Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
уголовного и уголовно-исполнительного права
полковник вн.сл.
______________Л.И.Гаманенко
_____»____________2010 г.
Правоохранительные органы
Лекция
Тема 2.1 «Судебная власть и система органов, ее осуществляющих»
Капитан внутренней службы
Устинов А.А.
Обсуждены
на заседании кафедры
«____»__________20__г.
Протокол №_______
Пермь, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Учебные вопросы:
1. Понятие и признаки судебной власти
2. Основные черты судебной системы РФ.
3. Звено судебной системы.
4. Понятие и виды судебных инстанций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ: // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ: // СЗ РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589.
4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ: // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
5. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ// СЗ РФ. – 1998. – № 51. – Ст. 6270.
6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ - ст. ст. 22, 209, 320, 321, 327, 336 - 338, 347, 376, 377, 379, 381, 382, 386, 392 - 394, 396, 397.
7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ - ст. ст. 354 - 356, 365, 377, 402 - 407, 411 - 413, 415 - 417, 419.
8. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ - ст. ст. 180, 181, 257 - 259, 272 - 276, ч. 5 ст. 289, 290, 292, 293, 307, 308 - 312.
9. Концепция судебной реформы в РСФСР - раздел IV "Основные идеи и мероприятия судебной реформы": глава 2 "Судебная власть", глава 3 "Назначение суда и его место в системе правоохранительных органов", глава 5 "Судебная система".
|
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 290-О по жалобе гражданина Хворостовского И.С. на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 413 и ст. 417 УПК РФ
12. Учебник «Правоохранительные органы» под ред.проф. К.Ф.Гуценко, 2007 г. стр.104-116,134-146, 154-170.
13. Учебник «Правоохранительные органы» под ред. А..В.Едольцевой, О.А.Галустьяна, А.П.Кизлыка, 2009 г.стр.
Введение
Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть - это "право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление ". В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как " право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле ".
Понятие государственной власти более узко и указывает нам на субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, - на государство в лице его органов и должностных лиц. В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно - через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
|
Одним из проявлений государственной власти в целом является судебная власть, осуществляемая многоуровневой системой государственных органов – конституционных (уставных) судов, судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.
Настоящая лекция ставит своей целью дать понятие и признаки судебной власти и правосудия, дать общий обзор судебной системы Российской Федерации на современном этапе, ее звеньев и инстанций. Структура и полномочия судов отдельных уровней будет раскрыта подробнее в следующих темах данного курса лекций.
Первый учебный вопрос: Понятие и признаки судебной власти
Сам термин "судебная власть" указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей.
Статья 10 Конституции РФ установила принцип разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной.
Глава 7 Конституции РФ, именуемая "Судебная власть" посвящена прежде всего, принципам правосудия, т.е. его основополагающим началам, важнейшим правилам осуществления. В этой главе Основного Закона закреплены, в частности, такие принципы, как
|
· осуществление правосудия только судом,
· независимость,
· несменяемость и неприкосновенность судей,
· гласность судебного разбирательства,
· осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Принципы правосудия закреплены и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ ". Помимо указанных в главе 7 Конституции РФ принципов, в нем содержатся нормы, посвященные таким принципам, как
· самостоятельность судов,
· обязательность судебных постановлений,
· равенство всех перед законом и судом,
· принцип государственного языка судопроизводства и др.
Такое подробное конституционно-правовое регулирование принципов организации и деятельности не свойственно каким-либо другим органам государственной власти, что говорит о высочайшей ценности суда для гражданского общества, его значении для построения в нашей стране правового государства.
Дискуссионным представляется вопрос о формах осуществления судебной власти. В большинстве учебников и учебных пособий выделяется несколько возможных форм ее осуществления, в частности такие, как:
· правосудие;
· конституционный контроль;
· судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· обеспечение исполнения судебных решений;
· разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
· участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества.
При этом основной формой осуществления судебной власти признается правосудие, т.к. именно с помощью его осуществляется основная задача судебной власти - разрешение споров о праве.
Тем не менее выделение различных форм осуществления судебной власти нам представляется весьма спорным. Судебная власть, являясь по своей сути содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия. Любая деятельность суда отвечает всем признакам правосудия.
Аргументы в пользу признания конституционного контроля особым видом правосудия, реализуемого Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ посредством конституционного судопроизводства, были изложены выше в первой главе учебника при рассмотрении вопроса о направлениях правоохранительной деятельности.
Что касается судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование преступлений, то в настоящее время многие ученые-процессуалисты и практические работники также рассматривают его как составную часть правосудия. Сущность судебного контроля в уголовном судопроизводстве состоит в рассмотрении судом жалоб участников уголовного процесса на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, участвующих в производстве по уголовным делам. При этом суд разрешает вполне определенный правовой спор, предметом которого выступает не вопрос о виновности лица в совершении преступлений, а иные вопросы, затрагивающие права и интересы участников процесса - законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, законность и обоснованность применения различных мер принуждения и др. То же самое касается и деятельности суда при рассмотрении ходатайств стороны обвинения о применении в отношении обвиняемого заключения под стражу и домашнего ареста в качестве мер пресечения и продлении их сроков, о производстве следственных действий, на проведение которых требуется судебное решение (обыск, выемка в жилище, осмотр, выемка, арест корреспонденции в учреждениях связи и др.). Кроме того, проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается только на основании судебного решения. Во всех указанных случаях суд действует не иначе как в процессуальной форме и в соответствии с демократическими принципами правосудия, закрепленными Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".
Полномочия суда в стадии исполнения судебных решений также невозможно отделить от правосудия. Правосудие можно признать состоявшимся лишь тогда, когда судебное решение исполнено, когда нарушенные права и свободы восстановлены, причиненный вред возмещен, а нарушитель понес справедливое наказание.
Что касается таких специфических полномочий судов, как разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики и участие в формировании судейского корпуса, содействие органам судебного сообщества, то, как представляется, эти специфические функции нацелены на управление организацией и деятельностью судов внутри самой судебной системы (обеспечение единообразия судебной практики, кадровое обеспечение, содействие советам и квалификационным коллегиям судей) и потому не являются выражением судебной власти вовне, сущность которой заключается в возможности суда определять права и обязанности различных субъектов права путем принятия обязательных к исполнению решений.
Таким образом, судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, которая осуществляется только судом и реализуется в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства на основе принципов организации и деятельности, установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".
Анализ приведенного определения понятия судебной власти позволяет выделить четыреее существенные признака.
Первый - судебная власть - это вид государственной деятельности.
Второй - судебная власть осуществляется специально управомоченными государственными органами (суд, судья). Помимо судей, действующих на профессиональной основе, судебную власть могут осуществлять и привлекаемые в установленном законом порядке к (осуществлению правосудия присяжные, арбитражные заседатели (ч. 1 ст. 1 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» 26 декабря 1996 г. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ РФ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 11 апреля 2001 г. в осуществлении правосудия арбитражными судами вправе участвовать в качестве арбитражных заседателей граждане России, наделенные «полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих их гражданских правоотношений».
Третий существенный признак - исключительность судебной власти. Это означает, что она не может осуществляться иными государственными органами и должностными лицами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ; ч. 1 ст. 1 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации»).
Четвертый существенный признак - осуществление полномочий путем судопроизводства. Перечень видов судопроизводства приведен в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ; ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации».
Нужно отметить, что в перечне, приведенном в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, отсутствует указание на арбитражное судопроизводство. Но систематическое толкование ст. 127 Конституции РФ позволяет говорить о наличии и этого вида судопроизводства.
Таким образом, существует пять видов судопроизводства:
· конституционное,
· гражданское,
· уголовное,
· административное
· и арбитражное.
Выделение еще одного вида судопроизводства – «уставного судопроизводства» представляется ошибочным ввиду отсутствия правового обоснования. Деятельность уставных судов охватывается содержанием понятия «конституционное судопроизводство».
Порядок осуществления видов судопроизводств детально урегулирован в кодифицированных нормативных правовых актах, за исключением конституционного судопроизводства, урегулированного нормами Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12 июля 1994 г.
Гражданское судопроизводство урегулировано в Гражданском процессуальном кодексе РФ 2002 г.; уголовное судопроизводство - в Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2001 г.; административное судопроизводство - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г.; арбитражное судопроизводств о - в Арбитражном Процессуальном кодексе РФ 2002 г.
Исключительной функцией, составляющей содержание судебной власти, является правосудие (ч. 1 ст. 11.8 Конституции РФ; ч. 3 ст. 1 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации»), В законе не определено понятие «правосудие». Нет единого подхода в определении данного понятия и со стороны ученых. Проблема в том, каким образом соотносятся понятия «правосудие» и «судопроизводство»? Можно ли отождествлять эти понятия? Анализ законодательства, в первую очередь действующего Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. (ст. 4) позволяет поддержать высказанное в учебной юридической литературе мнение о том, что правосудие осуществляется только при рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных и арбитражных дел. Конституционное и административное судопроизводство не охватываются понятием правосудия. В этом смысле можно говорить, что понятие «судопроизводство» является родовым, а «правосудие» - видовым понятиями;
Второй учебный вопрос: Основные черты судебной системы РФ
В общем виде судебную систему можно определить как совокупность всех судов государства. Судебная система России устанавливается только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Это - созданная в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" единая совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, находящихся во взаимосвязи между собой по выполнению задач судопроизводства.
Судебная система - это не просто сумма судов, это их логически завершенная совокупность, где между всеми судами имеется органичная взаимосвязь, единство. Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" в ст. 3 определяет, что единство судебной системы России обеспечивается путем:
· установления судебной системы РФ Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
· признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
· законодательного закрепления единства статуса судей;
· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
К этому можно добавить, что взаимосвязь всех судов в судебной системе России обусловлена также единством задач, стоящих перед судебной властью.
Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", не допускается.
Все суды, входящие в судебную систему РФ, подразделяются на две основные группы:
· федеральные суды
· и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Какие-либо иные суды, помимо указанных выше, на территории России создаваться и действовать не могут. Соответственно, любые организации, в т.ч. и те, в наименовании которых присутствует слово "суд" (например, третейский суд, в т.ч. международный коммерческий арбитраж), не являются органами судебной власти.
Как уже было отмечено выше, судебная власть реализуется в форме правосудия посредством пяти видов судопроизводства это:
конституционного,
уголовного,
гражданского,
арбитражного
и административного.
Соответственно, и судебная система России состоит из нескольких подсистем судов, реализующих соответствующие виды судопроизводства. Таких подсистем или, иначе, ветвей судебной системы три –
· суды общей юрисдикции,
· арбитражные суды
· и конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные)
· суды субъектов РФ.
Каждая из этих подсистем имеет свою внутреннею структуру и состоит из определенных звеньев. Последнее будет подробно раскрыто в следующем параграфе.
Статья 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" устанавливает порядок создания и упразднения судов.
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ (ст. ст. 125 - 127 Конституции), могут быть упразднены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.