Американский институционализм




 

В конце XIX-начале XX вв. западная цивилизация находилась в процессе бурного возрастания противоречий, связанных с промышленным развитием и последствиями картелизации производства. Они особенно коснулись США, где финансовый капитал расширял зоны своего влияния, а издержки промышленной концентрации перекладывались на потребителей, фермеров, рабочих.

В этих условиях в американской науке сформировалась группа ученых, которые основали новое течение - институционализм. Среди его представителей: американские ученые Дж.Коммонс, У.Митчелл, У.Х.Гамильтон. Родоначальником идей институционализма считается Торстейн Веблен (1857-1929).

Ученые поставили под сомнение выводы неоклассического направления и исходя из идеи развития определили задачу изучения сущности действительных явлений и исследования причин их эволюции.

Институционализм выделяется в особое течение экономической науки вследствие своей оригинальной методологии, для которой характерно использование социальной психологии, сосредоточение особого внимания на политических и социальных институтах, социализм.

По мнению институционалистов, экономическая наука занимается проблемами цен и конкуренций исходя из рациональной психологии человека. При этом важным является изучение не равновесия, а конфликта между человеческими коллективами.

Институционалисты пытаются заменить абстрактные исследования позитивными исследованиями реальных форм человеческой активности, которые все время меняются и составляют так называемые институты. В связи с этим они отмечают, что законы относительны, что каждый закон верен для определенных условий, в рамках данных институтов.

Институты (институции) - это разного рода социальные явления(налоги, семья, государство, профсоюзы, конкуренция, частная собственность, финансовая система) или лежащие в их основе различного рода психологические, правовые, этические и другие явления(обычаи, инстинкты, привычки). Институты - это как бы словесный символ для описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа.

Представители данного направления считают, что все институты носят черты коллективной психологии, следовательно, рассматривая обычаи различных групп, наука должна показать, какие экономические или моральные моменты связаны с определенными институтами и почему они перестают отвечать новым потребностям, и уступают место другим.

Институционалисты считают, что экономическая наука должна заниматься рассмотрением целей, к которым в поисках благополучия стремится человечество. Они отвергают идею гармонии классической школы и ее основные постулаты.

В институционализме прослеживаются два исходных начала: критическое, которое находит выражение в негативном отношении к свободному предпринимательству и бизнесу, и позитивное, которое воплощается в стремлении к модернизации существующего строя.

В зависимости от особенностей подхода выделяются социально-психологическая (Т.Веблен), социально-правовая(Дж.Коммонс) и конъюнтурно-статистическая (У.Митчелл) школы или разновидности инстуционализма.

Лидер институционализма - Торстейн Веблен. Среди его работ: «Теория праздного класса»(1899), «Политика рекорнструкции»(1918), «Трудовой инстинкт» (1914), «Абсентенстская собствсенность»(1924) и др. Своеобразием его методологии я вляется разработка специфического варианти социального дарвинизма. Веблен, исходя из того, что человек своей деятельности (в том числе хозяйственной) руководствуется под сознательными инстинктами, пытается объяснить социально-экономические явления. Он считает, что жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, есть борьба за существование и, следовательно, представляет собой процесс отбора и преспособления, а эволюция общественной структуры есть процесс естественного отбора институтов.

Согласно Веблену, институты определяют непосредственные цели, руководящие поведением людей. Когда они совпадают с конечными целями, вытекающими из инстинктов, то обязательно складываются удовлетворительные и социальные условия и экономические условия. Институты подвержены изменениям.

Веблен в своей теории выделяет движущие силы, способные побудить человека производительной деятельности, среди которых: родительское чувство и чистая любознательность. Однако он считает, что частная собственность исказила эти стимулы, породила противоречие между миром бизнеса и миром индустрии, между потреблением и производством. Мир индустрии (все участники производства) стремится к максимальной производительности, а мир бизнеса (частные финансы,предприниматели,дельцы)-стремится только к прибыли для достижения которой используется как редкость продукта и повышение цены, так и развитие производства. Он считает,что конкуренция не способна обеспечить единства цены и сводил суть капитала к кредитным и денежным отношениям.

Особой критике Веблен подверг финансовый и денежный капитал, раскрывая «стяжательский тип» экономического поведения, характерный для представителей праздного класса, который противопоставляется «производительному типу», характерному для низших классов.

Появление праздного класса Веблен связывает с появлением частной собственности.

Веблен прослеживает, как с развитием общества обладатели собственности оказываются привилегированной группой, становящейся во главе общественной иерархии. Результатом является растущая власть денег,которая приводит к образованию «денежной цивилизации», несостоятельной вдвойне, так как класс собственников денежного богатства оказывается практически бесполезным для общества поскольку происходит расточение материальных ценностей на удовлетворение ложных, не действительных потребностей на достижение иллюзорного престижа, демонстрации богатства.

Первым среди западных экономистов Веблен выдвинул актуальную идею социального контроля над экономикой в интересах общества. Реализация ее возможна вследствие вмешательства в механизм хозяйствования, либо в результате ликвидации собственности финансовой олигархии. Он предлагает создать специальный орган-«совет техников», которому будет подчиняться все производство в стране.

Веблен высоко оценивал роль науки и техники. Он подчеркивал, что в условиях широкого применения машинной техники углубляется общественное разделение труда и формируется «единая индустриальная система». В результате усложнения технологических процессов и роста взаимосвязи между предпринимателями в пределах индустриальной системы процедура управления производством поднимается на новый уровень. В связи с этим он обосновывает необходимость передачи управления производством техническим специалистам, которые способны устранить производственный Хаус, расточительство, техническую отсталость.

Веблен, таким образом, положил начало новому методологическому подходу- технологическому детерминизму.

На данных положениях строится технократическая концепция «революции менеджеров», в которой Веблен утверждает, что переход власти к представителям инженерно-технической интеллигенции во главе с советом техников приведет к установлению нового порядка, при котором целью деятельности индустриальной системы станут интересы общества. Для этого, считает Веблен, следует изменить ценности человечества, переорентировать их на знания и творчество.

Веблена занялись более конкретными проблемами и рекомендациями. Среди них У.Митчелл, Дж.Коммонс.

Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) известен как исследователь промышленного цикла. Его работы, среди которых «Экономические циклы», «Золото цены и заработная плата», оказали большое влияние на исследования про проблемам занятости и денежного хозяйства.

Митчелл показал, что можно подойти по-новому к экономическим проблемам и утверждал, что цифры могут использоваться для уяснения проблем раскрытия причинных связей, установления соотношения между элементами нашего знания.

Главную задачу экономиста Митчелл видел в сборе и обобщении фактического материала, чтобы констатировать количественные зависимости между динамикой отдельных показателей. В связи с этим в своих трудах он систематизировал большой фактический материал из различных сфер хозяйственной жизни, усовершенствовал методы статистической техники.

Институциональный подход проявляется у Митчелла в размышлениях о природе и его денежном вопросе. Его понятие институтов как образцов и норм поведения, коренящихся в действии и мышлении людей, является основой объяснения «искусства делать деньги и тратить их».Теория равновесия, по его мнению, недостаточна для объяснения денежных отношений. Смысл их следует искать в институциональных категориях.

Митчелл анализирует ход экономической активности и описывает циклические подъемы и спады. Он показывает, что циклические колебания внутренне присущи экономической системе бизнеса, что каждый экономический цикл уникален, но их общей основой является погоня за прибылью.

Вместе с тем, по мнению Митчелла, производство товаров не обязательно сопровождается цикличностью, но денежное хозяйство, сдерживая развитие производительных сил, вносит хаос в воспроизводство.

Митчелл выявил характер колебаний, низшие и высшие точки циклов и, начиная с 1854 г., установил их периодичность. Митчелл предполагал, что на неравномерное развитие можно воздействовать с помощью банковской системы или путем использования определенных социальных институтов.

Митчелл является сторонником идеи планирования, создания системы страхования от безработицы, идеи соответствия роста зароботной платы росту выработки.

Влияние Митчелла на общественную мысль США было велико. Он создал новое эмпиорическое направление в институционализме, внес существенный вклад в методологию статистики, является основоположником эконометрики.

Джон Коммонс (1862 – 1945) является автором работ «Распределение богатства», «Правовые основания капитализма», «Институциональная экономика», соавтором коллективного труда «История рабочего класса в США», которые являются смесью юриспруденции, экономики, истории психологии, этики, политики.

Понимание Коммонсом институционализма отличалось от концепции Веблена. У Коммонса это коллективные действия, направленные на контроль над действием индивидуальным, а его теория – это теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действия.

Особенностью методологии Коммонса является то, что он не отрицал дедуктивный метод, но отдавал предпочтение психологическим категориям, среди которых власть, принуждение и.т.д. На этой основе он разработал «волевую» психологию переговоров, в которой важную роль играе идея согласия. Переговоры (как процесс улаживания различных экономических отношений между людьми) ведут к сделке. Понятие сделки проникает в право, политическую экономию, этику, в нем отражается вся экономика.

Поэтому он считал, что политэкономия – это наука о человеческой культуре, а ее основное понятие есть понятие сделок, в которых общественные оценки стоимости благ являются средством обеспечения стабильности общества.

По мнению Коммонса, нет перегородок между политэкономией, этикой и правом. В связи с этим Коммонс трактует экономические категории стоимости, издержек как непосредственно связанные с навыками, обычаями, убеждениями.

Наибольшую известность получил вклад Коммонса в изучение рабочего движения и трудовых отношений. Он считал, что классовая борьба не имеет большого значения для рабочего и профсоюзного движения. Основной конфликт в обществе между богатыми и бедными, между теми, кто производит, и теми, кто не производит. Главный фактор и цель рабочего движения – это право на рабочее место. Он выступил за тактику «постепенности» в рабочем движении. Заключение коллективных договоров – вот, на взгляд Коммонса, путь к поддержанию общественного равновесия.

Таким образом, его выводы сводились в конечном счете к применению интересов и установлению гармонии на основе доброй воли, к возможности и необходимости установления административного капитализма.

Английский институционализм

В Великобритании объективные процессы обобществления производства, монополизации и огосударствления, потребность в практических рекомендациях, изменения в социальной структуре общества привели к появлению в экономической науке институционализма, связанного с сохранившимся этическим направлением в общественной мысли.

Однако из–за сильных позиций, которые занимали традиционные течения, институционализм не получил такого широкого распространения, как в США. В первой половине XXв. Наиболее критически настроенным по отношению к официальной экономической теории был Джон Аткинсон Гобсон (1858 – 1940).

Философскую основу его трактовки экономических понятий и категорий составляли позитивизм Г. Спенсера и Дж. С. Милля, прагматизм Ф.Шиллера. Это способствовало выработке Гобсоном принципов рационализма, которые он применял к экономической науке.

Большое количество экономических работ Гобсона посвящено анализу отдельных экономических проблем, основанному на исследовании обширного эмпирического материала. Выбор анализируемых проблем отражал, с одной стороны, объективные процессы развития противоречий в условиях монополизации экономики, с другой – эволюцию самих взглядов Гобсона. По его мнению, основными экономическими проблемами являлись благосостояние и сбережения, недопотребление и экономический излишек, распределение доходов и т.п. В связи с этим у Гобсона отсутствовала строгая система экономических взглядов.

Так, Гобсон признавал, что сравнения удовлетворения, получаемого разными людьми, невозможно, но считал важным сравнить полезность товаров со сложностью их изготовления. Неспособностью осуществлять такое сравнение Гобсон объяснял тот факт, что экономисты в своих расчетах избегали вопросов здравоохранения, образования, искусства и развлечений.

Гобсон считал, что человеческие издержки необходимо измерять с учетом качества и характера трудовых усилий, способностей лиц, делающих эти усилия, распределения полезностей в обществе.

Гобсон подчеркивал, что навыки потребителей определяются существующим способом производства и распределения. Производители, стремясь контролировать способы использования потребителями их товаров, нередко навязывают вредные, а не полезные товары, которые становятся источником прибыли. Потребление диктуется подражанием и модой, его характер определяется не рациональностью, а престижем, традицией и мнимыми нормами респектабельности. В связи с этим в общественном производстве увеличивается доля бесполезных товаров, и для общества в целом теряется полезность.

Исходя из данных утверждений, Гобсон строил свои представления об основах экономического благосостояния и считал справедливой ту экономическую систему, в которой продукты воплощают самые низкие совокупные издержки и наивысшую совокупную полезность, которая обеспечивает всем участникам равную выгоду от рыночных сделок.

Гобсон ввел термин органическое благосостояние, с которым было связано понятие экономического излишка. Благосостояние, по его мнению, можно создавать после того, когда четко определен общественный излишек, необходимый для поддержания и обогащения общества. В связи с этим Гобсон считал, что образование благосостояния предполагает наличие упорядоченной системы ценностей, которую следует искать в инстинктах и будничных интересах людей. Вытекающие из этих ценностей критерии должны определяться с точки зрения индивидуального и общественного здоровья, что предполагало гармоничное сочетание взаимосвязанных видов физической и умственной деятельности.

Гобсон рассматривал производство как поток, движущийся из одного сектора экономики в другой, механизм которого точно уравновешен, так как количество капитала, необходимое на каждой стадии, находится в точном и фиксированном соотношении с количеством потребительских товаров.

Гобсон утверждал, что в случае замедления темпа поступления сырья в промышленный поток или падения потребления, возникает серьезный риск соответствующего сокращения производства и занятости. Падение розничных цен передается по всей промышленной цепи, а сокращение продаж ведет к уменьшению поступления заказов и сокращению производства.

Таким образом, Гобсон рассматривал динамическую экономику, в которой основными элементами являлись накопление капитала и рост.

Гобсон считал, что накопление капитала имеет смысл до тех пор, пока оно обеспечивает поток потребительских товаров, которые поглощаются имеющейся в обществе покупательской способностью. Если растет сбережение, то должно увеличиваться и потребление. Сбережение, увеличивая совокупный капитал, одновременно сокращает количество потребительских товаров, что ведет к избыточному предложению капитальных услуг или общему перепроизводству. Следовательно, только предварительно увеличив спрос на товары, можно увеличить количество реального капитала в обществе.

Концепция недопотребления использовалась Гобсоном также для объяснения монополистической стадии развития. Он показал, что избыток товаров на внутреннем рынке создает стимул к внешней экспансии, причина которой- недопотребление внутри страны. Отсюда возникает необходимость поиска заграничных рынков и сфер для прибыльного инвестирования капитала. Само же это явление, подчеркивал Гобсон, обусловлено несправедливым распределением дохода, при котором рабочий получал недостаточную долю.

Составной частью концепции экономического излишка Гобсона является проблема распределения дохода. Гобсон, в отличие от представителей официальной политэкономии, отрицал положение о том, что весь продукт автоматически поглощается оплатой факторов производства, и различал понятия издержки и излишки. Издержки, по его мнению, это выплаты, необходимые для создания и поддержания существующих производственных возможностей, а также для постоянной гармонии между капиталом, трудом и талантом. Если продукт производится сверх этих издержек, то излишек распределяется между факторами производства в соответствии с рыночной силой каждого фактора.

Заработная плата, по мнению Гобсона, включает два элемента: минимальную зарплату, гарантирующую существование и сохранение рабочей силы, и зарплату «прогрессирующей производительности», которая обеспечивает рост на рынке предложения более производительной силы.

Гобсон ввел понятие отставания зарплаты для того, чтобы объяснить рост доли дохода, которая идет капиталисту. Это отставание, по его мнению, все более затрудняет для рабочих покупку такого количества товаров, какое необходимо для поддержания экономики в равновесии.

Склонность к потреблению (если использовать терминологию Д. Кейнса) должна понижаться, так как покупатели рабочей силы обладают большей рыночной силой и имеют возможность снижать цену труда до самого нижнего уровня на шкале зарплаты, применимой к каждой категории рабочей силы.

Таким образом, трактовка Гобсоном основных экономических категорий базировалась на социологической и этической основе. Его критика капитализма и желание перемен привели к осознанию необходимости реформ в обществе. При этом Гобсон подчеркивал, что для любых схем перестройки общества необходима замена мотива частной прибыли прямым общественным контролем хода процесса производства, поэтому необходимо открывать простор художественному творчеству, вводить законы о минимуме зарплаты, устанавливать высокие налоги на прибыль, поощрять развитие экономики, контролировать монополии.

Идеи Гобсона легли в основу экономической программы и практической деятельности английской лейбористской партии, понятийный аппарат использовался в дальнейшем представителями социально-институционального направления и других школ и направлений английской политэкономии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: