П Л А Н
Проведения занятия
по учебной дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
Тема занятия: 4 «Теоретические основы и практические функции БЖД».
Учебные цели: Изучить главную задачу и направления исследования науки о безопасности жизнедеятельности. Рассмотреть структуру современной теоретической базы и основные функции безопасности жизнедеятельности как науки.
Воспитательные цели: Воспитывать у обучаемых стремление к познанию, активную гражданскую позицию при участии в решении проблем экологии и БЖД.
Учебная группа:
Время и дата проведения:
Место:
Учебно-материальное обеспечение: Видеопроектор, доска, мел.
Литература: С.В. Белов «БЖД», Э.А. Арустамов «БЖД»
Дидактические материалы: Слайды.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫИ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ п.п. | Учебные вопросы | Время (мин) | Методика и приемы обучения |
1. | Вступительная часть: - проверка готовности студентов к занятию; - проверка наличия студентов; - объявление темы, цели и вопросов занятия; - обоснование актуальности темы и ее связь с предыдущим учебным материалом. | Рассказ, контроль | |
2. | Основная часть: 1. Теоретические основы БЖД. Функции БЖД. 2. Аксиомы БЖД. | Рассказ с применением ТСО Рассказ с элементами дискуссии. | |
3. | Заключительная часть: - ответы на вопросы; - подведение итогов занятия; - выдача задания на самостоятельную работу; при необходимости, объявление оценок. | Рассказ Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности» стр. 21-26 |
Преподаватель: ______________________________ А.Н. Штефан
Тема 4
Теоретические основы и практические функции БЖД
Теоретические основы БЖД. Функции БЖД.
Аксиомы БЖД.
Теоретические основы БЖД. Функции БЖД.
Как отмечено выше, опасности техносферы во многом антропогены, так как в основе их возникновения лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и информации в процессе жизнедеятельности.
Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.
Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием.
Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов — числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу.
Разработанные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, неэффективными.
Ярким примером вышеизложенного является начавшийся в 70-е годы с тридцатилетним опозданием экологический бум, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.
Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату — грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.
Где же выход? Он очевиден. Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.
В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки,
а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.
Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей.
В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
— идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);
—разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
—формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;
—разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
—организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности — превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:
— методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы;
— основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;
— основы формирования исходных показателей экологичности к вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;
— основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты;
— основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.
Почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями.
Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды.
Все это достигается реализацией основных функций БЖД:
§ описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также сучетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
§ формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов;
· назначение предельно допустимых выбросов (ВДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
· организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
· разработка и использование средств экобиозащиты;
· реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
· обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.
Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требований безопасности и экологичности к наиболее значимым источникам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях. Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспертизы источников негативных воздействий, основы превентивного анализа негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.
Основой практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Аксиомы БЖД.
Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:
Аксиома 1.Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.
Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.
Аксиома 2.Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.
Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.
Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.
Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧЭАЭС.
Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.
Аксиома 4.Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.
Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.
Аксиома 5.Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.
Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов характерны значительные материальные потери.
Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.
При высоких концентрациях вредных веществ или при 'высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.
Аксиома 6.Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.
Уменьшить, потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности (или увеличением расстояния от источника до человека). Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т.п.
Аксиома 7.Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.
Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и приме^. нения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный —с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.
Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей.
Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.
Принципиально:
воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью;
воздействие техногенных травмоопасных факторов — ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств;
воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.