и укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 10 глава




1413 (3544). Сообщается, что (однажды) Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и (могу сказать, что) аль-Хасан бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, похож на него».

(Передатчик этого хадиса попросил Абу Джухайфу, да будет доволен им Аллах):

«Опиши мне (пророка, да благословит его Аллах и приветствует)».

Он сказал:

«Он был белокож, а чёрные волосы (его бороды) уже тронула седина. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел дать нам тринадцать верблюдиц, но скончался, прежде чем мы забрали их».

 

1414 (3546). Сообщается, что (однажды) сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллаха бин Бусра, да будет доволен им Аллах, спросили:

«Видел ли ты пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в старости?»

(В ответ) он сказал:

«На подбородке у него было несколько седых волос».

 

1415 (3547). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был среднего роста и не был ни (слишком) высок, ни мал; у него был румянец и не был он ни слишком белым1, ни (слишком) смуглым, а волосы его были ни слишком курчавыми, ни абсолютно прямыми. Откровения начали ниспосылаться ему в возрасте сорока лет и ниспосылались в течение (тех) десяти лет2, что он оставался в Мекке, (после чего) он ещё десять лет (прожил) в Медине, а когда он умер, на его голове и бороде не было и двадцати седых волос».

 

(3548). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был ни слишком высок, ни мал (ростом), и не был ни слишком белокожим, ни смуглым, а волосы его были ни слишком курчавыми, ни абсолютно прямыми. Аллах направил его (к людям как посланника), когда он достиг сорока лет, после чего он прожил десять лет в Мекке и десять лет в Медине, а когда Аллах упокоил его, на его голове и бороде не было и двадцати седых волос».

1 Имеется в виду, что он не был альбиносом.

2 Здесь речь идёт о тех десяти годах, в течение которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с призывом в Мекке открыто, и подразумевается, что в течение первых трёх лет тайного призыва откровения также ниспосылались ему.

 

1416 (3549). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Из всех людей самое приятное лицо было у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который отличался наилучшим нравом и не был ни слишком высок, ни мал (ростом)».

 

1417 (3550). Сообщается, что (однажды) Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили:

«Красил ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (свои волосы)?»

Он ответил:

«Нет, поскольку у него было лишь несколько седых волос на висках».

 

1418 (3551). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был среднего роста, (у него были) широкие плечи, а его волосы доходили до мочек ушей. (Однажды) я увидел его в одежде красного цвета, и не приходилось мне видеть никого приятнее (на вид), чем он».

 

(3552). В другой версии (этого хадиса сообщается, что однажды) его1 спросили:

“Было ли лицо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подобным мечу2?” — и он сказал:

“Нет, оно было подобным полной луне”.

1 Имеется в виду аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими.

2 То есть сияло ли оно подобно сверкающему мечу? Возможно также, что спрашивающий поинтересовался, было ли лицо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, продолговатым, а аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сравнил его с луной, желая сказать, что оно было круглым.

 

1419 (3553). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) в полуденную жару посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в Батху1, совершил омовение, после чего совершил полуденную /зухр/ и послеполуденную /‘аср/ молитвы, каждая из которых состояла из двух ракатов и во время которых перед ним находилась палка с заострённым концом2».

 

(3553). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«И позади этой палки проходили женщины, (а потом) люди поднялись (со своих мест), стали брать (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) за руки и проводить ими по своим лицам3. Я (тоже) взял его за руку и приложил её к своему лицу, и оказалось, что она холоднее снега, а запах (, исходивший от) неё, был приятнее (аромата) мускуса».

1 Батха — вади близ Медины.

2 См. примечание к хадису № 240.

3 Это делалось с целью получения благословения.

 

1420 (3557). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я был направлен (в качестве посланника) в лучший из всех (следовавших) друг за другом веков (, когда только жили) люди, и появился я именно в тот век, в котором живу».

 

1421 (3558). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, распускал волосы, тогда как многобожники расчёсывали их на пробор. Люди Писания1 (тоже) распускали волосы, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил следовать примеру людей Писания в том, относительно чего он не получал никаких велений (свыше, однако) потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал расчёсывать волосы на пробор.

1 Иудеи и христиане.

 

1422 (3559). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил ничего непристойного и не поносил людей1, и он часто повторял: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами”».

1 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков и не позволял себе порочить других людей.

 

1423 (3560). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, если же было в этом что-то греховное, то он держался от (такого дела) дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха1».

1 Другими словами, он применял установленные шариатом наказания в случае совершения людьми определённых грехов.

 

1424 (3561). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я никогда не прикасался к шёлку или парче, которые были бы мягче руки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не ощущал аромата /или: благоухания/ приятнее аромата /или: благоухания/, (исходившего от) пророка, да благословит его Аллах и приветствует ».

 

1425 (3562). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был стыдлив в большей степени, чем девушка, сидящая за своей занавеской1».

В другой версии (этого хадиса сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, также сказал):

«…а если ему что-то не нравилось, это было заметно по (выражению) его лица».

1 Имеется в виду девушка на выданье, которую родители прячут за занавеской от чужих глаз. Смысл этих слов в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам воздерживался от всего неприличного и не любил, когда что-либо подобное позволяли себе в его присутствии другие.

 

1426 (3563). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, в противном же случае (просто) не притрагивался к ней».

 

1427 (3568). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил (так отчётливо), что, если бы кто-нибудь (пожелал) посчитать (его слова), он мог бы (легко) сделать это».

Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не говорил так быстро и неразборчиво, как это делаете вы».

 

Глава 1095: Глаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спали, но не спало сердце его.

1428 (3570). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о ночи вознесения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из мечети Каабы, сказал:

«(Однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спал в Запретной мечети ещё до того, как ему начали ниспосылаться откровения, к нему явились трое1, и первый из них спросил: “Кто из них он?” Второй сказал: “Это лучший из них”, последний же сказал: “Возьмите лучшего из них”. (В ту ночь больше ничего не произошло,) и он не видел их, пока они не пришли в другую ночь, а (их присутствие) он ощутил своим сердцем, ибо глаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спали, но не спало сердце его. И это (было присуще всем) пророкам: глаза их спали, а сердца бодрствовали. А потом (пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) занялся Джибрил, который вознёс его на небо».

1 Имеются в виду ангелы.

 

Глава 1096: Признаки пророчества в исламе.

1429 (3572). Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в аз-Зауре1, ему принесли сосуд (с водой). Он опустил в него руку, (после чего) вода забила меж его пальцами ключом и (все) люди (, находившиеся там, смогли) совершить омовение».

Анаса спросили:

«И сколько же вас было?»

Он сказал:

«Триста (или: около трёхсот)».

1 Аз-Заура — название места, находившегося рядом с рынком Медины.

 

1430 (3579). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мы считали знамения благословением, а вы считаете их (средством) устрашения. (Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились в пути и вода у нас стала (подходить к концу), он сказал: “Соберите всю оставшуюся воду”, и ему принесли сосуд, в котором было немного воды. (После этого) он опустил руку в этот сосуд и сказал: “Поспешите к благословенной воде, а благодать — от Аллаха!” — и я увидел, как вода бьёт ключом меж пальцев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И мы не раз слышали, как еда, которую ел (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прославляет Аллаха».

 

1431 (3587, 3588, 3589). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не настанет Час этот, пока не сразитесь вы с людьми, которые (будут носить) волосяные сандалии, и пока не сразитесь вы с турками (, людьми) с маленькими глазами, красными лицами и плоскими носами, лица которых будут подобны кованым щитам. Вы увидите, что лучшим из людей является тот, кто больше других ненавидит это1 до тех пор, пока (власть сама не придёт к нему). Люди (подобны) рудникам,2 и (являвшиеся) лучшими из них во времена джахилийи (остались) лучшими и в исламе. Обязательно наступит для каждого из вас такое время, когда станет он желать увидеть меня больше, чем иметь такую же семью и такое же достояние, которые у него будут».

1 Речь идёт о власти.

2 См. примечания к хадисам под №№ 1389 и 1390.

 

1432 (3590). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не наступит Час этот, пока не сразитесь вы с (народами) хуз и кирман из числа неарабов. У них будут красные лица, плоские носы и маленькие глаза. Лица их будут подобны кованым щитам, а сандалии их будут волосяными».

 

1433 (3604). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Погубит людей этот род (племени) курайш!» (Люди) спросили: «Что же ты прикажешь нам?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Лучше) бы люди держались от них подальше».

 

1434 (3605). В другой (версии этого хадиса сообщается, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Я слышал, как правдивый и достойный доверия (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Община моя погибнет от рук (нескольких) молодых курайшитов”».

И Абу Хурайра сказал:

«Если хочешь1, я назову их: (это) сыны такого-то и сыны такого-то».

1 Здесь Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обращается к одному из Oмеййадских халифов Марвану бин аль-Хакаму.

 

1435 (3606). Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что это постигнет меня. (Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо1, но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да, но к нему будет примешано и зло”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “(Появятся) люди, которые станут руководить (другими) не так, как это делаю я, а вы увидите (их дела) и не одобрите их”. Я спросил: “А придёт ли после этого блага (другое) зло?” Он сказал: “Да (, и этим злом станут) призывающие (людей) к вратам ада, и тот, кто ответит (на их призывы), будет брошен ими (в ад)”. Я попросил: “О посланник Аллаха, опиши их нам”. Он сказал: “Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке”. Я спросил: “Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?” Он сказал: “Не расставайся с группой мусульман2 и их предводителем”. Я спросил: “А если не будет (среди людей) ни мусульман, ни их предводителя?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Тогда сторонись всех этих групп, даже если (придётся тебе для этого) вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!”»

1 Имеется в виду то, что Аллах направил к людям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с истинной религией.

2 Имеются в виду приверженцы Корана и сунны.

 

1436 (3611). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда я передаю вам что-нибудь о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (знайте, что) я предпочитаю падение с неба (на землю) возведению на него лжи, когда же я говорю о том, что касается только меня и вас, (то знайте, что) война — это обман. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В последние времена появятся молодые и неразумные люди, которые станут произносить слова лучших созданий1, однако они отойдут от ислама подобно выпущенной из лука стреле. Вера (этих людей) не выйдет за пределы их глоток2, а поэтому, где бы вы ни встретили (таких), убивайте их, ибо, поистине, убивший их в День воскресения получит за это награду”».

1 Имеется в виду, что они станут повторять то, что написано в Коране.

2 Это значит, что они будут веровать только на словах.

 

1437 (3612). Сообщается, что Хаббаб бин аль-Аратт, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды,) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лежал в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали (жаловаться) ему1, говоря: “Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?” (В ответ на это) он сказал: “Среди живших до вас бывало так, что человека2 хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову и распиливали его надвое, (однако и) это не (могло заставить) его отречься от своей религии, и (бывало так, что человека) раздирали железными гребнями, отделявшими мясо от костей (или: нервов), но и это не (могло заставить) его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело3 к завершению, и (будет так, что) всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или (нападения) волка на своих овец, но вы (слишком) торопитесь!”»

1 Имеются в виду жалобы на притеснения со стороны многобожников.

2 То есть верующего человека.

3 Здесь имеется в виду исламская религия.

 

1438 (3613). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил внимание на отсутствие Сабита бин Кайса, один человек сказал: «О посланник Аллаха, я принесу тебе известия о нём», после чего он пришёл к нему и увидел, что (Сабит) сидит у себя дома, опустив голову. Он спросил (Сабита): «Что с тобой?» (Сабит) ответил: «Дело плохо: (человек)1 часто возвышал свой голос над голосом пророка2, да благословит его Аллах и приветствует, и дела его стали тщетными, а сам он окажется среди обитателей огня!» (Выслушав его,) этот человек (вернулся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) и рассказал ему, что (Сабит) сказал то-то и то-то. А потом этот человек снова пришёл к (Сабиту, да будет доволен им Аллах,) с великой благой вестью и передал ему, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел (ему): «Отправляйся к нему3 и скажи: “Поистине, ты не из числа обитателей огня, а из числа обитателей рая!”»

1 Здесь Сабит бин Кайс, да будет доволен им Аллах, говорит о себе в третьем лице.

2 Имеется в виду, что в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил громче, чем сам пророк. См.: “Комнаты”, 2.

3 То есть к Сабиту, да будет доволен им Аллах.

 

1439 (3614). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Как-то раз) один человек (во время молитвы) стал читать суру “Пещера”. В это время во дворе (его дома) находилась лошадь, которая стала прыгать, испугавшись (чего-то), когда же (этот человек) произнёс слова таслима (и закончил молиться), его неожиданно окутало нечто вроде тумана или облака. (После этого он) обо всём рассказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Читай, о такой-то, ибо это было спокойствие /сакина/ 1, которое снизошло свыше благодаря (чтению) Корана”».

1 В Коране сказано: «Он — Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере» (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.

 

1440 (3616). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Навещая больного, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил ему:

«Не беда, очистишься, если будет угодно Аллаху1 /Ля ба’са, тахурун ин ша’а-Ллах/ ». (Как-то раз) он пришёл навестить (заболевшего) бедуина и сказал ему: «Не беда, очистишься, если будет угодно Аллаху». Тот сказал: «Ты говоришь “очистишься”? Вовсе нет, это же лихорадка, которая кипит (или: бушует) и может свести старого человека в могилу!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что ж, пусть будет так».

1 Смысл этих слов в том, что с соизволения Аллаха болезнь станет средством очищения от грехов.

 

1441 (3617). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) один христианин, принявший ислам, стал читать суры “Корова” и “Семейство ‘Имрана” и записывать для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (ниспосылавшиеся ему откровения), а потом он снова принял христианство и стал говорить: “Мухаммад знает лишь то, что я записал для него”. Через некоторое время Аллах лишил его жизни, и он был похоронен, а на следующее утро оказалось, что земля извергла его. (Люди) сказали: “Это сделал Мухаммад со своими товарищами после того, как он убежал от них: они разрыли (могилу) нашего товарища и выбросили его!” И они вырыли для него глубокую яму, но наутро оказалось, что земля (снова) извергла его. (Люди опять) сказали: “Это сделал Мухаммад со своими товарищами: они разрыли (могилу) нашего товарища и выбросили его после того, как он убежал от них!” После этого они вырыли для него самую глубокую яму, которую только могли, но наутро оказалось, что земля (снова) извергла его, и тогда, поняв, что (делают это) не люди, они оставили его (лежать на земле)”».

 

1442 (3631). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Есть ли у вас ковры?» Я сказал: «Откуда же у нас ковры?» Он сказал: «Поистине, скоро у вас будут ковры». (А потом) я говорил (своей жене): «Убери с глаз моих свои ковры!» — а она отвечала (мне): «Разве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил: “Поистине, будут у вас ковры”?» — и я оставлял её в покое.

 

1443 (3632). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Отправившись в умру, Са‘д бин Му‘аз1, да будет доволен им Аллах, остановился у Умаййи бин Халяфа Абу Сафвана, что же касается Умаййи, то, проезжая через Медину по пути в Шам, он всегда останавливался у Са‘да. Умаййа сказал Са‘ду: “Дождись полудня, когда люди станут дремать, а потом ступай и соверши обход (Каабы)”. Однако во время обхода неожиданно появился Абу Джахль2, который спросил: “Кто этот (человек), который совершает обход?” Са‘д ответил: “Я — Са‘д”. Тогда Абу Джахль воскликнул: “И ты спокойно совершаешь обход после того, как вы предоставили убежище Мухаммаду и его товарищам?!” Са‘д сказал: “Да”, после чего между ними началась перебранка. Тогда Умаййа сказал Са‘ду: “Не повышай свой голос на Абу-ль-Хакама, ибо он является господином живущих в этом вади!” А потом Са‘д сказал: “Клянусь Аллахом, если ты помешаешь мне совершить обход Каабы, я не дам тебе вести торговлю в Шаме!” — что же касается Умаййи, то он сказал Са‘ду: “Не повышай свой голос!” — и стал хватать его. Са‘д разгневался и воскликнул: “Оставь нас в покое! Поистине, я слышал, как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что убьёт тебя!” (Умаййа) спросил: “Меня?” Са‘д сказал: “Да!” (Умаййа) сказал: “Клянусь Аллахом, говоря что-нибудь, Мухаммад никогда не лжёт!” А потом он вернулся к своей жене и сказал: “Знаешь ли ты, что сказал мой брат из Йасриба?” Она спросила: “И что же он сказал?” (Умаййа) сказал: “Он утверждает, что слышал, как Мухаммад говорил, что убьёт меня!” (Тогда) она воскликнула: “Клянусь Аллахом, Мухаммад не лжёт!” А когда они3 выступали (из Мекки по направлению) к Бадру и (к курайшитам) обратились за помощью4, его жена сказала ему: “Разве ты не помнишь, что сказал тебе твой брат из Йасриба?” — и (Умаййа) решил остаться, но Абу Джахль сказал ему: “Поистине, ты принадлежишь к знатным (из числа живущих) в этом вади, поезжай же (с нами) на день или на два!” Тогда он поехал с ними, и Аллах погубил его».

1 См. примечание к хадису № 283. События, о которых идёт речь в данном хадисе, имели место до 624 года.

2 См. примечание к хадису № 172.

3 Имеются в виду мекканцы.

4 За помощью для защиты торгового каравана курайшитов от мусульман обратился Абу Суфйан, который вёл этот караван с товарами из Шама в Мекку.

 

1444 (3633). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Джибрил, мир ему, явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда у него находилась Умм Салама, и стал говорить (с ним, когда же он) ушёл, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Умм Саламу: «Кто это?» (или же он задал ей подобный вопрос). Она ответила: «Это Дихйа1». А потом Умм Салама говорила: «Клянусь Аллахом, я считала, что это не кто иной, как (Дихйа), пока не услышала, как во время одной хутбы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит о Джибриле!»2 — или же было сказано нечто подобное.

1 Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, отличавшийся необычайной красотой, был одним из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал людям о том, как к нему пришёл Джибрил, мир ему.

 

1445 (3634). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Во сне я увидел людей, собравшихся на какой-то возвышенности, а потом (со своего места) встал Абу Бакр и вытащил (из источника) одно или два ведра воды, но в некоторых его (движениях) была слабость, да простит его Аллах! А потом (это ведро) взял ‘Умар, в руке которого оно превратилось в огромную бадью. Я не видел, чтобы кто-нибудь из людей мог делать то, что делал он1, (и это продолжалось,) пока (все) люди (не напились сами и не напоили своих верблюдов), отведя их от водопоя».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: