представленного составителем




нефтяной и газовой промышленности

Направление 080500 – Менеджмент (профиль Экономика и управление

на предприятии (нефтяная и газовая промышленность))

 

 

Санкт - Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Эрам Р.И.

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры экономики и менеджмента

в нефтегазохимическом комплексе

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

ã СПбГЭУ, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Важной составной частью учебного процесса подготовки высококвалифицированных экономистов – менеджеров является производственно-профессиональная практика.

Профессиональная подготовка специалистов предусматривает овладение общепрофессиональными практическими навыками, непосредственно относящимися к работе по данной специальности.

Учебным планом подготовки экономистов-менеджеров специальности 080502(н) предусмотрена производственно-профессиональная практика продолжительностью 4 недели: по очной форме обучения – три недели в конце 6 семестра и одна неделя в начале 7-го семестра, по заочной форме обучения – четыре недели на V курсе.

К началу производственно-профессиональной практики студенты имеют необходимую теоретическую подготовку, в том числе по таким дисциплинам, как «Экономика отрасли», «Экономика предприятия», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика и социология труда», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли -нефтяная и газовая промышленность» (по плану очной формы обучения - частично), «Управление качеством», «Организация производства на предприятиях отрасли» (по плану очной формы обучения - частично), а также дисциплинам технологического цикла.

Значение производственно – профессиональной практики определяется следующим. В результате детального знакомства студентов с конкретным производством, его организацией, содержанием работы в экономической области повышается степень усвоения таких дисциплин циклов «ОПД» и «СД», как «Экономическая оценка инвестиций», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Организация производства на предприятиях отрасли», «Организация предпринимательской деятельности», а также дисциплин специализации.

В основе производственно-промышленной практики заложена активная деятельность студента на предприятии (в организации) как члена коллектива, непосредственное участие его в работе предприятия (организации) – базы практики. Практическая реализация этого процесса должна осуществляться в соответствии с программой практики, раскрывающей содержание всех этапов ее прохождения. Таким образом, программа практики служит основным нормативно – методическим документом, регламентирующим работу студента во время ее прохождения.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Цель производственно-промышленной практики – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых навыков по специальности для планомерного перехода от обучения в вузе к будущей трудовой деятельности.

В период практики студент занимается изучением предприятия и содержанием работы в разрезе таких аспектов деятельности, как:

- предприятие (организация) – объект производства, осуществления деятельности, услуг;

- оценка соответствия уровня техники и технологии стоящим перед предприятием задачам его миссии);

- управление предприятием, управление персоналом;

- организация производства, обеспечение ресурсами;

- подготовка производства;

- методы обеспечения качества выпускаемой продукции;

- постановка планирования;

- способы выполнения экономических расчетов и обоснований;

- учет и отчетность на предприятии;

- формы контроля и оценка их эффективности;

- анализ показателей работы предприятия и его структурных подразделений;

- должностные инструкции работников подразделений и документооборот в сфере экономической деятельности предприятия.

Таким образом, производственно-профессиональная практика способствует применению полученных к началу практики теоретических знаний, приобретению навыков в работе по получаемой квалификации экономиста-менеджера. Необходимо отметить и значение производственно-профессиональной практики для выбора специализации на старших курсах (V курс дневной формы обучения, VI курс заочной формы обучения).

Как уже отмечено, производственно-профессиональная практика несет важнейшую учебную нагрузку. Ее предназначением является выполнение такого требования к учебному процессу, как его соответствие решаемым задачам в будущей профессиональной деятельности экономиста-менеджера.

В ходе прохождения практики студент получает возможность соотнести характер обучения в вузе с требованиями современной жизни, приобрести профессиональные умения и навыки самостоятельно решать управленческие, социально-экономические задачи в условиях производства. Практика способствует осознанному пониманию студентом содержания его будущей работы по специальности, воспитывает чувство ответственности при выполнении конкретных заданий, позволяет выработать рациональные способы применения полученных теоретических знаний в конкретных ситуациях.

Основными задачами практики является

- расширение, закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных при обучении (к моменту начала практики) по специальности в реальных условиях действующего предприятия (организации);

- формирование на этой основе практических умений и навыков отдельных видов профессиональной деятельности;

- сближение программы подготовки специалистов с реальной деятельностью экономистов-менеджеров на производстве;

- овладение основами механизма личностного взаимодействия людей в процессе совместной трудовой деятельности;

- развитие способностей и навыков к принятию адекватных управленческих решений в соответствии со стратегическими задачами предприятия и интересами каждого работника.

 

2. РУКОВОДСТВО И УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Базой производственно-профессиональной практики являются предприятия и организации нефтяной и газовой промышленности, куда студент направляется либо на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и университетом, либо на инициативной основе. Это означает, что в силу ряда объективных причин, студент самостоятельно находит предприятие как базу практики. В этом случае необходимо в установленные сроки (не позднее 10 мая) согласовать базу практики с кафедрой, отвечающей за организацию практики (в данном случае - выпускающей).

Как исключение, базой практики может выступать предприятие иной отраслевой принадлежности, но обязательно имеющее в своей структуре производственные подразделения или использующее технологические методы, схожие по своему характеру с теми, которые используются на предприятиях нефтяной и газовой отрасли. Таким образом, основным критерием при определении базы производственно-профессиональной практики, независимо от организационно-правовой формы собственности и масштабов деятельности является соответствие профиля их деятельности профилю специальности.

Работающие студенты (студенты, обучающиеся по заочной форме) направляются на практику по месту их работы, при условии его соответствия требованиям к базе практики. Перед началом практики студент получает методические указания по прохождению производственно-промышленной практики.

Предприятия (организации) как базы производственно-профессиональной практики должны удовлетворять следующим требованиям:

- обеспечивать возможность ознакомления студентов-практикантов со всем перечнем программы практики и индивидуального задания (в отдельных случаях, с учетом специфики предприятия, программа может быть уточнена путем ее взаимного согласования между кафедрой и руководством предприятия);

- иметь возможность назначить руководителя практики от данной организации, обладающего соответствующей профессиональной подготовкой для работы со студентами – практикантами, получающими квалификацию экономиста-менеджера.

Рабочие места студентов – практикантов могут быть либо в отделах заводоуправления и/либо в отдельных производственных структурных подразделениях крупных промышленных организаций. При прохождении практики предпочтение должно отдаваться местам практики в структурных подразделениях предприятий, занимающихся вопросами экономики, управления, прогнозирования и планирования, обеспечивающих возможность комплексного ознакомления с основными направлениями деятельности предприятия и доступ к информации, необходимой для выполнения программы практики.

При прохождении производственно-профессиональной практики студент может работать в качестве дублера экономиста-менеджера, занимать штатное место и самостоятельно выполнять поручаемую работу.

Наряду с типовым заданием на практику, содержащимся в настоящей программе, студенту могут быть выданы:

- индивидуальные задания на практику (с учетом специфики базы практики, в связи с выполнением задания в рамках НИРС и проч.);

- задания на курсовое проектирование по дисциплинам, изучение которых осуществляется после практики, в 7 и 8 семестрах, в первую очередь по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли», а также по дисциплинам «Планирование на предприятии» и «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия».

В период, предшествующий практике наряду с самостоятельной работой студента по изучению настоящих методических указаний, также предусматриваются аудиторные занятия - лекции (см. раздел 4).

Для организации и проведения практики выделяются два руководителя: преподаватель кафедры экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе и квалифицированный специалист от предприятия – работник одного из экономических подразделений предприятия.

 

График прохождения производственно-профессиональной практики (для очной формы обучения)

Срок практики 10.08 – 07.09

Оформление на предприятие 10.08

Общее знакомство с предприятием, экскурсия 11.08

Работа в экономических подразделениях (отделах,

бюро, лабораториях и др.)

в соответствии

с программой практики 12.08 – 04.09

Оформление отчета по практике 05.09 – 07.09

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ФОРМАМ

ОБУЧЕНИЯ

Таблица 1

  Тема Объем работы студента
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Всего Лек-ции Самст. работа Всего Лек-ции Самст. работа
1. Обзор состояния эконо-мики отрасли     -     -
2. Анализ тенденций в развитии экономики предприятий нефтяной и газовой промышленности     -     -  
3. Характеристика рынка в нефтяной и газовой промышленности     -       -
4. Проблемы производи-тельности и качества на предприятиях         -     -
5. Содержание и порядок разработки стратегических и текущих планов   -     -    
6. Коммерческая деятель-ность предприятия   -     -  
7. Изучение маркетинговой деятельности   -     -  
8. Изучение организации и оплаты труда   -     -  
9. Изучение финансовой деятельности   -     -  
10. Изучение специализации производств и системы оперативного планирования   -     -  

Окончание табл. 1

  Тема Объем работы студента
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Всего Лек-ции Самст. работа Всего Лек-ции Самст. работа
11. Изучение методики определения производ-ственной мощности и ее фактического использования   -     -  
12. Изучение планирования издержек и ценообразование   -     -  
Всего            

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Обзор состояния экономики отрасли

Особенности состояния нефтяной и газовой отрасли. Состав производств в отрасли. Ведомственное распределение предприятий. Состав предприятий отрасли с точки зрения масштабов производства. Технико-экономические особенности отрасли Необходимость характеристики базы производственно - профессиональной практики с учетом рассмотренных особенностей.

 

Тема 2. Анализ тенденций в развитии экономики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: