Экологический подход к созданию сельского поселения




С древности и до наших дней архитектурная деятельность направлена на преобразование естественной среды и создание среды искусственной, комфортной и одновременно гармонично вписанной в природу. Она во многом определяет мировоззрение человека, его культуру, существенно влияет на здоровье и работоспособность. Поэтому в основе реального проектирования должен лежать широко понимаемый экологический подход, суть которого заключается в представлении сельского поселения как сложной системы взаимосвязей не только между его отдельными составляющими, но и самого объекта с природным окружением. В последнее десятилетие 20 вв. экологический подход к архитектурному проектированию сформировался в отдельную отрасль науки – архитектурную экологию.

Практическая экология существовала давно, когда и слова такого не существовало. Где выбрать наиболее удачное место для строительства поселения, как правильно поставить дом, куда обратить окна, чтобы поймать солнце, как защитить двор и усадьбу от ветра и снежных заносов, каким образом вести пахотное хозяйство, чтобы не нарушить плодородие почвы, как уберечь свой кров от молнии, а посевы от града – все эти премудрости люди познавали веками и передавали из поколения в поколение. Народное зодчество – неиссякаемый источник замечательных примеров энергоэкономичной малоэтажной жилой застройки. Это подтверждают села Карелии и Урала. Для них характерны органическая укорененность в пейзаж, соответствие фоновым и местным климатическим условиям. В народном зодчестве функциональные удобства среды являлись ключевыми. Помимо учета светового и теплового климата большое внимание уделялось акустическому климату и местным климатическим особенностям. Так максимальное расстояние между селами на Севере – соответствует радиусу распространения звука.(8 км). Колокольни у каждой из церквей делались высокими, чтобы лучше распространялся звук. Зимней ночью лучше всего было находить дорогу по колокольному звону. Кроме того, плотники - зодчие замечательно учитывали возникающий на каждом объекте строительства свой индивидуальный микроклимат. Начиная с учета гидрогеологии (намыв речной водой излучины, какая часть острова сухая, вид флоры и фауны) и заканчивая учетом ветрового режима (расположение за ветрозащитными экранами- кромкой холма, в низине склонов, за лесным массивом и т.д.).

Учет функциональных удобств среды, через логику повседневной жизни приводили к экологичности и энергоэкомичности жилой застройки. Так, в частности, направление и скорость ветра существенно изменяют тепловой режим здания. Расположение жилой застройки за ветрозащитным экраном, позволяло повысить температуру внутри дома на 1-7 ºС (по сравнению с ветро незащищенным домом).

Кроме того, на протяжении многих веков русской истории наиболее доступным строительным материалом для малоэтажного жилищного строительства являлось дерево. Дерево являлось сухим и теплоемким материалом. Возводимые из дерева дома были экологическими и энергоэкономичными. Деревянный бревенчатый дом обладал вытеснительной схемой вентиляции. Свежий воздух поступал равномерно через пол и наружные стены, а загрязненный выходил через вентиляцию (дымоходы, щели в потолочном перекрытии). Для каменных и бетонных зданий характерна система идеального перемешивания, когда свежий воздух поступает через форточку или приоткрытое окно, через неконтролируемые щели в оконных проемах и т.п.

При сопоставлении этих двух схем эффективность вытеснительной системы вентиляции значительно выше, чем у схемы с перемешиванием, и в идеальных условиях разница составляет 9 раз. Это значит, что при первой схеме для достижения той же чистоты атмосферы помещения требуется воздуха в 9 раз меньше. Если же рассмотреть эту проблему с точки зрения энергозатрат на отопление, то получим разительные результаты по энергосбережению в деревянном доме относительно каменного или бетонного.[99] Кроме того, оконные проемы в срубах, чтобы сохранить прочность стен, делались невысокими, что сокращало площади остекления дома. Окна – это наиболее ответственный участок в стремлении обеспечить энергосбережение в здании, через них теряется до 30% тепла. Основной конструктивной формой в русском деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик), что обеспечивало повышение компактности жилых домов, и сокращало его энергопотери. Исторически в деревянных жилых домах России применялся принцип теплового зонирования отапливаемого объема здания и устройства вокруг него т. наз. буферных пространств – неотапливаемых помещений с промежуточной (относительно внутренней и внешней среды) температурой. Наиболее распространенным типом городского жилища в Древней Руси являлась односрубная изба (теплая часть дома) с холодными сенями. К этим элементам нередко присоединялся третий-холодная «клеть». Простейшим типом со второй половины 18 века была изба-четырехстенок, состоявшая из жилой клети и небольших сеней-тамбура. Изба-пятистенок, изба-шестистенок еще больше развили принцип теплового зонирования и развития буферных пространств.

Таким образом, учитывались абиотические факторы (связанные с объектами и проявлениями неживой природы: особенности рельефа, климат, состояние воды, воздуха, почв) и биотические (связанные с функционированием живых организмов) и, наконец, антропогенные (возникшие в результате деятельности человека). Кроме того, учитывались в исторических поселениях и факторы зрительного восприятия, которые градостроители, тоже относят к экологическим факторам. Только комплексный учет всех групп экологических факторов в градостроительном проектировании может стать залогом того, что жилище и среда обитания дадут человеку необходимый экологический комфорт в сельском поселении XXI века.

2.3. Влияние экологических факторов на планирование сельских поселений

При планировании развития сельских поселений должно обеспечиваться экологическое равновесие. Под экологическим равновесием поселения понимается такое состояние природной среды, при котором обеспечивается саморегуляция, надлежащие охрана и восстановление основных компонентов - атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенно-растительного покрова, животного мира[100].

Для достижения экологического равновесия должны выполняться следующие условия:

– воспроизводство основных компонентов природной среды, обеспечивающих их баланс в межрайонных потоках вещества и энергии;

– соответствие геохимической активности ландшафтов (в том числе наличие условий для достаточно высоких темпов миграции продуктов техногенеза) масштабам производственных и коммунально-бытовых загрязнений окружающей среды;

– соответствие биохимической активности экосистемы уровню антропогенных загрязнений (в том числе наличие условий для биологической переработки органических и нейтрализации вредных воздействий неорганических загрязнений);

– соответствие уровня физической устойчивости ландшафтов силе воздействия транспортных, инженерных, рекреационных и других антропогенных нагрузок;

– баланс биомассы в ненарушенных и слабонарушенных антропогенной деятельностью участках экосистемы района расселения[101].

Главная цель экологического проектирования – это создание экологически полноценной жилой среды. Такая полноценность может быть достигнута в процессе динамического равновесия между ее элементами для обеспечения саморегуляции жизненного процесса.

На современном этапе развития общества меняются критерии оценки градостроительной деятельности. На смену экономическим критериям, которые долгое время были основным показателем эффективности градостроительных мероприятий, приходят другие, позволяющие оценивать состояние среды обитания человека. Предлагается, например, главным критерием общественного и градостроительного развития считать «психофизиологическое здоровье человека и общества», оцениваемое в диалектическом единстве со всей средой обитания. В этом случае определяющими в районной планировке и градостроительстве должны быть не производственно-экономические, а средообразующие факторы[102].

В качестве другого важного показателя предлагается использовать критерий минимума затрат энергии на архитектурные проекты и градостроительные мероприятия. Отмечается, что эта величина служит более надёжным показателем реальной стоимости проекта, поскольку не зависит от колебания курсов валют и изменения рыночной конъюнктуры. С другой стороны, этот критерий позволяет оценивать степень воздействия реализуемого проекта на окружающую среду, поскольку именно производство энергии вносит главный вклад в её загрязнение. В частности, с целью оптимизации проектов домов в качестве единого критерия предложен минимум энергии полного жизненного цикла строительных материалов и конструкций, в котором учитываются затраты энергии на все основные стадии их использования: добыча, производство, транспортировка, подготовительные и строительные работы, конечная утилизация строительных материалов и конструкций после окончания срока службы объекта. Чем меньше будет потрачено энергии на всех этих стадиях, тем выгоднее использовать материал с точки зрения экономики и экологии[103]. Этот же принцип может быть использован и при оценке градостроительных проектов разного уровня. При минимизации энергии, необходимой на реализацию проекта, будет обеспечена его минимальная реальная стоимость (независящая от рыночной конъюнктуры) и будет достигнут минимум вредных воздействий на окружающую среду в процессе строительства, эксплуатации и утилизации материалов и конструкций после завершения срока службы объекта градостроительной деятельности.

Среди других важных принципов градостроительной экологии может быть назван регионализм, и учёт в проектировании и строительстве культурных особенностей и местных традиций территории. Следовательно, методической базой совершенствования эколого-градостроительной деятельности сегодня является подход, предполагающий тщательный учёт местных градообразующих и градоформирующих факторов и условий. Процесс формирования поселенческого пространства в этом случае видится на основе возрождения утраченных возможностей человека и природы, культурных традиций, связанных с ней. Система “человек-природа” должна быть снова встроена в культуру, поселения всех типов должны “соответствовать духу и характеру народа, органически – жизненной основе его бытия, нравственно-религиозному складу русского человека”. Нравственная поэтика и ценностная символика русского пейзажа должны стать основой нового нравственного отношения человека к природе. Гармония отношений между ними заключена, как полагают, в целостности и единстве природно-городского комплекса и комплекса культуры”[104].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: