Под звеном судебной системы понимают группу судов одного уровня, для которых установлена однородная компетенция.
Судебная система РФ в основном строится по территориальному принципу, то есть юрисдикция суда чаще всего охватывает определенную административно-территориальную единицу (район, город) или субъект РФ (республика, область, край, город федерального значения и др.).
Здесь следует отметить одно важное обстоятельство. Концепция судебной реформы предполагала отказ от территориального принципа при организации звеньев судебной системы - принципиально важным Концепция признавала несовпадение судебных округов с административно-территориальным и национально-государственным делением России. Данный подход направлен на усиление независимости судов от региональных и местных органов власти. Однако данное положение Концепции оказалось проигнорированным законодателем.
Итак, сначала рассмотрим звенья судов общей юрисдикции.
С принятием Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей. В соответствии с данным Законом мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках, которые создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. То есть в районах должно быть несколько мировых судей (кроме районов с населением менее 15 тыс. чел.). Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяется Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" от 29 декабря 1999 г. В свою очередь, каждый субъект РФ принимает собственный законодательный акт, регулирующий вопросы организации и деятельности мировых судей.
|
Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды.
Третье звено - областные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
Верховный Суд РФ является высшим звеном в системе судов общей юрисдикции.
Система арбитражных судов также является четырехзвенной.
Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).
Второе звено в системе арбитражных судов - арбитражные апелляционные суды. Их создание предусмотрено Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ". Всего на территории России к 1 января 2006 г. должны быть поэтапно созданы 20 арбитражных апелляционных судов. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по-прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ.
Третье звено в этой системе - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). В России действуют: Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
|
Высшим звеном в системе арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.
Что касается Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то их невозможно объединить в одну систему и, соответственно, выделить в ней звенья. Это обусловлено следующими причинами.
· Решения, принятые конституционными (уставными) судами субъектов РФ, окончательны и пересмотру не подлежат, в том числе и Конституционным Судом РФ.
· Конституционный Суд РФ в принципе не осуществляет в какой-либо форме руководства деятельностью конституционных (уставных) судов РФ.
· Финансирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Федерации, а Конституционного Суда РФ - исключительно за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, какой-либо процессуальной или организационной взаимосвязи между конституционными (уставными) судами РФ и Конституционным Судом РФ нет.