ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ




 

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Согласно законодательству Республики Беларусь к трудовым ресурсам относятся:

- население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);

- население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Каждое предприятие располагает определенным кадровым персоналом. Персонал предприятия - личный состав работников, т. е. рабочих и служащих предприятия или производственного объединения. Он состоит из двух групп:

. Промышленно-производственный персонал - это персонал, связанный с промышленно-производственной деятельностью предприятия, т. е. либо напрямую участвует в ней, либо руководит.

. Непромышленный персонал. Сюда относятся работники, непосредственно несвязанные с процессом промышленного производства.

Квалифицированные кадры - необходимое условие бесперебойного процесса производства, обеспечения слаженной и чёткой работы, гарантирующей безопасность движения поездов. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства и повышения эффективности производства.

На железнодорожном транспорте труд работников организован с учетом особенностей производственной деятельности отрасли: многопрофильность и многообразие производственных процессов, с одной стороны, и, с другой стороны, взаимосвязь, согласованность и комплексность выполнения производственных процессов. Согласование производственных процессов достигается на базе графика движения поездов.

Анализ производительности труда и заработной платы позволяет определить, насколько эффективно используются на предприятии трудовые ресурсы, экономно расходуется фонд заработной платы.

Основные задачи анализа производительности труда и фонда заработной платы:

оценка изменений уровня производительности труда на предприятии и в его подразделениях, анализ факторов, влияющих на производительность труда, выявление резервов дальнейшего её повышения;

изучение численности, состава и структуры рабочей силы, использования рабочего времени, соответствия квалификации рабочих выполняемой работе, условий труда и отдыха;

- изучение данных о расходовании фонда заработной платы в целом по предприятию и отдельным подразделениям, категориям работников, динамики средней заработной платы, влияние отклонений численности работников и средней заработной платы на расход фонда заработной платы, изучение темпов роста заработной платы, их соотношения с темпами роста производительности труда и др.

Производительность труда - это эффективность производственной деятельности людей, выраженная соотношением затрат труда и количества произведённых материальных благ.

Производительность труда рассчитывается по формуле:

 

, (5.1)

 

где Q - объём произведённой продукции,

Чф - среднесписочная численность работников предприятия.

Производительность труда рассчитывается отношением объема произведенной продукции к среднесписочной численности работников предприятия.

В таблице 5.1 проведем анализ основных показателей по труду станции Минск-Сортировочный за период 2011-2012 гг.

 

Таблица 5.1 - Анализ основных показателей по труду

Показатели Ед.изм. Отчет 2011 г. 2012г. % к 2011г.
      план отчет %  
Контингент всего в т. ч. чел.       100,4 107,0
- на перевозках -//-       100,4 106,7
- на ИВД -//-       100,0 133,3
Производительность труда по объему Ваг/чел 5427,1 5427,1 5062,1 93,3 93,3
Производительность труда по доходам Млн. руб./ 1 ч. 108,5 95,9 95,7 99,8 88,2

 

Среднесписочная численность станции Минск-Сортировочный за 2012 год составляет 276 человек, в том числе по перевозкам 272 человека, что больше запланированной численности на 1 человека. По сравнению с прошлым годом среднесписочная численность увеличилась на 18 человек, втом числе по перевозкам на 17 человек.

В связи с приемом в штат станции в апреле 2011 года приемщиков поездов, производительность труда по объему за 2012 год выполнена на 93,3 % к плану и прошлому году.

Производительность труда в стоимостном выражении не выполнена к плану на 99,8 %, что составляет 95,7 млн. руб. на 1 человека.

Таким образом, на станции Минск-Сортировочный за период 2011-20122 гг. наблюдается снижение производительности труда как по объему, так и по доходам.

. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ МИНСК-СОРТИРОВОЧНЫЙ

 

На предприятиях железной дороги результаты производства выражаются объемом реализованной продукции - суммой доходов от основной деятельности, объемом перевозок в тн-км и прибылью.

В таблице 6.1 приведем основные результаты работы станции Минск-Сортировочный за период 2011-2012 гг.

 

Таблица 6.1 - Результаты работы станции Минск-Сортировочный за 2011-2012 гг.

Наименование показателей 2011 год Факт 2012 год Факт Абсолютное отклонение Темп роста, %
Погрузка всего, тонн     -3551 94,3
Доходы всего, млн. руб.     -1590 94,3
Доходы по эксплуатации, млн. руб.     -1591 94,3
Расходы всего, млн. руб.     -1094 94,3
Расходы по эксплуатации, млн. руб.     -830 95,5
Расходы на оплату труда, млн. руб.     -348 97,9
Материальные затраты (включая топливо и энергию), млн. руб.     -169 85,3
Расходы на амортизацию, млн. руб.       173,6
Прочие расходы, млн. руб.     -387 63,8
Прибыль всего, млн. руб.     -231 97,4
Прибыль по эксплуатации, млн. руб.     -761 91,8

 

Повышение эффективности производства оценивают по показателю «Темп роста продукции в отчетном периоде против плана и базисного периода». На анализируемом предприятии темп роста доходов по эксплуатации 94,3%, погрузки - 94,3% и прибыли 91,8 %.

Далее проведем анализ текущих затрат, произведенных в отчетном периоде для получения указанного результата (эффекта).

Эффективность текущих затрат характеризуется:

) изменениями затрат Е на 1 руб. полученных доходов D:

 

E0/D0 - E1/D1= 19200/28001 - 18106/26411 = 0,686 - 0,685 = 0,001

 

т.е. снижение на 0,1 %;

) изменением себестоимости:

 

Eэ0/∑Аl0 - Eэ1/∑Аl1=18534/62591 - 17704/59040 = 0,296 - 0,299 = -0,003

 

а перерасход составит:

∙ 0,943 - 17704=- 226 млн. руб.

) относительным перерасходом ∆Ez фонда оплаты труда Ez:

 

∆Ez = ∆Ez0 ∙ID - ∆Ez1= 16218 ∙ 0,943 - 15870 = -576,4 млн. руб.

 

) относительной экономией ∆Em материальных затрат Em:

 

∆Em = ∆Em0 ∙ID - ∆Em1= 1147 ∙ 0,943 - 978= 103,6 млн. руб.

 

) относительным перерасходом ∆Eа амортизационных отчислений Eа:

 

∆Eа = ∆Eа0 ∙ID - ∆Eа1= 100 ∙ 0,943 - 174= -79,7 млн. руб.

 

) относительной экономией ∆Eп по прочим затратам Eп:

∆Eп = ∆Eп0 ∙ID - ∆Eп1= 1069 ∙ 0,943 - 682= 326,1млн. руб.

 

Общая сумма экономии (перерасхода) равна:

,4 +103,6 -79,7 +326,1 = -226 млн. руб.

Затем сопоставим результаты и вовлеченные в деятельность предприятия ресурсы. Исходные данные приведены в таблице 6.2.

 

Таблица 6.2 - Производственные ресурсы станции Минск-Сортировочный

Наименование показателей Отчет 2011 2012 год Результат
    факт Абсолютный прирост % к 2011 году
Контингент всего, чел       107,0
Контингент по перевозкам, чел       106,7
Основные средства, млн. руб.       109,7
Оборотные средства, млн. руб.       107,5
Итого внеоборотные активы, млн. руб.       108,3

 

Анализ одного из показателей эффективности - трудоемкости продукции - выполняют исходя из затрат фонда рабочего времени ∑Nt и потребного контингента работников N на единицу продукции: tD=∑Nt/D или tD=N/D.

Цель этого анализа - определить, каково снижение трудоемкости продукции в отчетном периоде против базисного значения. Показатель, обратный трудоемкости, характеризует уровень производительности труда: B=D/N

Повышение эффективности производства выражается показателем «темп роста производительности труда в отчетном периоде против базисного значения». Показатель исчисляется как отношение объема реализованной продукции D или объема работ к среднегодовому контингенту работников по перевозкам.

Анализ позволяет выявить, как соблюдается важнейшая закономерность - темп прироста объема реализованной продукции всегда должен быть выше темпа прироста фонда рабочего времени. Чем больше это превышение, тем больший прирост продукции получен без увеличения контингента, за счет прироста производительности труда.

На станции Минск-Сортировочный темпы роста производительности труда по эксплуатации IB:

B0=62591/255=245,5 тн/чел

B1=59040/272=217,1 тн/чел

IB = (217,1/245,5) ∙ 100 = 88,4 %.

Анализируя снижение фондоемкости продукции в отчетном периоде против базисного значения, необходимо оценить влияние тех факторов, которые обусловили полученный результат. Фондоемкость станции Минск-Сортировочный в 2011 году составляла:

F0=196/28001=0,007 руб.

Фондоемкость станции Минск-Сортировочный в 2012 году составляла:

F1=215/26411=0,008 руб.

т.е. увеличилась на 16,3 %.

При анализе удобнее пользоваться показателем фондоотдачи, обратным фондоемкости.

Важнейшим резервом повышения эффективности производства является улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств. Для оценки использования производственных фондов необходимо сопоставить комплексные показатели:

фондоотдачу (реализованная продукция - доходы на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов):

S0 = 28001/196=142,91 руб.

S1 = 26411/215=122,84 руб.

т.е. уменьшилась на 14 %.

коэффициент закрепления доходов - с 1 руб. оборотных средств

Sob0 = 28001/385=72,73 руб.

Sob 1 = 26411/414=63,79 руб.

т.е. уменьшился на 12,3 %.

Изменение фондоотдачи (рост или снижение) свидетельствует об относительной экономии (или дополнительному вовлечению в производство) основных фондов и оборотных средств. По станции Минск-Сортировочный в результате снижения фондоотдачи дополнительно привлечено в производство:

основных фондов:

 

∆∑О=∑О0 ID - ∑О1 = 196 ∙ 0,943 - 215= - 30,172 млн. руб.

 

Где ∑О0, ∑О1 - среднегодовая стоимость основных фондов соответственно в базисном и отчетном периодах;

ID - индекс роста объема доходов в отчетном году по сравнению с базисным годом.

оборотных средств:

 

∆∑Оb=∑Оb0 ID - ∑Оb1 = 385 ∙ 0,943 - 414= - 50,945 млн. руб.

 

Где ∑Оb0, ∑Оb1 - среднегодовая стоимость оборотных средств соответственно в базисном и отчетном периодах;

Повышение эффективности производства требует соблюдения строжайшей экономии при использовании материальных ресурсов. Анализ снижения материалоемкости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным значением позволяет определить относительную экономию материальных ресурсов - снижение затрат материалов, топлива и электроэнергии.

На станции Минск-Сортировочный в 2011 году затраты на 1 руб. реализованной продукции составили:


М0=Em0 /D0= 1147/28001=0,041 руб.

 

А в 2012 составили:

 

М1=Em1 /D1= 978/26411=0,037 руб.

 

При анализе эффективности удобнее пользоваться показателем, обратным материалоемкости, «количество продукции», которое получено из материальных ценностей стоимостью в 1 руб. Этот показатель называется материалоотдачей - Sm.

На станции Минск-Сортировочный в 2011 году материалоотдача составила:

Sm 0= 28001/1147=24,41 руб.

А в 2012 составила:

Sm 1= 26411/978=27,00 руб.

Т.е. произошло увеличение материалоотдачи на 10,6%.

Анализ повышения эффективности производства завершается определением прироста (или снижения) рентабельности в отчетном году по сравнению с уровнем базисного года. На станции Минск-Сортировочный прирост общей рентабельности R, определяемой как отношение балансовой прибыли P к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств и выражаемой в процентах, составил:

 

R0=P0/(∑О0 + ∑Оb0) = 8801/581=15,1 %

R1=P1/(∑О1 + ∑Оb1) = 8570/629=13,6 %

 

Т.е. произошло уменьшение на 1,5 пункта.

В итоге анализа определяется уровень эффективности в рассматриваемом периоде в процентах как средневзвешенная величина прироста производительности труда mВ, материалоотдачи msm, фондоотдачи ms по формуле:

 

Э = mВ ∙ f1 + msm ∙ f2 + ms ∙ f3

 

Где f1, f2, f3 - доли затрат живого труда, основных фондов и материальных ресурсов в совокупных затратах предприятия.

Данные для определения прироста эффективности в отчетном периоде и анализа комплексных показателей приведены в таблице 3.

На станции Минск-Сортировочный относительное повышение экономической эффективности составило:

Э = -11,6 ∙ 0,896 - 14 ∙ 0,01+10,6 ∙ 0,055=-10,39-0,14+0,58=-9,95

 

Таблица 6.3 - Расчет повышения эффективности станции Минск-Сортировочный

Наименование показателей 2011 год 2012 год Абсолютное изменение показателя
Объем реализованной продукции в сопоставимых ценах 100,0 94,3 -5,7
Производительность труда 100,0 88,4 -11,6
Фондоотдача 100,0 86,0 -14,0
Материалоотдача 100,0 110,6 +10,6
Доли затрат на производство продукции
Трудовых ресурсов 87,5 89,6 2,1
Производственных фондов 0,5 1,0 0,5
Материалов 6,2 5,5 -0,7
Нераспределенных затрат 5,8 3,9 -1,9
Общая эффективность 100,0 90,05 -9,95

 

Приведенная многофакторная формула позволяет измерить влияние на уровень эффективности каждого комплексного показателя и оценить влияние частных показателей-факторов на производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу.

Таким образом, можно отметить снижение эффективности деятельности станции Минск-Сортировочный на 9,95 % по сравнению с уровнем 2011 года. Значительное влияние на снижение эффективности оказало уменьшение производительности труда на 11,6 %.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Приоритетами развития железнодорожного транспорта являются:

1 создание и освоение новых технологических процессов, техническое и технологическое перевооружение производственной инфраструктуры, обновление и восстановление парков подвижного состава;

2 развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска и передаточных станций;

модернизация и развитие технического комплекса железной дороги;

совершенствование тарифной политики.

В курсовой работе проведен анализ эффективности деятельности Гомельского пассажирского участка. Рассмотрены показатели использования основных и оборотных средств, производительности труда и проведена комплексная оценка эффективности предприятия.

По результатам анализа можно сделать следующие выводы:

Доходы предприятия в 2011 году составили 26411 млн. руб., что на 1590 млн. руб. или на 5,7 % меньше уровня 2011 года. Прежде всего это связано с уменьшением показателя погрузки в тоннах на 5,7 % за анализируемый период. Соответственно доходы по эксплуатации также снизились на 1591 млн. руб. и составили в отчетном 2012 году 26270 млн. руб.

Расходы предприятия также имеет тенденцию снижения на предприятии за 2011-2012 гг. В 2012 году произошло снижение данного показателя на 1094 млн. руб. или на 5,7 % до уровня 18106 млн. руб.

Прибыль предприятия за 2012 год составила 8570 млн. руб., что на 231 млн. руб. или на 2,6 % меньше значения 2011 года. Соответственно произошло снижение прибыли по эксплуатации на 761 млн. руб. или на 8,2 % по отношению к 2011 году до уровня 8566 млн. руб.

Основные показатели работы станции Минск-Сортировочный за 2012 год выполнены на следующем уровне: задание по погрузке в тоннах к плану выполнено на 120,1 %, но выполнение к прошлому году составило 94,3 %; задание по среднесуточной выгрузке к соответствующему периоду прошлого года выполнено на 90,8 %, к плану на 102,3%; статическая нагрузка на вагон в 2012 году составила 43 тн/ваг., что на 14,4 % превышает уровень прошлого года, а выполнение плана составило 97,9 %; производительность маневрового локомотива (при работе 4,95 локомотивов) за 2012 год составила 850 (ваг./лок.), а за 2011 годпри работе 4,9 локомотивов - 8492 ваг./лок.; запланированные простои транзитного вагона с переработкой и транзитного вагона без переработки на 2012 год выполнены, а в сравнении с прошлым годом простой транзитного вагона с переработкой увеличился на 1,13 часа, транзитного вагона без переработки - на 0,23 часа. План простоя местного вагона не выполнен; план по среднему весу поезда выполнен, по сравнению с 2011 годом средний вес поезда увеличился на 120 тонн; рабочий парк вагонов в 2012 году составил 1092 ваг, что выше планового задания на 2,2 % и выше уровня прошлого года на 19,3 %.

На станции Минск-Сортировочный за период 2011-2012 гг. произошло уменьшение фондоотдачи на 20,02 руб. (или на 14 %) за счет большего увеличения среднегодовой стоимости основных средств по отношению к объему производства. Следовательно, увеличился показатель обратный фондоотдаче фондоемкость - на 0,001 руб./руб. или на 16,3 %. Снижение показателя оборачиваемости оборотных средств на 8,94 руб. или на 12,3 % показывает снижение эффективности использования оборотный средств. Также можно отметить увеличение длительности одного оборота оборотных средств на 0,69 дня или на 14 % до уровня 5,64 дня. Коэффициент закрепления оборотных средств в обороте увеличился на 14 % до уровня 0,016.

Среднесписочная численность станции Минск-Сортировочный за 2012 год составляет 276 человек, в том числе по перевозкам 272 человека, что больше запланированной численности на 1 человека. По сравнению с прошлым годом среднесписочная численность увеличилась на 18 человек, втом числе по перевозкам на 17 человек. В связи с приемом в штат станции в апреле 2011 года приемщиков поездов, производительность труда по объему за 2012 год выполнена на 93,3 % к плану и прошлому году. Производительность труда в стоимостном выражении не выполнена к плану на 99,8 %, что составляет 95,7 млн. руб. на 1 человека.

Таким образом, можно отметить снижение эффективности деятельности станции Минск-Сортировочный на 9,95 % по сравнению с уровнем 2011 года.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Быченко О.Г. Приемы экономического анализа: Пособие по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности предприятии». - Гомель: БелГУТ, 2004. - 67с.

2. Витченко М.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. - М.: «Маршрут», 2003. - 240 с.

3. Волкова О.Н., Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2000.

4. Гизатуллина В.Г., Липатова О.В., Метлушко С.К. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - Гомель: БелГУТ, 2000 - 188 с.

5. Зиновский В.И.Анализ и контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.-Мн.: Выш. школа,2004.

6. Иваненко А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. - М. Маршрут, 2004 - 568 с.

7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М., 2000. - 424с.

8. Ничипорович С.П.Методика оценки и анализа финансового состояния организации.- Мн.: Выш. школа, 2003.

9. Пузанкевич О.В.Анализ финансового состояния предприятия:основные подходы-Мн.: Финансы. Учет. Аудит, 2004.

Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: 000 «Новое знание», 2000. - 688



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: