В данной курсовой работе обследуемыми объектами являются исследование рынка зубной пасты г. Новосибирска. С помощью анкет мы можем узнать отношение людей, как к качеству этой продукции, так и к стимулу, который влияет на их выбор при покупке зубной пасты.
Объем выборки определяется на основании статистических материалов. Так как используем бесповторный отбор, то объем выборки найдем по формуле:
n = (t2 * s2 * N) / (N * D2 + t2 * s2)
где t - коэффициент, связанный с вероятностью (r) гарантирующий результат при r=0,954, t=2.
s2 - общая дисперсия признака; для относительной величины признака принимают максимальную величину 0,25;
D - предельная ошибка выборки, которая обычно берется в размере 10%;
N - Объем генеральной совокупности.
n = (22 * 0.252 * 1 350 000) / (1 350 000 * 0.12 + 22 * 0.252) = 137 человек
Объем генеральной совокупности мы выбрали 1 350 000 человек, так как примерно 90 % новосибирцев пользуются зубной пастой (из 1 500 000 жителей Новосибирска)
Анализ анкетного обследования
Пользовались ли вы зубной пастой “Blend-a-med”:
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % |
Да | 80,3 | |
Нет | 19,7 | |
Итого: | ||
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % |
Цена | 25,3 | |
Качество | 51,2 | |
Производитель | 16,1 | |
Объем | 10,1 | |
Другое | 4,3 | |
Итого: | ||
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % |
Blend-a-med | 31,3 | |
Colgate | 22,3 | |
Aquafresh | 21,2 | |
Новый жемчуг | 16,15 | |
Другое | 9,05 | |
Итого: |
При проведении рекламной акции Вы покупаете товары:
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % |
Чаще | 62.7 | |
Как обычно | 36.4 | |
Не знаю | 0.9 | |
Итого: |
Участвовали ли Вы в рекламных акциях Blend-a-med?
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % |
Да | 61,7 | |
Нет | 28,3 | |
Итого: |
Ваш пол и сколько Вам лет?
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % | ||
М | Ж | М | Ж | |
До 20 | 18,2 | 15,5 | ||
21 - 30 | 12,1 | |||
31 - 45 | 14,1 | |||
46 - 55 | - | - | ||
56 и старше | - | 2,1 | - | |
Итого: | 57,3 | 42,7 |
Средний заработок.
Альтернативы ответа | Частота, чел. | Относительная частота (Чо), % |
До 4000 | - | - |
6000 - 8000 | 15,1 | |
8000 - 10000 | 65,7 | |
Свыше 10000 | 19,2 | |
Итого: |
Нами было проведено анкетное обследование среди населения в возрасте до 18-20 лег (50%), 20-40 лет (30%) и свыше 60 лет (20%) непосредственно в местах продаж средств бытовой химии. Оказалось, что средний доход, получаемый опрошенными новосибирцами в месяц сегодня составляет 8000-10000 рублей. Их мы и брали во внимание в дальнейших исследованиях.
Зубной пасте “Blend-a-Med” отдают предпочтение 40% опрошенных потребителей, мы взяли во внимание при выборе средней цены на зубную пасту (30руб.). Потребители пользуются различными видами зубной пасты “Blend-a-Med”. Обычно люди покупают Зубной пасте “Blend-a-Med” стандартных упаковках по 100 мл. (66,7%), но многие отдают предпочтение тюбикам по 50 мл (33,3%). В основном товар покупается в магазинах города (45,5%), также на рынках (36,4%) и в супермаркетах (18,1%), что, на наш взгляд обусловлено близостью расположения мест продаж к местам проживания потребителей.
Для новосибирцев на первом месте в выборе зубной пасты является качество (51%), еще, на что обращают внимание потребители - это цена (25,3%), и наименее важен для них производитель (10%). Это объясняется рассматриваемым нами товаром. При выборе зубной пасты люди все-таки руководствуются опытом и привычкой (66,7%), реклама влияет на выбор в 11,1% случаях. Но это не говорит о том, что реклама не влияет на выбор, ее смотрят одни люди, пробуют рекламируемый товар, а потом, если он пришелся по вкусу, остаются преданными товарной марке. Этим и объясняется такой высокий процент «за опыт и привычку». Потом они советуют своим друзьям попробовать полюбившийся им уже товар, а это, в свою очередь, влияет на выбор другой группы людей (22,2%).
Наиболее популярным роликом на телевидении остается ролик Зубной пасты “Blend-a-Med” (знаменитые яйца в зубной пасте), (73%), затем наиболее запомнился ролик “Новый Жемчуг” (18%). (У зеркала)
Сегментирование рынка
Для оценки конкурентоспособности зубной пасты “Blend-a-med” нами была произведена сегменгация потребителей:
1. По возрасту. Данный выбор сегментов обусловлен тем, что в молодомвозрасте люди при выборе зубной пасты руководствуются рекламой, модой, советом друзей. Люди среднего возраста выбирают качество ирекламу, а люди пожилого возраста основываются прежде всего на цене ипривычке.
2. По доходу. При данной сегментации выбор товара основывается надоходах потребителей. При высоких доходах покупатель ориентируется напрестиж марки, при средних - на качество и цену, а при доходах нижесреднею уровня потребитель обращает внимание па цену.
Рынок зубной пасты условно можно поделить на 3 сегмента на основе цены за потребительскую упаковку: «К высшему сегменту относятся зубные пасты по цене выше 25 рублей. Именно к нему относится Blend-a-med, который занимает в нем 1-е место по объему продаж. Средний ценовой сегмент - 15-20 рублей. Низший - ниже 15 рублей».
Анализ конкурентоспособности зубной пасты “ Blend-a-med” (универсальный метод)
Определение единичных параметрических индексов, в баллах (0-5)
Параметры | Производитель | |||||||||||
Новый жемчуг | Blen-a-med | Aquafresh | ||||||||||
1. Имидж марки 2. Качество 3. Ассортимент 4. Вкусовые добавки 5. Оформление упаковки 6. Розничная цена за 100мл 7. Распр. в розничной сети 8. Рекламные акции 8.1 Наружная 8.2 ТВ 8.3 Транспорт 8.4 Радио | 3 4 4 3 4 5 5 3 4 2 2 | 4 4 4 3 4 5 5 3 4 2 2 | 3 5 4 4 4 5 5 3 4 2 2 | 3,3 4.3 4 3.3 4 5 5 3 4 2 2 | 5 5 5 4 5 4 5 5 5 4 3 | 5 5 4 5 5 4 5 4 3 3 4 | 5 4 5 4 5 4 5 4 4 4 4 | 5 4.6 4.6 4.3 5 4 5 4.6 4 3.6 3.6 | 5 4 4 5 5 5 5 3 4 2 2 | 4 5 4 4 5 4 5 4 4 3 2 | 4 4 4 5 5 4 5 3 5 2 3 | 4.3 4.3 4 4.3 5 4.3 5 3.3 4.3 2.3 2.3 |
Параметры | ai | Производитель | ||||||||
Новый жемчуг | Blen-a-med | Aquafresh | ||||||||
1. Имидж марки 2. Качество 3. Ассортимент 4. Вкусовые добавки 5. Оформление упаковки 6. Розничная цена за 100мл 7. Распр. в розничной сети 8. Рекламные акции 8.1 Наружная 8.2 ТВ 8.3 Транспорт 8.4 Радио | 0,05 0,3 0,05 0,15 0,1 0,2 0,1 0.01 0.02 0.01 0.01 | 0,66 0,86 0,8 0,66 0,8 1 1 0.6 0.8 0.4 0.4 | 0,033 0,258 0,04 0,132 0,08 0,2 0,1 0.006 0.016 0.004 0.004 | 1 0,92 0,92 0,86 1 0,8 1 0.92 0.8 0.7 0.7 | 0,05 0,276 0,046 0,172 0,1 0,16 0,1 0.009 0.016 0.007 0.007 | 0,86 0,86 0,8 0,86 1 0,86 1 0.66 0.86 0.46 0.46 | 0,043 0,258 0,046 0,172 0,1 0,172 0,1 0.0066 0.0172 0.0046 0.0046 | |||
K | 0.825 | 0,873 | 0.92 | 0,943 | 0.88 | 0,921 | ||||
Рассчитанный показатель конкурентоспособности по методу суммированного интегрального показателя показывает, что наиболее конкурентоспособным является зубная паста “Blen-a-med”, т.к набрал наибольшее количество баллов (0,943)
Интегральный показатель конкурентоспособности
К=0.873 Новый жемчуг
К=0.943 Blend-a-med
К=0.921 Aquafresh
Важнейшим вопросом коммуникационной политики маркетинга является разработка рекламной компании.
Исследование рынка: изучение потребителей, товаров, анализа рынка | |
Постановка задач рекламной компании |
Определение расходов на рекламу с учетом возможного использования рекламных средств |
Разработка рекламного обращения; Формирование идей обращения; Исполнение обращения; Оценка и выбор вариантов обращения; | Выбор средств распространения рекламы; Конкретный носитель рекламы; График использования средств распространения рекламы |
Оценка эффективности программы рекламной деятельности |
Рис1. Последовательность разработка рекламной компании
Оценка эффективности рекламной деятельности торговой марки “Blend-a-med” в городе Новосибирске
Размер ассигнований
Сначала определим размер ассигнований, выделяемых на проведение рекламной программы, с учетом прироста объема продаж:
Е1=ЕО*(100+а)/100,руб.
E1 - бюджет продвижения на 2007 год
ЕO - бюджет продвижения 2006 года
а - прирост объема продаж по сравнению с прошедшим периодом,%
ЕO=3 000 000 руб.
a =20,1%
Е1=3 000 00*(100+20,1)/100=3 603 000руб.
Дополнительный товарооборот под воздействием рекламы
определяется по следующей формуле:
Тд = Тс*П*Д/100,руб.
Тс - среднедневной товарооборот до рекламы, руб.;
П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды, %;
Д - количество дней учета товарооборота в рекламный и послерекламный периоды.
W=6 000 000 тюб./год
Тс=W/365
Тс=493 140 руб.
Таким образом, прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды примем равным 30%, а количество дней учета товарооборота в рекламный и послерекламный периоды - 60 дней.
П=30%
Д- 60 дней
Тогда дополнительный товарооборот после рекламы составит:
Тд=493 140*30*60/100=8 876 520 руб.
Экономический эффект от рекламной деятельности:
Э= (Тд*Нт)/100-(Ир+Ид), руб.
Нт - торговая надбавка на товар, в проценте к реализации;
Ир - расходы на рекламу, руб.;
Ид - дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб.
Нт=30%
Ир=1 300 000 руб.
Ид=750 000 руб.
Дополнительные расходы по приросту товарооборота включают:
. издержки на транспортные услуги
. стоимость оборудования для производства дополнительного оборота товара
. доставка в магазины и супермаркеты города Новосибирска
Э=(8 876 520 *25)/100-(1 000 000+750 000)=469 130
Рентабельность рекламы
Р=П*100/И
И=Ир+Ид
И=1 300 000 +750 000=2 050 000 руб.
Прибыль=Доход-Издержки
П=8 876 520 - 2 050 000 =6 826 520руб.
Р=6 826 520 * 100/2 050 000 =333%
Бюджет продвижения “Blend-a-med” составлял 3 603 000руб., а наши общие издержки составили 2 050 000 руб. Таким образом, можно сказать о том, что бюджет использован неполностью, что в принципе объяснимо. Если вспомнить, какую рекламную кампанию проводила торговая марка в прошлом году (интенсивная реклама на телевидении, размещение рекламы на транспорте, в местах продаж и т.д.), то очевидно, что были получены огромные прибыли. Поэтому на напоминающую рекламу естественно было потрачено меньше.
Анкета
«Реклама зубной пасты “Blend-a-med”»
1. Какой зубной пастой Вы пользуетесь чаще всего?
2. Пользовались ли Вы когда-нибудь зубной пастой “Blend-a-med?
1. да
2. нет
3. Каким видом зубной пасты “Blend-a-med” Вы пользовались?
1. White
2. Complete
3. Herbal
. Другой ______________________________
4. Обычно Вы покупаете зубную пасту “Blend-a-med” в упаковке по:
1. 50 мл.
2. 100 мл.
5. Где Вы обычно покупаете зубную пасту “Blend-a-med”?
1. в магазине
2. в супермаркете
. на рынке
. другое
6. При выборе зубной пасты Вам важно (проранжируйте по степени важности):
1. цена
2. качество
. производитель (марка)
. объем тюбика
7. При выборе зубной пасты Вы руководствуетесь:
1. реклама
2. совет друзей, родственников
. привычка, опыт
. другое
8. Влияет ли реклама на Ваш выбор зубной пасты?
1. да
2. нет
. иногда
9. Рекламу какой зубной пасты Вы чаще всего видите по телевидению?
10. Покупали ли зубную пасту “Blend-a-med” в местах проведения рекламных акций (либо видели)?
1. да
2. видел(а), но не покупал(а)
. видел(а) и покупал(а)
. нет
11. Реклама какой зубной пасты Вам больше всего запомнилась? Что именно запомнилось?
12. Что Вас больше всего привлекает в рекламе?
1. идея
2. текст
. слоган (рекламная фраза)
. знаменитые личности, представляющие марку
. представление процесса удаления пятен
. представление результатов стирки
. другое
13. Что Вы больше всего цените в покупаете зубной пасте “Blend-a-med”?
1. качество
2. цена
. предлагаемый ассортимент
. имидж марки
. другое
14. Ваш пол:
1. мужской
2. женский
15. Ваш возраст:
1. до 20
2. 20-30
. 30-40
. 40-50
. 50-60
. 60 и старше
16. Ваш доход в месяц (руб.):
1. 4000-6000
2. 6000-8000
. 8000 -10 000
. 10 000 - 15 000
Заключение (маркетинговые рекомендации)
В результате наших маркетинговых исследований эффективность мероприятий по стимулированию сбыта, мы пришли к выводу, что проведение рекламных акций очень выгодны для предприятий, особенно в сфере розничной торговли. Поэтому для успешного ведения бизнеса без различных рекламных уловок в наше время, где конкуренция очень велика, просто не обойтись. Но надо всегда помнить что “претворение в жизнь” любых проектов, связанных с маркетингом, достаточно дорого и прежде чем вкладывать деньги, нужно провести квалифицированное исследование рынка, маркетинговое исследование.
Список используемых источников
. www.blendamed.ru
. Рогачевский А.М., Беликова Т.Н. Методические указания к написанию курсовых работ по дисциплине «Маркетинг». Новосибирск, Новосибирская государственная академия водного транспорта. - 2003, 34 с.
. Экономическая теория: Учебник. / Под общ, ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714 с.- (Серия «Высшее образование»).