Тема 5. Методика создания локальных и временных представлений и понятий.




Понятие локализации исторических событий и явлений. Хронология и картография.

Историческая карта: содержание и виды. Формирование у учащихся умений работы с картой: чтение легенды карты, показ событий и процессов, сравнение и анализ информации, содержащейся в разных картах. Репродуктивные и продуктивные (в т.ч. творческие) задания по карте. Картосхема и локальный план как разновидности исторической карты. Методика работы с контурной картой. Итоговые знания и умения работы с исторической картой выпускников школы.

Изучение хронологии в школе. Основные и опорные даты. Особенности временных представлений младших школьников. Методика изучения хронологии в 5 классе. Работа с лентами и линиями времени. Решение хронологических задач разных типов. Овладение важнейшими хронологическими понятиями: год, век, тысячелетие, эра. Наглядно-образное обозначение исторических дат. Составление хронологических рядов и комплексов. Работа с хронологическими, синхроническими и диахроническими таблицами. Роль наглядности в формировании временных представлений у учащихся.

Вопросы к зачету

01.06.20

1. Методика обучения истории как педагогическая дисциплина. Факторы процесса школьного обучения истории.

2. Возникновение и становление школьного исторического образования и методической мысли в России в XVIII в.

3. Развитие школьного исторического образования в XIX – начале XX вв.

4. Историко-методическая мысль в XIX – начале XX вв.

5. Изменения в системе исторического образования и методике обучения истории в 1917 – начале 1930-х гг.

6. Структура исторического образования в 1930-80-е гг.

7. Развитие методической мысли в СССР.

8. Реформирование системы среднего образования в России в конце XX - начале XXI вв. Место истории в системе среднего образования.

9. Структура школьного исторического образования на современном этапе. Достоинства и недостатки линейной и концентрической систем.

10. Цели обучения истории в основной школе. Требования к уровню подготовки выпускников.

11. Цели обучения истории в средней школе на базовом и профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников.

12. Содержание современного школьного исторического образования.

13. Планируемые результаты освоения учебных программ по истории.

14. Предпрофильное и профильное обучение.

15. Системно-деятельностный подход в обучении.

16. Компетентностный подход в обучении.

17. Личностно-ориентированное обучение.

18. Историко-культурный стандарт.

19. Концепция нового УМК по отечественной истории: новые подходы к изучению истории.

20. Структура исторических знаний.

21. Исторический факт. Методика работы с историческими фактами.

22. Исторические представления: виды, структура, приёмы их формирования.

23. Исторические понятия: виды, структура, роль в познании истории. Специфика работы с различными видами понятий на уроке.

24. Приёмы формирования исторических понятий. Специфика работы с термином и определением.

25. Внутрипредметные, внутрикурсовые и межкурсовые связи в обучении истории, их реализация.

26. Межпредметные связи в обучении истории, их реализация.

27. Формирование пространственных представлений. Методика работы с исторической картой.

28. Контурная карта как средство обучения на уроке истории.

29. Методика изучения хронологии в школе.

30. Условно-графическая наглядность в изучении хронологии в школе. Методика составления таблиц.

 

Вопросы к лабораторным занятиям

Тема (1): Становление и развитие исторического образования и историко-методической мысли в России и СССР. (28.05.20)

1. Становление истории как школьного предмета в XVIII в. Зарождение методической мысли.

2. Изменения в системе исторического образования в XIX – начале ХХ вв.

3. Методы и приемы обучения истории в XIX –начале ХХ вв.

4. Изменения целей и содержания обучения истории в школе в 1917 -1920-х гг.

5. Изменения в целях и содержании исторического образования в годы Великой Отечественной войны.

6. Теоретическое осмысление накопленного методического опыта во второй половине ХХ в.

 

Тема (2): Методика формирования исторических понятий. (28.05.20)

1. Классификация исторических понятий.

2. Методика работы с термином.

3. Методика формулировки определения понятия.

4. Применение понятий.

5. Диагностика уровня овладения понятием.

 

Тема (3): Работа с хронологией на уроке истории. (01.06.20)

1. Роль хронологических знаний в процессе обучения истории.

2. Методика формирования хронологических представлений.

3. Методика работы с хронологическими понятиями.

4. Решение хронологических задач.

 

Тема (4): Методика работы с исторической картой. (01.06.20)

1. Роль пространственных представлений в процессе изучения истории.

2. Историческая карта: виды, особенности, методика работы.

3. Методика работы с контурной картой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: