Тема лекции | Тема доклада | Студент |
1. Стратегический менеджмент в России. 2. Проблемы разработки корпоративной стратегии для российских (зарубежных) компаний. 3. Отечественный (зарубежный) опыт разработки деловой стратегии. 4. Отечественный (зарубежный) опыт разработки операционной стратегии. 5. Эволюция стратегического менеджмента. | ||
6. Особенности общей среды российских организаций. 7. Особенности оперативной среды российских организаций. 8. Особенности внутренней среды российских организаций. 9. Особенности стратегического анализа внешней среды российских предприятий. 10. Особенности стратегического анализа внутренней среды российских предприятий. | ||
11. Миссия и цели современной организации. 12. Имидж современной организации. | ||
13. Виды стратегий развития бизнеса в России. 14. Особенности стратегий крупных российских (зарубежных) фирм. 15. Особенности стратегий развития российских (зарубежных) фирм малого бизнеса. 16. Стратегии международного развития фирм в России и за рубежом. 17. Новые возможности международного развития фирм в России в связи с ее вступлением в ВТО. 18. Проблемы реализации стратегий в российских (зарубежных) организациях. 19. Выбор подхода к реализации стратегии в российской компании. 20. Роль крупных фирм в современной экономике. 21. Сетевые корпоративные структуры как новая тенденция развития корпоративного управления (отечественный и зарубежный опыт). 22. Особенности стратегии развития системы внутрифирменного управления (отечественный и зарубежный опыт). | ||
23. Роль резервов в экономическом развитии предприятия. 24. Проблемы образования и использования резервов в российских (зарубежных) организациях. | ||
25. Особенности формирования маркетинговой стратегии российских (зарубежных) фирм. 26. Особенности формирования финансовой стратегии российских (зарубежных) фирм. 27. Особенности формирования инновационной стратегии российских (зарубежных) фирм. 28. Особенности формирования социальной стратегии российских (зарубежных) фирм. 29. Особенности формирования экологической стратегии российских (зарубежных) фирм. 30. Особенности формирования стратегии производства российских (зарубежных) фирм. | ||
31. Особенности формирования конкурентной стратегии российских (зарубежных) фирм. 32. Проблемы управления конкурентным потенциалом фирмы (отечественный и зарубежный опыт). | ||
33. Организация контроллинга в организации (отечественный и зарубежный опыт). | ||
34. Проблемы управления рисками в российских (зарубежных) организациях. 35. Особенности анализа рисков дальней внешней деловой среды в России 36. Факторы, влияющие на степень рискованности бизнеса в России |
Перечень литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы:
|
1 Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285 с.
2 Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н.Петрова. - СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
3 Менеджмент в России и за рубежом (периодическое издание).
4 Проблемы теории и практики управления (периодическое издание).
5 Финансы и кредит (периодическое издание).
|
Вопросы для подготовки к тестированию
Тема 1. Стратегическое планирование и управление в системе современного менеджмента
1 Определяющие элементы стратегии предприятия.
2 Критерии эффективной стратегии предприятия.
3 Этапы развития систем управления предприятием (4).
4 Принципы стратегического менеджмента.
5 Объекты стратегического менеджмента.
6 Типы стратегий предприятия.
Тема 2. Процесс стратегического управления
1 Этапы процесса стратегического управления (5).
2 Принципы стратегического анализа.
3 Макро- и микросреда предприятия.
4 Внутренняя среда предприятия.
5 Методы анализа среды. SWОТ.
Тема 3. Определение общего направления деятельности фирмы
1 Миссия предприятия: сущность, факторы, элементы.
2 Характеристики благоприятного имиджа фирмы.
3 Цель предприятия и ключевые пространства П.Друкера.
4 Классификация целей, SМАRТ-анализ.
Тема 4. Разработка стратегий фирмы
1 Виды стратегий развития бизнеса.
2 Стратегии средней фирмы (сохранения, поиска, «захватчика», лидерства в нише, выхода за рамки ниши).
3 Стратегии развития фирм малого бизнеса. Франчайзинг (товарный, производственный, деловой).
4 Стратегии международного развития фирмы: стадии, формы, способы входа на рынок определенной страны.
Тема 5. Реализация стратегий фирмы
1 Этапы процесса реализации стратегии (логическая последовательность).
2 Диагноз проблем стратегии: «успех», «рулетка», «проблема», «провал».
3 Этапы (уровни) стратегической перемены (5).
4 Первичные (5) и вторичные(5) механизмы развития организационной культуры.
|
5 Подходы к реализации стратегии: командный, организационной перемены, коллаборативный, культурный и кресцивный.
6 Типы навыков исполнения для успешной реализации стратегии.
Тема 7. Функциональные стратегии развития организации
1 Стратегический маркетинг: определение, компоненты.
2 Стратегия маркетинга: определение, компоненты Общие стратегии и стратегии маркетинга-микса).
3 Финансовые стратегии: стратегия финансовых ресурсов предприятия, инвестиционная стратегия, стратегия финансовой безопасности предприятия.
4 Виды инноваций: инновация продукции, инновация технологическая, организационная и социальная. Последовательность обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия. Защитная и наступательная инновационные стратегии предприятия.
5 Стратегия производственных процессов предприятия и стратегия размещения производства, их компоненты.
6 Компоненты социальной стратегии предприятия.
7 Основные положения и аспекты концепции «экологически осознанного» управления предприятиями (5).
8 Основные цели функционирования и развития предприятия как экологической субсистемы.
9 Экологические сферы деятельности предприятия.
10 Экологическая система ЕМАS.
12 Экологический аудит производственной и финансовой деятельности предприятия.
Тема 8. Конкурентные стратегии
1 Бенчмаркинг: определение, особенности, виды, этапы.
2 Виды конкурентной стратегии.
3 Типы конкурентной борьбы.
4 Уровни конкурентоспособности фирм.
Тема 9. Контроллинг в системе стратегического планирования и управления на предприятии
1 Функции контроллинга.
2 Факторы, влияющие на степень реализации на предприятиях функций контроллинга.
Тема 10. Учет рисков в стратегическом управлении развитием предприятия
1 Классификация рисков.
2 Методы управления рисками.
Вопросы к экзамену
1. Стратегия предприятия и ее элементы.
2. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента.
3. Сущность стратегического менеджмента.
4. Принципы и функции стратегического менеджмента.
5. Типы стратегий предприятия.
6. Этапы процесса стратегического управления.
7. Структура, цели и принципы анализа среды организации.
8. Макросреда предприятия.
9. Микросреда предприятия.
10. Внутренняя среда предприятия.
11. Методы анализа среды (SWOT).
12. Миссия организации: сущность, факторы, элементы.
13. Имидж организации: значение, характеристики, требования к нейтральному имиджу.
14. Цели организации: определение, значение, ключевые пространства.
15. Классификация целей и требования к их формулированию.
16. Проблема согласования целей. «Дерево» целей.
17. Метод управления по целям: сущность, значение, элементы, условия реализации.
18. Основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
19. Стратегии концентрированного роста.
20. Стратегии интегрированного роста.
21. Стратегии диверсифицированного роста.
22. Стратегии целенаправленного сокращения.
23. Особенности стратегий крупных и средних фирм.
24. Стратегии развития фирм малого бизнеса.
25. Франчайзинг: сущность, цель, виды, достоинства и недостатки.
26. Стратегии международного развития фирмы (цели, задачи, формы).
27. Оценка выбранной стратегии.
28. Диагноз проблем стратегии: «успех», «рулетка», «проблема», «провал».
29. Уровни стратегической перемены.
30. Анализ организационной структуры фирмы.
31. Первичные и вторичные механизмы развития организационной культуры.
32. Подходы к реализации стратегии по Д.Бродвину и Бурджуазу.
33. Основные типы навыков исполнения Т.Бономы для успешной реализации стратегии.
34. Особенности структурной перестройки в России.
35. Причины появления сетевых структур и их отличительные признаки.
36. Достоинства и недостатки сетевых структур.
37. Особенности управления резервами предприятия в условиях рыночной экономики.
38. Факторы, обусловившие формирование нормативно-правовой базы регулирования взаимодействия основных факторов производства.
39. Компоненты стратегического маркетинга и их характеристика.
40. Особенности стратегического планирования инструментария маркетинга-микса (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политика).
41. Компоненты финансовой стратегии предприятия.
42. Виды инноваций и характеристика алгоритма обоснования и разработки инновационной стратегии.
43. Защитная и наступательная инновационные стратегии маркетинга.
44. Производственная стратегия: понятие, значение, объект.
45. Стратегия производственных процессов.
46. Стратегия размещения производства.
47. Социальная стратегия: понятие, значение, сущность новой концепции управления персоналом.
48. Основные компоненты социальной стратегии.
49. Основные положения концепции «экологически осознанного» управления предприятиями.
50. Система ЕМАS: сущность, элементы, инструменты.
51. Экологический аудит.
52. Бенчмаркинг: сущность, особенности, этапы, виды.
53. Виды конкурентной стратегии.
54. Конкурентные стратегии по признаку доли рынка.
55. Типы конкурентной борьбы.
56. Уровни конкурентоспособности предприятия.
57. Контроллинг на предприятии: содержание, задачи и функции.
58. Контроль на предприятии: элементы, принципы организации, стадии процесса.
59. Стратегический контроллинг на предприятии: значение, задачи. Основные задачи стратегического контроля.
60. Стратегический аудит и методы оценки работы организаций.
61. Риски в стратегическом планировании: понятие, субъекты, измерение.
62. Классификация рисков.
63. Стратегический анализ рисков предприятия: виды рисков, аспекты анализа и его схема, требования, задачи.
64. Методология стратегического анализа рисков и методы управления рисками.