Понятие локализации исторических событий и явлений. Хронология и картография.
Историческая карта: содержание и виды. Формирование у учащихся умений работы с картой: чтение легенды карты, показ событий и процессов, сравнение и анализ информации, содержащейся в разных картах. Репродуктивные и продуктивные (в т.ч. творческие) задания по карте. Картосхема и локальный план как разновидности исторической карты. Методика работы с контурной картой. Итоговые знания и умения работы с исторической картой выпускников школы.
Изучение хронологии в школе. Основные и опорные даты. Особенности временных представлений младших школьников. Методика изучения хронологии в 5 классе. Работа с лентами и линиями времени. Решение хронологических задач разных типов. Овладение важнейшими хронологическими понятиями: год, век, тысячелетие, эра. Наглядно-образное обозначение исторических дат. Составление хронологических рядов и комплексов. Работа с хронологическими, синхроническими и диахроническими таблицами. Роль наглядности в формировании временных представлений у учащихся.
Вопросы к зачету
01.06.20
1. Методика обучения истории как педагогическая дисциплина. Факторы процесса школьного обучения истории.
2. Возникновение и становление школьного исторического образования и методической мысли в России в XVIII в.
3. Развитие школьного исторического образования в XIX – начале XX вв.
4. Историко-методическая мысль в XIX – начале XX вв.
5. Изменения в системе исторического образования и методике обучения истории в 1917 – начале 1930-х гг.
6. Структура исторического образования в 1930-80-е гг.
7. Развитие методической мысли в СССР.
8. Реформирование системы среднего образования в России в конце XX - начале XXI вв. Место истории в системе среднего образования.
|
9. Структура школьного исторического образования на современном этапе. Достоинства и недостатки линейной и концентрической систем.
10. Цели обучения истории в основной школе. Требования к уровню подготовки выпускников.
11. Цели обучения истории в средней школе на базовом и профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников.
12. Содержание современного школьного исторического образования.
13. Планируемые результаты освоения учебных программ по истории.
14. Предпрофильное и профильное обучение.
15. Системно-деятельностный подход в обучении.
16. Компетентностный подход в обучении.
17. Личностно-ориентированное обучение.
18. Историко-культурный стандарт.
19. Концепция нового УМК по отечественной истории: новые подходы к изучению истории.
20. Структура исторических знаний.
21. Исторический факт. Методика работы с историческими фактами.
22. Исторические представления: виды, структура, приёмы их формирования.
23. Исторические понятия: виды, структура, роль в познании истории. Специфика работы с различными видами понятий на уроке.
24. Приёмы формирования исторических понятий. Специфика работы с термином и определением.
25. Внутрипредметные, внутрикурсовые и межкурсовые связи в обучении истории, их реализация.
26. Межпредметные связи в обучении истории, их реализация.
27. Формирование пространственных представлений. Методика работы с исторической картой.
28. Контурная карта как средство обучения на уроке истории.
|
29. Методика изучения хронологии в школе.
30. Условно-графическая наглядность в изучении хронологии в школе. Методика составления таблиц.
Вопросы к лабораторным занятиям
Тема (1): Становление и развитие исторического образования и историко-методической мысли в России и СССР. (28.05.20)
1. Становление истории как школьного предмета в XVIII в. Зарождение методической мысли.
2. Изменения в системе исторического образования в XIX – начале ХХ вв.
3. Методы и приемы обучения истории в XIX –начале ХХ вв.
4. Изменения целей и содержания обучения истории в школе в 1917 -1920-х гг.
5. Изменения в целях и содержании исторического образования в годы Великой Отечественной войны.
6. Теоретическое осмысление накопленного методического опыта во второй половине ХХ в.
Тема (2): Методика формирования исторических понятий. (28.05.20)
1. Классификация исторических понятий.
2. Методика работы с термином.
3. Методика формулировки определения понятия.
4. Применение понятий.
5. Диагностика уровня овладения понятием.
Тема (3): Работа с хронологией на уроке истории. (01.06.20)
1. Роль хронологических знаний в процессе обучения истории.
2. Методика формирования хронологических представлений.
3. Методика работы с хронологическими понятиями.
4. Решение хронологических задач.
Тема (4): Методика работы с исторической картой. (01.06.20)
1. Роль пространственных представлений в процессе изучения истории.
2. Историческая карта: виды, особенности, методика работы.
3. Методика работы с контурной картой.