Выяснение генезиса правовых и государственных начал в африканских обществах имеет принципиальное значение для выяснения общих закономерностей их происхождения и первоначального развития, изучения их дальнейшей эволюции, а также для понимания все еще решающего значения правовых обычаев в формировании и функционировании правовых систем современных африканских государств.
Своеобразие африканских социальных структур иногда создает стереотип обществ, где в прошлом не существовало государственности и права. Изучение процесса возникновения и становления ранних правовых и государственных систем в африканских обществах является задачей достаточно сложной. Подробное ознакомление с ними свидетельствует, что этот процесс имеет древнюю историю и уходит в глубь веков. Задолго до прихода колонизаторов в африканских обществах, наряду с переходными предгосудар- ственными обществами, существовали сложившиеся государства, и социальная жизнь в них регулировалась правом. Конечно, традиционные социальные образования еще не были государствами в его современном понимании, и, следовательно, принятые в них обычаи не считались правом в современном понимании.
В своем развитии обычное африканское право прошло три этапа:
— первый этап — формирование африканского обычного права;
— второй этап — обычное право в колониальный период;
— третий этап — формирование современных правовых систем африканских государств.
В африканских обществах с давних времен господствовало раздробленное многообразное неписаное обычное право, отражавшее полуфеодальный уклад жизни традиционного общества. На ранних этапах развития африканских обществ обычай и традиция совпадали с правосознанием, и поэтому на протяжении веков традиционным для коренного населения Африки оставалось именно обычное право. Разумеется, оно не представляло единого комплекса, поскольку разные этнические группы, разные общества имели свои самобытные системы правовых обычаев. Вместе с тем, именно многообразные обычаи оставались главным регулятором взаимоотношений в этих обществах.
|
Они, естественно, носили устный характер. Если в письменности главным является сообщение, для передачи которого она служит, а также стремление к анонимности общественных отношений, то устное общение, наоборот, ставит на первое место индивидуализацию общественных отношений. Устное общение способствует развитию не только отношений между индивидуумами. Группы, из которых состоит общество, играют определяющую роль в сохранении слова: именно на них, а не на письменный текст, возлагается задача запомнить послание[8].
Общинная модель структуры общества направлена на установление гармонии между обществом и индивидуумом. Действие индивидуума всегда имеет место в качестве члена определенной общины, соответственно, его обязанности и права определяются данной общиной.
Несмотря на то, что сведения об обычном праве раннего периода развития весьма скудны, изучение обычно-правовых норм африканских обществ позволяет восстановить реальные механизмы регулирования общественных отношений.
Сохранившийся правовой сборник XIII в., известный под названием «Фетха негаст» («Правосудие царей»), является уникальным документом, отражающим потенциал и возможности норм обычного права в регулировании сложных общественных отношений. Данный правовой документ, составленный в Египте, регулировал не только взаимоотношения внутри общества, но и на основе правовых традиций ислама и христианства регулировал внешнеполитические и внешнеэкономические отношения Египта как крупного политического и торгового центра с могущественной Византией. Благодаря этому в данном документе можно обнаружить и влияние византийского права.
|
В XVI в. в Эфиопии этот сборник был утвержден как правовой кодекс, который, наряду с библейскими текстами (Ветхий и Новый завет) и соборными уложениями христианской церкви, включал «книги царей» (императорские каноны), содержавшие правовые нормы и царские установления.
Еще одним памятником обычного права, дошедшим до нас, являются старинные «речения» (кабары), принадлежавшие вождю малагасийского государства Имерна (Имерн), которые в своей основе содержали обычаи. Согласно этому памятнику обычного права, принятые на народном собрании решения основывались на традициях и обычаях. Эти старинные «речения» сохранялись в устной форме, и только в середине XIX в. были записаны и опубликованы на малагасийском языке. Впоследствии малагасийские обычно-правовые нормы систематизировались в правительственных изданиях, получившим название «кодексов».
Одним из первых таких кодексов является «Кодекс 48 статей», принятый в 1828 г., и регулировавший некоторые вопросы уголовноправовых и гражданско-правовых отношений. За ним последовал «Кодекс 50 статей», регулировавший вопросы административного управления провинциями. В 1863 г. было принято еще два кодекса; один из которых содержал уголовно-правовые и гражданско-правовые нормы, второй — нормы о разделе имущества между сторонами и дворцовой казной в спорных случаях и другие положения.
|
Впоследствии малагасийский «Кодекс 101 статьи», принятый в 1868 г., и наиболее полный «Кодекс 305 статей», принятый в 1881 г., были изданы правительственной дворцовой типографией и известны лишь узкому кругу чиновников. ГОследний из названных кодексов содержал статьи о политических и уголовных преступлениях, о государственной власти, собственности, рабах и т.д. В нем содержалась норма, предписывающая сохранение неписаных народных традиций и обычаев, соблюдаемых по сегодняшний день: Они остаются в силе и применяются наравне с письменными законами, собранными в данном кодексе.
По традиции до публикации правитель произносил речь (кабар) перед народным собранием, а затем следовало чтение статей кодексов. В начале XX в. эти документы были опубликованы на французском языке и стали известны в Европе.
Африканские общества в течение многих веков жили по нормам добровольно соблюдаемых обычаев, регулировавших разные стороны организации жизни племен. Соблюдение норм обычного права обеспечивалось уважительным отношением к традициям предков. Каждая из многочисленных общин имела свои нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были небольшими, однако они могли стать значительными вне этих границ.
Таким образом, первый этап формирования традиционного африканского права охватывает зарождение и эволюцию обычаев, как основных регуляторов общественной жизни в традиционных африканских обществах, начиная с периода разложения первобытного общества