Тема 1. Методика обучения истории как педагогическая дисциплина.
Методика обучения истории как педагогическая наука. Теория и методика обучения истории как учебная дисциплина. Предмет и задачи дисциплины
Основные факторы обучения истории. Особенности школьного курса истории.
Связь методики обучения истории с другими науками.
Методы научного исследования процесса школьного обучения истории.
Значение методики обучения истории для учителя. Роль самовоспитания, саморазвития и самообразования студента в профессиональной методической подготовке.
Тема 2. Становление и развитие исторического образования и историко-методической мысли в России и СССР.
Зависимость содержания, методов и форм изучения истории от задач школьного образования и от уровня развития исторической науки. Этапы становления и развития общего исторического образования в России. Становление и развитие методики обучения истории.
Появление истории как школьного учебного предмета. Особенности преподавания истории в первой половине XVIII в. Начало преподавания истории России. Становление историко-методической мысли в XVIII веке. Внедрение новых средств обучения (доска и мел, учебник, историческая карта).
Развитие методической мысли и изменения в структуре школьного исторического образования в XIX веке. Борьба реального и классического образования. Связь истории с современностью. Изменения структуры исторического образования в гимназиях во второй половине XIX века. Разработка и совершенствование активных методов обучения истории в конце XIX – начале ХХ веков.
Коренные изменения целей и содержания обучения истории в школе после Октябрьской революции 1917 г. Приоритет обществоведческого образования. Первые примерные программы по обществоведению. Начало политико-идеологического образования. Лабораторно-бригадные методы обучения.
|
Введение систематического курса истории в школе в 1930-е гг. Особенности методики обучения истории на предвоенном этапе. Изменения в целях и содержании исторического образования в годы Великой Отечественной войны.
Переход к концентрической системе исторического образования в конце 1950-х гг. Развитие методики обучения истории в 1950-60-е гг. Теоретическое осмысление накопленных методических знаний. Развитие школьного исторического образования и методики обучения истории в 1970-80-е гг. Возврат к линейной системе. Основные тенденции в преподавании истории в 1960-80-х годах.
Тема 3. Цели, структура и содержание современного школьного исторического образования.
Реформирование системы среднего образования в России в к. ХХ – н. XXI вв. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Введение профильного обучения в полной средней школе. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Современная система исторического образования в РФ. Место истории в системе общего образования.
Развитие методики обучения истории в к. ХХ – н. XXI вв. Компетентностный подход в обучении. Системно-деятельностный подход. Личностно-ориентированное обучение.
Дискуссия о целях исторического образования. Нормативно-правовые документы, в которых закреплены цели школьного исторического образования. Цели исторического образования в основной и средней школе на базовом и профильном уровнях.
|
Федеральный базисный учебный план. Учебный план школы.Федеральный (инвариантный), региональный и локальный компоненты в структуре исторического образования.
Концентрическая и линейная системы образования. Структура современного школьного исторического образования.
Предпрофильное и профильное обучение. Элективные курсы и курсы по выбору.
Нормативные документы, определяющие содержание образования. Историко-культурный стандарт. Образовательная программа.
Содержание школьного исторического образования. Теоретические основы разработки содержания учебных дисциплин. Принципы отбора содержания. Модели построения курсов.
Элективные курсы и курсы по выбору: принципы построения, отбор содержания образования, диагностика усвоения знаний и умений.
Развивающий компонент учебного материала. Классификация учебных умений.
Тема 4. Структура исторических знаний. Методика формирования понятий.
Структура исторических знаний. Исторические факты (события, явления, процессы) и теория (понятия, исторические связи, выводы, обобщения). Эмпирический и теоретический уровни исторического познания.
Различие фактов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке.Приемы изучения фактического материала. Виды и роль исторических представлений. Методика формирования исторических представлений.
Роль исторических понятий в познании истории. Виды исторических понятий: частные, общие, всеобщие. Методика формирования понятийного аппарата в обучении истории. Специфика работы с различными видами понятий на уроке. Структура понятия. Приемы работы над термином. Этапы формирования определения.
Общие связи исторического процесса. Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые преемственные связи в обучении, их содержательный и деятельностный аспекты.
Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования.