Глава 953: Совершение полного омовения после войны и боя.
1161 (2813). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся домой после битвы у рва, снял с себя оружие и совершил полное омовение, к нему явился Джибрил, голова которого была покрыта пылью, и сказал: «Ты уже снял (своё) оружие, я же, клянусь Аллахом, не снимал его!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Куда?» (Джибрил) сказал: «Сюда», и указал (в сторону жилищ племени) бану курайза1, (после чего) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился к ним.
1 Во время битвы у рва иудейское племя бану курайза сначала выступило как союзник мусульман, но в ходе сражений иудеев удалось склонить к нарушению союзнического договора, за что они и были наказаны впоследствии.
Глава 954: (О том случае, когда) неверный убивает мусульманина, а потом сам принимает ислам и начинает совершать благие дела, после чего убивают и его.
1162 (2826). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах улыбнётся двоим,1 один из которых убьёт другого (, после чего) оба они войдут в рай. Этот2 станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит (его) убийцу3 и он погибнет в сражении за веру».
1 То есть останется доволен ими.
2 Имеется в виду мусульманин.
3 Подразумевается, что этот человек также примет ислам.
1163 (2827). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я пришёл к находившемуся в Хайбаре посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того как (мусульмане) завоевали его, и сказал: “О посланник Аллаха, выдели мне долю (земли”. Услышав мои слова,) один из сыновей Са‘ида бин аль-‘Аса сказал: “О посланник Аллаха, ничего не выделяй ему!” Абу Хурайра сказал: “Это же убийца Ибн Каукаля1!” (На это) сын Са‘ида бин аль-‘Аса сказал: “Странно, что это животное2, спустившееся к нам с горы Кадум, напоминает мне об убийстве мусульманина, которого Аллах почтил моими руками3, не унизив меня его руками4!”»
1 Речь идёт о том, что, когда этот человек был многобожником, он убил Ибн Каукаля, да будет доволен им Аллах, который был мусульманином.
2 В тексте “вабр” — даман; жиряк (lapin hyrax). Имеется в виду небольшое животное размером с кролика.
3 Иначе говоря, ввёл его в рай как шахида, погибшего во время джихада.
4 То есть Аллах не дал ему убить меня, когда я был идолопоклонником, а если бы это случилось, то я бы оказался в аду.
Глава 955: О том, кто предпочитал джихад посту.1
1 Здесь речь идёт о добровольных, а не об обязательных постах.
1164 (2828). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Тальха никогда не постился из-за (того, что постоянно принимал участие в) военных походах, но после того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, я никогда не видел, чтобы он не постился, если не считать дня разговения /йаум аль-фитр/ и дня жертвоприношения /йаум аль-адха/ ».
Глава 956: Помимо погибших во время джихада шахидами станут семеро (других).1
1 Иначе говоря, они будут приравнены к павшим за веру мусульманам, которым Аллах обещал рай. Всего к числу шахидов относятся восемь категорий людей: умершие от чумы, болезней живота, воспаления лёгких и родов, погибшие на пожаре, утонувшие, погребённые под развалинами рухнувших зданий и, наконец, павшие в сражениях за веру. См. хадис № 371.
1165 (2830). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Каждый мусульманин (, умерший от) чумы (, становится) шахидом».
Глава 957: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Не равны (друг другу) те из верующих, которые отсиживаются (дома), за исключением имеющих повреждения1, и те, что сражаются на пути Аллаха (, не жалея) своего имущества и самих себя. Аллах отдал предпочтение тем, кто сражается (, не жалея) своего имущества и самих себя (, поставив их) на ступень выше отсиживающихся, но и тем и другим пообещал Аллах наилучшее2. Аллах отдал предпочтение тем, кто сражается, перед теми, которые отсиживаются (, уготовив им) великую награду — ступени3 от Него, прощение и милость. Аллах — Прощающий, Милосердный» (“Женщины”, 95 — 96).
1 Имеются в виду такие физические недостатки или увечья, которые не позволяют человеку принимать участие в военных действиях.
2 То есть рай.
3 Здесь речь идёт о более высоком положении в раю.
1166 (2832). Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, диктовал мне айат (, в котором сказано): “Не равны (друг другу) те из верующих, которые отсиживаются (дома), и те, что сражаются на пути Аллаха…”, к нему пришёл Ибн Умм Мактум и сказал: “О посланник Аллаха, если бы я мог принять участие в джихаде, я бы (тоже) обязательно сражался!” — а он был слепым. И после этого Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал (новое откровение) Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, нога которого, касавшаяся моей ноги, стала такой тяжёлой, что я побоялся, что (моя нога) будет раздроблена. А когда (ниспослание откровения) ему закончилось, (оказалось, что) Всемогущий и Великий Аллах ниспослал следующее: “…за исключением имеющих повреждения…” 1»
1 Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше айату и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”.
Глава 958: Побуждение к сражению и слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О пророк! Побуждай верующих к сражению» (“Добыча”, 65).
1167 (2834). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) холодным утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился ко рву1 и увидел, что мухаджиры и ансары сами копают землю, (так как) у них не было рабов, которые сделали бы это за них. Заметив, что они страдают от усталости и голода, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул:
О Аллах, поистине, жизнью (истинной будет) жизнь в мире вечном, прости же ансаров и мухаджиров!
Они же ответили ему так:
Мы — те, кто поклялся Мухаммаду, что будем вести джихад, пока живы.
(2835). В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он) сказал:
Мухаджиры и ансары, да будет доволен ими Аллах, принялись копать ров вокруг Медины, и они переносили землю на своих спинах, говоря:
Мы — те, кто поклялся Мухаммаду, что будем верны исламу, пока живы.
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он отвечал им (такими словами):
О Аллах, поистине, нет блага, кроме блага мира вечного, благослови же ансаров и мухаджиров!
1 Дело происходило перед осадой Медины, предпринятой курайшитами и их союзниками в 627 г., когда мусульмане рыли вокруг города ров для защиты от неприятельской конницы.
Глава 959: Рытьё рва.
1168 (2837). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я видел, как во время нашествиия союзных племён1 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, живот которого был покрыт пылью, переносил землю, произнося (такие слова):
Если бы не Ты, не встали бы мы на верный путь,
не давали бы милостыню и не молились!
Ниспошли же нам спокойствие