Договор перевозки груза заключает транспортная организация и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников обязательства перевозки этим ограничивается. Чаще всего, однако, в качестве грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в пункте назначения.
Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки - взаимный и возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования или чартером, является консенсуальным. Договор перевозки груза - строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причём часто с соблюдением обязательственных реквизитов, которые установлены законодательством.
Как правило, договор перевозки носит публичный характер (ст. 789, 426 ГК РФ, ст. 20 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Однако для признания договора грузовой перевозки публичным требуется соблюдение ряда условий. Во-первых, в качестве перевозчика должна выступать специализированная коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего пользования. Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или лицензией эта организация должна быть наделена функциями общественного возчика, обязанного осуществлять перевозки по требованию всякого, кто обратится. В-третьих, эта организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию.
|
Для заключения договора применяется система единого документа, предусмотренного п.2 ст. 785 ГК РФ. Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. В зависимости от этого документа, служащего оформлению перевозки, выделяются:
-система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта;
-система коносамента;
-система чартера, применяемые обычно на морском транспорте.
В ряде случаев системы могут комбинироваться.
Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. Заключение реального договора приурочивается к моменту вручению перевозчику груза вместе с сопроводительными документами. Такая перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования и заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.
Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные.
В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией в рамках территориальных границ её деятельности. Перевозка, в которой по одному транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении. Прямой смешанной признаётся перевозка, в которой участвует не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования. Порядок осуществления таких перевозок определяется соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).
|
Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работ по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установленным транспортным законодательством (ст. 799 ГК РФ).