи, реализованные Петром I, известно по «эпохе дворцовых переворотов». Яркими выразителями идеологии абсолютизма были дворянские государственные деятели и ученые из «Ученой дружины Петра» – В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, А.Ю. Трубецкой. Другой идеолог абсолютизма – И.Т. Посошков был выходцем из «низов», пробился и стал богатым купцом. Его уверенность в необходимости сильной абсолютной власти вытекает из иных, чем у Прокоповича, источников. Во власти он видит силу, которая способна сотворить могущественное государство и избавить народ от бедности. Его многочисленные проекты («Письмо о денежном деле», «О ратном поведении» и др.), но главным образом труд «Книга о скудности и богатстве», – это идеи экономиста-патриота, который заботится о процветании Отечества, причем всех его сословий (от дворян до крестьян), которому абсолютный монарх дорог как строгий и заботливый отец. Диапазон его конструктивных идей поражает. Здесь обоснование политики меркантилизма, денежной реформы, необходимости создания единого свода законов, одобренного «самым полным голосом» народа, обоснование прав купечества, проект всеобщего обязательного обучения и многое другое.

Неудивительно, что власть подозрительно отнеслась к проектам И. Посошкова в части «народосоветия» и ограничения эксплуатации крестьян. Автор был схвачен Тайной канцелярией (1726 г.) и умер в камере Петропавловской крепости. Во второй половине века усложняется духовная и умственная жизнь русского общества, острее выступают социальные противоречия, дифференцируется общественное сознание. В центре общественной мысли по-прежнему стоит вопрос о характере государственной власти. Новым становится вопрос о крепостничестве и его уродливых проявлениях в жизни общества. Под влиянием идей Просвещения и рационализма формировалась идеология «просвещенного абсолютизма».

Умственное восприятие наиболее образованной частью дворянского общества идеологии Просвещения оказалось несколько механическим и поверхностным, так как сразу же эта идеология была высажена на русскую почву, без предварительного осмысления. Для ее русских сторонников она вмещалась в твердо очерченные рамки – «философ на троне», разумные законы и просвещение общества (точнее в разумных пределах). Представители консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов и др.) считали возможным переделать на этих началах общественную жизнь. Более радикально дух Просвещения восприняли те дворянские деятели, которые составили дворянско-либеральную оппозицию абсолютизму. Ими был поставлен вопрос об ограничении и даже отмене крепостного права. Цивилизаторскую, просветительную функцию они отводили не государству, а лучшим представителям «первого сословия» (т.е. дворянству). К этому направлению относились Н.И. Новиков, депутаты Уложенной комиссии А.Я. Поленов и Я.П. Козельский, в литературе – Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин (в его творчестве впервые прозвучали тираноборческие, антимонархические мотивы), отдал дань либеральному просветительству и А.Н. Радищев. Однако он не остановился на стадии политического сентиментализма. Будучи наиболее последовательным сторонником Просвещения, он поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем («Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», примечания к книге Мабли «Размышление о героической истории», где А. Радищев сформулировал свое политическое кредо: «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»). Республиканец по взглядам А. Радищев стал у истока наиболее радикального общественно-политического движения – революционного.

 

 

5.Развитие архитектуры

 

Обращение к формам культуры нового времени, принятым в странах Европы, принес с собой новый идеал города – регулярно и рационально спланированный единый архитектурный ансамбль. Так возводился Петербург. Градостроительство отказывается от средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке. Стараниями Петра I и приглашенных иностранных и русских зодчих новая столица застраивается по «красным линиям» прямых улиц и правильной геометрической форме площадей. Русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного назначения. Государство вводит «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу, что предусматривает определенный размер, материал, высоту строений. Зодчие охотно используют высотные сооружения, увенчанные шпилями, что выделяет сами здания и одновременно воздействует на силуэт города. Видоизменяются типы самих сооружений:

• наряду с крестово-купольным появляется базиликальный храм (Петропавловский собор);

• вместо хором с плодовым садом – дворцово-парковый комплекс;

• во дворцах, усадьбах, городских домах знати становится модным анфиладный принцип построения системы интерьеров;

• объемные композиции, фасады, интерьеры строятся по принципу двухсторонней симметрии относительно одной оси.

В петровскую эпоху ведущим архитектурным стилем становится барокко. Первые постройки в Петербурге были возведены иностранными зодчими Д. Трезини и А. Шлютером (представители сдержанной ветви барокко – Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий (при участии М.Г. Земцова); Летний дворец Петра в Летнем саду (при участии А. Шлютера) (прил.Б, рис.17). Новым вкусам отвечают архитектурные сооружения в Москве: Большой Каменный мост, Суконный двор в Кадашах, здание Арсенала в Кремле, Лефортовский дворец и др.

В 1720-е годы многие иностранные архитекторы покидают Россию, а их место занимают отечественные зодчие. Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), пройдя обучение в Голландии, строил затем Гостиный двор в Москве, церкви, административные здания. И.К. Коробов сам стал педагогом: его учениками были такие выдающиеся впоследствии мастера, как Д.В. Ухтомский и А.Ф. Кокоринов. Петр Михайлович Еропкин (1698-1740), учившийся в Италии,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: