Религия протоиндийской цивилизации




Протоиндуизм. Ведизм

 

Этой темой открывается изучение индуизма.

Термин «индуизм» был введен европейскими учеными в XIX веке, которые обозначили им все религиозные явления Индии, за исключением буддизма, джайнизма и сикхизма. Сами индуисты называют свою религию хинду дхарма или санатана дхарма, что в переводе означает «закон индусов» или, соответственно, «вечное учение», «вечный закон».

 

План:

1. Общая характеристика индуизма.

2. Религия протоиндийской цивилизации.

3. Арийское вторжение.

4. Веды — священные писания индоариев.

5. Ведийский культ.

6. Ведийский пантеон.

7. Смерть в представлении индоариев.

8. Выводы.

 

Общая характеристика индуизма

Индуизм — древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Приверженцы индуизма составляют приблизительно 83% населения страны. Он распространен также в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: Непале, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке. Последователи индуизма (переселенцы из Индии) живут в Индонезии (о-в Бали), на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане, в ЮАР и некоторых других местах.
К концу нынешнего столетия индуизм перешагнул национальные и региональные границы. Он стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом).
В Индии представлены многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые, тем не менее она является по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось культурное, политическое и социальное единство страны.
Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью. Самое определение термина представляет собой немалую историко-культурную проблему. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия.

Символы индуизма многозначны, они допускают множество оттенков и дают простор для разных толкований. Вследствие этого религиозная традиция гибко и органично связывается с традиционными нормами поведения, этики, а также с экономическими, социальными и политическими установлениями.
В индуизме не было и нет ни церковной, ни какой-либо иной единой централизованной организации ни во всеиндийском, ни даже в местном масштабе. Брахманы или представители других каст, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной жизнью вмиру, ведут хозяйство и имеют семью, если не берут каких-либо особых обетов. На первом плане в индуизме было и остается соблюдение ритуально-поведенческих норм, санкционированных мифами и подтвержденных авторитетными священными текстами.
Полностью отсутствует в индуизме и прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно лишь родиться.
Знакомство с индуизмом лучше всего начать с его истоков. Генезис самого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, связан с протоиндийской цивилизацией и с реликтами иных, доарийских, культур, которые ко времени прихода ариев в Индию находились на разных стадиях эволюции.

 

Религия протоиндийской цивилизации

Протоиндийская цивилизация была одним из крупных звеньев в цепи раннеземледельческих культур (IV—III тыс. до н. э.), образовавших так называемый "плодородный полумесяц". Созданная дравидоязычным населением, она была высокоразвитой цивилизацией городского типа со сложной религиозно-мифологической системой воззрений, типичных для всей раннеземледельческой полосы, но при этом отличающихся ярким местным колоритом.
Р. Н. Дандекар и другие индийские и западные религиоведы видят в религиозных взглядах и мифологических комплексах Хараппы и Мохенджо-Даро древнейшие истоки индуизма и характеризуют их как протоиндуизм. Так, в изображении многоликого рогатого бога на троне усматривают отдаленный образ прото-Шивы и возводят к его культу весь круг представлений, связанных с йогической практикой и аскетизмом. Его божественная супруга, богиня-буйволица, верховная владычица и Великая мать, отразилась в последующей традиции в многочисленных культах богинь-матерей, вобравших в себя и местные черты. Отдаленным предшественником индуистского "юного бога" был, по всей вероятности, хараппский мифологический персонаж с копьем, именуемый прото-Сканда. Культы деревьев и животных, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений — все это засвидетельствовано в глубокой архаике и сохраняется вплоть до наших дней.
Приблизительно с середины II тыс. до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, говоривших на древнем языке индоевропейской семьи — предшественнике санскрита. Неизбежным следствием миграции ариев в Индию и продвижения в глубь нее было взаимодействие культур. Оно происходило в разных сферах жизни и с разной степенью интенсивности, но одной из главных арен контакта была религия.

 

Арийское вторжение

Второй этап развития индуизма начался с приходом в Индостан индоевропейских племен скотоводов-кочевников, которые около середины второго тысячелетия до н.э. заняли Пенджаб. Пришельцы самих себя называли ариями («благородными»), а туземцев — дасами («рабами») и темнокожими демонами. Хараппская цивилизация к тому времени уже пришла в упадок. Арии разрушили ее остатки и, ведя войны с местными земледельцами и дикарями, стали продвигаться на восток и юг индийского субконтинента.

Прародиной индоевропейцев, или ариев большинство современных исследователей считает степи в низовьях Днепра, Дона, Волга и Урала. Оттуда они, начиная с V тыс. до н. э., несколькими волнами расселились на запад, юг и юго-восток Евразии, став предками хеттов, греков, латинян, кельтов, армян, скифов, славян, германцев и других нардов, говорящих на языках индоевропейской группы.

Часть индоевропейцев носит название индоиранцев. Сначала они пришли в Среднюю Азию, откуда одна из индоиранских групп в начале III тыс. до н.э. переселилась на север Ирана (название которого восходит к имени ариев), а вторая группа в начале II тыс. до н.э. достигла Индии. Ко времени вторжения на Индостан индоевропейцами уже была заселена часть Европы и Малая Азия. Свою страну в северной Индии арии называли Арьяварта. Позже они дошли до крайнего запада Европы — их имя сохранилось и в названии Ирландия (Эйр).

Как правило, в патриархальных религиях скотоводов мы не найдем развитого культа матери-земли, поскольку этот культ связан с земледелием. Обычаи аборигенов суровые кочевники считали отвратительными и даже пытались искоренять. Но, с переходом к оседлости, местные традиции, казалось побежденные вместе с их носителями, начинали влиять на религию пришельцев. Представления и практики перемешивались, порождая сложные синкретические (смешанные) религиозные комплексы. Так было везде, куда приходили арии, так было и в Индии. Между собой и туземцами арии воздвигли религиозные и социальные перегородки, простоявшие несколько веков. Однако несмотря на это, ведийская религия претерпела сильные изменения, вызванные как внутренними процессами, так и постепенной ассимиляцией местной религиозности, сохранившейся в среде туземцев, живущих в деревнях или обращенных ариями в рабство. Со временем это привело к возникновению грандиозного синтеза, который мы и знаем под названием индуизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: