Социал-демократические воззрения Э.Бернштейна, К.Каутского, Р.Гильфердинга, Р.Люксембург




 

Конец XIX в. характеризуется обострением социальных противоречий, стремлением большинства трудящихся к улучшению материального положения, к изменению в политической сфере деятельности общества. Это породило потребность в теоретическом анализе назревших в обществе проблем и поиске путей их разрешения, в том числе с позиции рабочего класса, что обусловило возникновение реформизма, объявленного наследником марксизма.

Таким образом, соцuал-реформuзм-это политическое течение в международном рабочем движении, своими корнями произрастающее из марксизма. Его сторонники отрицают необходимость классовой борьбы и надеются путем реформ превратить капитализм в новое общество социальной справедливости.

Основными представителями реформизма являлись пролетариат, прежде всего высококвалифицированные работники; интеллигенция, особенно техническая; мелкая сельская буржуазия.

На формирование теоретической и идеологической платформы социал-реформизма оказали влияние следующие обстоятельства: рост удельного веса квалифицированных работников и служащих; сотрудничество с интеллигенцией, что породило нейтральность рабочего класса и способствовало формированию психологии индивидуализма; двойственность поведения мелкой буржуазии и чиновничества (стремление к обогащению и иллюзия господства в обществе, страх разорения и превращения в пролетариат).

Эта двойственность определила психологию промежуточного слоя общества и создала благоприятную социальную почву для реформизма.

Основоположниками реформизма являются Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг.

Эдуард Бернштейн (1850-1932) - лидер крайнего оппортунистического крыла западной социал-демократии, XX Интернационала, теоретик ревизионизма и реформизма. В 1872 г. он примкнул к социал-демократии и до 1895 г. находился на позициях революционного демократа, однако после смерти Энгельса он перешел к открытой ревизии марксизма. В ряде статей под общим заголовком «Проблемы социализма» (1895-1898) он подверг «пересмотру» научную систему Маркса.

Пересмотр начался с философско-социологических основ марксизма. Бернштейн отрицал диалектический метод Маркса в изучении общественных явлений, революционный характер марксизма, считая, что в этом отношении взгляды Маркса противоречивы и компромиссны: они соединяют «мирно-эволюционный» взгляд на общество и «конспиративно-террористический». Первый взгляд выдвигает лозунг экономической реорганизации общества, второй политической его экспроприации. В этом, по мнению Бернштейна, состоит противоречие всей концепции марксизма и от этого ее следует очистить.

Стремление Бернштейна к легальному реформаторству является непосредственной целью и задачей. Его лозунг: «Движение все, конечная цель – ничто».

Бернштейн сделал вывод, что жизнь развивается не в сторону обострения классовой борьбы, а в сторону ее смягчения, в сторону легальной, мирной деятельности вместо революционной, в сторону необходимости проведения в жизнь реформ, а не революции. В результате происходит «приспособление» капитализма к «современному» обществу.

«Средствами приспособления», по мнению Бернштейна, являются различные форы кредита, организация монополий, производственных товариществ, профсоюзов, улучшение фор и связи и информации. Так, он считал, что кредитование содействует уменьшению, а может быть и полной ликвидации опасности кризисов, так как кредит снимает противоречие между отношениями собственности и производственными отношениями, он превращает многих мелких капиталистов, путем объединения, в коллективную собственность. В этой связи Бернштейн делает вывод, что положение рабочих улучшается.

Образование монополий, по мнению Бернштейна, устраняет анархию производства и ведет к постепенному исчезновению кризисов, так как с образованием акционерных компаний собственность на капитал переходит ко все большему числу лиц, то есть происходит демократизация капитала.

Такое состояние общества Бернштейн характеризует как мирное врастание капитализма в социализм.

Особая роль при этом отводится им демократии, которая ликвидирует классовое господство, и государство превращается в общественный контрольный орган. Государство реформирует капиталистическое хозяйство, следовательно, необходимость захвата политической власти пролетариатом становится излишним. Тем самым Бернштейн пытался доказать возможность перестройки общества без социалистической революции, смягчая противоречия путем реформ.

Карл Каутский (1854-1938) родился в Праге, закончил Венский университет, в 1875 г. вступил в Германскую социал-демократическую партию. Вначале он занимал позиции марксизма. В 1883 г. основал журнал «Hовoe время»- теоретический орган Германской социал-демократии и являлся главным в немецкой литературе теоретиком-интерпретатором марксизма. После Энгельса Каутскому принадлежало первое место по той роли, которую он сыграл в распространении идей марксизма. Однако в 1910-1912 п. Каутский становится идеологом центризма, восприняв всю «тeoрию» реформизма.

Среди его работ: «Экономическое учение К. Mapкca», «Эрфуртская программа», «Бернштейн и социал-демократическая программa», «Происхождение христианства», «Социальная революция»,, «Материалистическое понимание истории», «Социал-демократический катехизис».

В статье «Аграрный вопрос» (1899) Каутским раскрывается концепция марксизма по аграрному вопросу, согласно которой процесс концентрации производства в сельском хозяйстве рассматривается как результат общей эволюции капитализма. Каутский показал, что сельское хозяйство развивается не по шаблону, как индустрия, а подчиняется особым законам, что существует специфика процессов дифференциации крестьянства, вызванных развитием промышленности.

Каутский был сторонником социалистической революции, но различал социальную и политическую революции, рассматривая последнюю как крупное политическое потрясение.

Новые явления в обществе в начале ХХ в. К. Каутский описывал в своей теории улътраимпериализма. По мнению Каутского, экономические кризисы оказывают благоприятное воздействие на социалистическое движение, ускоряют концентрацию капитала и усиливают обнищание пролетариата. В результате обостряются те причины, которые усиливают стремление рабочих к социализму, а отнюдь не к организации пролетарской борьбы. На этой основе Каутский строил концепцию «истощения» капитализма. Чем больше процветает капитализм, считал Каутский, тем лучше перспективы для подготовки масс к социалистической революции.

Под империализмом К. Каутский понимал особый вид политики высокоразвитого капитализма, стремящегося к подчинению аграрных областей. Эта политика имеет экспансивную направленность и приводит к столкновению конкурирующих держав, росту вооружения. Отсюда напрашивается вывод о неизбежности войн. И только страх перед социал-демократией удерживает капиталистов от войны, ибо война равносильна революции.

Возникает парадоксальное положение: чем больше рост силы и влияния социал-демократии, тем меньше шансы на революцию, так как увеличивается страх перед ней. В результате прекращается борьба между государствами, возникают соглашения между ними. Речь идет об объединении империалистов всего мира и создании как бы единого мирового треста, «возникновении интернационально-объединенного финансового капитала»

Выдающейся работой по новейшей марксисткой экономической литературе начала ХХ века считается вышедший в 1910 г. «Финансовый капитал» Р. Гильфердинга.

Рудольф Гильфердинг (1877 - 1941) дважды был министром финансов, депутатом рейхстага. Он являлся лидером австрийской и германской социал-демократии и II Интернационала, теоретиком австромарксизма. Вначале он также занимал позиции марксизма, затем - ревизионизма.

Новейшая фаза развития капитализма характеризуется, с одной стороны, высшей концентрацией промышленного капитала и образованием его организационных форм, а с другой - концентрацией денежного капитала в виде банковского капитала.

Соединение этих двух особенностей, осуществляемых в мировом масштабе, приводит к монопольному объединению банковского и промышленного капитала. Банки становятся центром промышленной жизни. Они концентрируют у себя денежные капиталы, переводя их из пассивного в активное состояние, и располагают при этом такой суммой капиталов, которая во много раз превосходит собственный капитал промышленности.

Такой банковский капитал, превращенный в промышленный путем сращивания основного капитала промышленности с банковским капиталом, Гильфердинг назвал финансовым капиталом.

Гильфердинг рассматривает организационные формы мобилизации капиталов, которые выливаются в создание акционерных обществ. Гильфердинг излагает теорию акционерного общества и анализирует соотношение в нем банковского и промышленного капитала, выясняя вопрос о происхождении так называемой «учредительской прибыли».

Таким образом, весь процесс общественного производства и распределения получает иной вид, чем в свободном капитализме: все общественное хозяйство представляет монопольную производительную совокупность, управляемую единым, мощным и обезличенным капиталом - финансовым капиталом. Так, капитализм в высшей стадии своего развития приходит к своей противоположности - к выработке организационных форм единого, регулируемого общественного хозяйства.

Гильфердинг приходит к выводу о том, что «финансовый капитал в его завершении - это высшая ступень полноты экономической и политической власти, сосредоточенной в руках капиталистической олигархии». Он завершает диктатуру магнатов капитала.

«Финансовый капитал» Гильфердинга является продолжением «Капитала» Маркса, его анализ явлений развитого капитализма, терминология вошли в обиход марксистского мышления.

Вторым наиболее крупным произведением новейшего периода марксизма следует считать вышедшее в 1913 г. «Накопление капитала» Р. Люксембург.

Роза Люксембург (1871-1919) родилась в Польше, окончила университет в Цюрихе. Люксембург исходит из чисто абстрактного анализа схем простого и расширенного воспроизводства, проблемы накопления капитала и реализации прибавочной стоимости. Такая постановка вопроса приводит Люксембург к проблеме кризисов вообще и, в частности, к проблеме кризиса капиталистического хозяйства в его империалистической стадии развития.

Воспроизводство в капиталистическом обществе она рассматривает как движение бесчисленного множества отдельных хозяйственных предприятий, не связанных общим руководством. Воспроизводство прерывается отдельными частичными и общими паузами в производстве. Но в то же время оно складывается в один общий, хотя и противоречивый, хозяйственный процесс, ведущий непрерывно, как по спирали, к достижению основной цели всего движения накоплению и получению прибыли. Люксембург задается целью анализа условий, при которых это движение может совершаться беспрепятственно.

Условиями, по ее мнению, являются: во-первых, производство прибавочной ценности как элементарной формы, при которой только И возможно расширенное капиталистическое производство; во-вторых, превращение прибавочной стоимости, которая присваивается капиталистом, в реализованную денежную форму; в-третьих, присоединение части этой прибавочной стоимости к капиталу в целях расширенного производства, которая должна принять производительную форму определенных товаров - средств производства и труда, то есть, должна вновь пройти через рынок товаров и труда; наконец, в-четвертых, реализация добавочной массы товаров, которая представляет новый капитал вместе с новой прибавочной стоимостью, превращение их в деньги.

Люксембург приходит к выводу, что при расширенном производстве «caм класс капиталистов при условии накопления, то есть капитализации части прибавочной стоимости, никоим образом не может реализовать, то есть купить, всю свою прибавочную стоимость», и считает нужным пересмотреть понятия внутренней и внешней торговли, которые должны рассматриваться как понятия социальной экономики.

Внутренний рынок капитализма - это капиталистический рынок, это само его производство; внешний рынок - это окружающая его некапиталистическая среда. На «внутреннем» рынке может быть реализована лишь часть стоимости всего общественного продукта - потребленный постоянный капитал и потребленная стоимости; часть последней, предназначенная для капитализации, должна быть реализована на «внешнем» рынке.

Вот почему, по мнению Р. Люксембург, старые капиталистические страны все часть прибавочной больше становятся нужны друг другу как «внутренний» рынок для сбыта своих продуктов. В то же время они ведут все более ожесточенную борьбу между собой за некапиталистические страны. Некапиталистической средой для развивающегося капитализма является прежде всего натуральное хозяйство, с которым капитализм все время борется, постепенно его поглощая; далее - вовлечение в товарное хозяйство всех натурально-хозяйственных образований; отделение от сельского хозяйства деревенской обрабатывающей промышленности и борьба против самоудовлетворяющегося крестьянского хозяйства. Все это дает возможность «движения» накопления в развивающемся капитализме. Но раз конечный результат достигнут, раз капиталистический способ производства дошел до своей последней стадии, стал абсолютно универсальным, «начинается тупик, накопление становится невозможным».

Отсюда вытекает то обострение противоречий, которое заключает в себе эта последняя грань капитализма. «Ha определенной высоте развития это противоречие не может быть разрешено иначе, как применением основ социалистического хозяйства, которое по природе своей является в одно и тоже время и мировой формой, и гармоничной системой, потому что оно основано не на накоплении, а на удовлетворении жизненных потребностей трудящегося человечества путем развития всех производительных сил земной поверхности».

Таким образом, Люксембург приходит, как и Гильфердинг, к той же основной проблеме - проблеме изживания себя капитализмом после того, как он через развитие мировых производительных сил и обобществления производства в мировом масштабе достигнет конечной мировой империалистической стадии развития, не сможет в то же время разрешить внутренние свои социальные и экономические противоречия.

Постановка и трактовка вопроса, социальные выводы Люксембург представляют интерес для изучения основных моментов развития высших форм капитализма.

Современное социал-демократическое движение является мощной общественной силой, оказывающей влияние на развитие современного мира, его стабильность, пути социально-экономической эволюции многих развитых и развивающихся стран. Носителями идеологии реформизма являются социал-демократические, социалистические, лейбористские партии, объединенные в 1951 г. в Социнтернационал. Ценностями социал-демократов являются свобода, демократия, справедливость, гуманизм и солидарность.

Идейно-политическими истоками современных теорий являются концепции Бернштейна, Каутского, Гильфердинга, левый радикализм, институционализм, кейнсианство. Наиболее характерной чертой методологии социал-демократии является плюрализм, проявляющийся в первую очередь в том, что формы демократии могут быть различны в зависимости от культуры, институциональных и национальных особенностей развития.

Основной доктриной социал-демократии является модель демократического социализма. Его основу составляют смешанная экономика и плюрализм отношений собственности. Соотношение разных форм собственности не является решающим, так как ни одна из форм, как следует из программы Социнтерна, сама по себе не гарантирует эффективность экономики и социальной справедливости. На общественную собственность возлагаются контролирующие функции и защита от власти монополий.

Большое внимание уделяется проблемам рынка, соотношению рынка и государства. Рынок характеризуется как динамичный фактор развития экономики, и ему придается исключительно большое значение как координатора безграничного разнообразия экономических процессов. Теоретики демократического социализма отмечают также и недостатки рынка.

В программе Социнтерна отмечено, что демократическое общество должно исправлять недостатки даже лучших рыночных систем, осуществлять общественный контроль над экономическим могуществом капитала. Главная роль в этом возлагается на государство, причем государство сильное, которое должно регулировать рынок в интересах трудящихся. Важным рычагом в деятельности государства является планирование в его рекомендательной форме. Такую позицию разделяют британские лейбористы, немецкие социал-демократы, австрийские, французские, испанские социалисты и многие другие.

Важнейшей составной частью модели демократического социализма является реформирование социальной сферы. Преобразование этих отношений включает: реализацию равных стартовых шансов для всех граждан (доступ к образованию, социальному страхованию, здравоохранению); возможность участия в принятии решений на всех уровнях, то есть участие в управлении государственными и местными органами через систему самоуправления. В наиболее радикальных программах предусматривается передача средств производства в групповую собственность персонала, а также нейтрализацию капитала путем закрепления экономических прав за профсоюзами предприятий; право на справедливую долю в распределении имущества и дохода с целью выравнивания доходов через государственное налогообложение, возрастание роли профсоюзов в распределении прибыли и заработной платы, соглашении с союзами предпринимателей.

В последнее десятилетие ХХ в. концепции и программные установки социал-демократов подверглись корректировке и обновлению. В большей степени в них учитывается роль рыночных и организационно-институциональных факторов развития, используются положения неоконсервативной школы.

Главной целью экономических программ остаются занятость, воспроизводство и сохранение окружающей среды. Основной упор делается на взаимодействие и сотрудничество рыночного и общественного хозяйства. На задний план отошли такие меры, как усиление контроля над частным бизнесом и финансовыми институтами, перераспределение доходов в пользу трудящихся. И др. Заметно снижена роль планирования.

Приоритетными направлениями экономических программ являются разработка экономических стимулов, реорганизация налогообложения, пересмотр политики высоких процентных ставок по кредитам, что соответствует теории предложения, а также создание системы льгот для мелкого и среднего бизнеса. Соответственно и социальная политика ориентирована на уменьшение расходов на социальную инфраструктуру, дебюрократизацию и децентрализацию социальной сферы.

Наибольшее распространение и поддержку получила институциональная концепция экономики согласований, которая начала разрабатываться с конца 80-х годов в Скандинавских странах. Переговоры (согласования) - это инструмент принятия решений при размещении и распределении ресурсов. Крупные инвестиционные проекты сопровождаются переговорами между частными фирмами и общественными властями по поводу инфраструктуры, доли риска и т.д. Они как бы дополняют механизмы ценообразования и бюрократические правила логическими дискуссиями.

По-прежнему важным компонентом политики социал-демократов остаются проблемы прав человека, условия труда, равенства женщин, повышения роли нации, культуры, искусства, реформирование образования. Особым вниманием пользуются проблемы экологии, защиты природы, обеспечение здоровой среды обитания. В 90-е годы у западно-германских социал-демократов встречается термин «экосоциализм» и «экореформизм», пришедший на смену «кейнсианскому реформизму».

В 90-х годах влияние социал-демократов на социально-экономическую политику значительно ослабло. Этому способствовали экономические и политические потрясения, развал СССР и социалистической системы, подъем неоконсерватизма в западных странах, укрепление и рост позиций ТНК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: