Формирование и эволюция африканского обычного права.




Выяснение генезиса правовых и государственных начал в аф­риканских обществах имеет принципиальное значение для выяс­нения общих закономерностей их происхождения и первоначаль­ного развития, изучения их дальнейшей эволюции, а также для понимания все еще решающего значения правовых обычаев в формировании и функционировании правовых систем современ­ных африканских государств.

Своеобразие африканских социальных структур иногда создает стереотип обществ, где в прошлом не существовало государствен­ности и права. Изучение процесса возникновения и становления ранних правовых и государственных систем в африканских обще­ствах является задачей достаточно сложной. Подробное ознаком­ление с ними свидетельствует, что этот процесс имеет древнюю историю и уходит в глубь веков. Задолго до прихода колонизато­ров в африканских обществах, наряду с переходными предгосудар- ственными обществами, существовали сложившиеся государства, и социальная жизнь в них регулировалась правом. Конечно, тради­ционные социальные образования еще не были государствами в его современном понимании, и, следовательно, принятые в них обычаи не считались правом в современном понимании.

В своем развитии обычное африканское право прошло три этапа:

— первый этап — формирование африканского обычного права;

— второй этап — обычное право в колониальный период;

— третий этап — формирование современных правовых сис­тем африканских государств.

В африканских обществах с давних времен господствовало раз­дробленное многообразное неписаное обычное право, отражав­шее полуфеодальный уклад жизни традиционного общества. На ранних этапах развития африканских обществ обычай и традиция совпадали с правосознанием, и поэтому на протяжении веков традиционным для коренного населения Африки оставалось имен­но обычное право. Разумеется, оно не представляло единого ком­плекса, поскольку разные этнические группы, разные общества имели свои самобытные системы правовых обычаев. Вместе с тем, именно многообразные обычаи оставались главным регулято­ром взаимоотношений в этих обществах.

Они, естественно, носили устный характер. Если в письменно­сти главным является сообщение, для передачи которого она слу­жит, а также стремление к анонимности общественных отноше­ний, то устное общение, наоборот, ставит на первое место инди­видуализацию общественных отношений. Устное общение спо­собствует развитию не только отношений между индивидуумами. Группы, из которых состоит общество, играют определяющую роль в сохранении слова: именно на них, а не на письменный текст, возлагается задача запомнить послание[8].

Общинная модель структуры общества направлена на уста­новление гармонии между обществом и индивидуумом. Действие индивидуума всегда имеет место в качестве члена определенной общины, соответственно, его обязанности и права определяются данной общиной.

Несмотря на то, что сведения об обычном праве раннего пе­риода развития весьма скудны, изучение обычно-правовых норм африканских обществ позволяет восстановить реальные механиз­мы регулирования общественных отношений.

Сохранившийся правовой сборник XIII в., известный под назва­нием «Фетха негаст» («Правосудие царей»), является уникаль­ным документом, отражающим потенциал и возможности норм обычного права в регулировании сложных общественных отноше­ний. Данный правовой документ, составленный в Египте, регули­ровал не только взаимоотношения внутри общества, но и на осно­ве правовых традиций ислама и христианства регулировал внешне­политические и внешнеэкономические отношения Египта как круп­ного политического и торгового центра с могущественной Визан­тией. Благодаря этому в данном документе можно обнаружить и влияние византийского права.

В XVI в. в Эфиопии этот сборник был утвержден как правовой кодекс, который, наряду с библейскими текстами (Ветхий и Новый завет) и соборными уложениями христианской церкви, включал «книги царей» (императорские каноны), содержавшие правовые нормы и царские установления.

Еще одним памятником обычного права, дошедшим до нас, являются старинные «речения» (кабары), принадлежавшие вождю малагасийского государства Имерна (Имерн), которые в своей основе содержали обычаи. Согласно этому памятнику обычного права, принятые на народном собрании решения осно­вывались на традициях и обычаях. Эти старинные «речения» сохранялись в устной форме, и только в середине XIX в. были записаны и опубликованы на малагасийском языке. Впоследствии малагасийские обычно-правовые нормы систематизировались в правительственных изданиях, получившим название «кодексов».

Одним из первых таких кодексов является «Кодекс 48 статей», принятый в 1828 г., и регулировавший некоторые вопросы уголовно­правовых и гражданско-правовых отношений. За ним последовал «Кодекс 50 статей», регулировавший вопросы административного управления провинциями. В 1863 г. было принято еще два кодекса; один из которых содержал уголовно-правовые и гражданско-право­вые нормы, второй — нормы о разделе имущества между сторонами и дворцовой казной в спорных случаях и другие положения.

Впоследствии малагасийский «Кодекс 101 статьи», принятый в 1868 г., и наиболее полный «Кодекс 305 статей», принятый в 1881 г., были изданы правительственной дворцовой типографией и известны лишь узкому кругу чиновников. ГОследний из назван­ных кодексов содержал статьи о политических и уголовных прес­туплениях, о государственной власти, собственности, рабах и т.д. В нем содержалась норма, предписывающая сохранение не­писаных народных традиций и обычаев, соблюдаемых по сегод­няшний день: Они остаются в силе и применяются наравне с письменными законами, собранными в данном кодексе.

По традиции до публикации правитель произносил речь (кабар) перед народным собранием, а затем следовало чтение статей ко­дексов. В начале XX в. эти документы были опубликованы на французском языке и стали известны в Европе.

Африканские общества в течение многих веков жили по нор­мам добровольно соблюдаемых обычаев, регулировавших разные стороны организации жизни племен. Соблюдение норм обычного права обеспечивалось уважительным отношением к традициям предков. Каждая из многочисленных общин имела свои нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной эт­нической группы были небольшими, однако они могли стать зна­чительными вне этих границ.

Таким образом, первый этап формирования традиционного африканского права охватывает зарождение и эволюцию обыча­ев, как основных регуляторов общественной жизни в традицион­ных африканских обществах, начиная с периода разложения пер­вобытного общества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: