Действителен ли договор, основанный на Типовом договоре?




 

Вопрос о том, является ли договор с туристической организацией договором купли-продажи или оказания услуг, принципиально важен, т.к. имеет прямое отношение к его действительности или недействительности.

Сделка может явиться недействительной как в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), так и независимо от такого признания (ничтожная). Последствием недействительности договора может стать двусторонняя или односторонняя реституция. При этом сделка может быть признана ничтожной как не соответствующая законодательству (ст. 169 ГК), если ее условия противоречат Гражданскому кодексу, Закону "О защите прав потребителей". Следовательно, по иску любого заинтересованного лица суд может применить последствия недействительности договора как ничтожной сделки.

Сделка также может быть признана недействительной, если она совершена под влиянием заблуждения или обмана (ст. 179 и 180 ГК). При этом заблуждение заказчика должно иметь существенное значение, что определяется судом. Как правило, причина заблуждения - предоставление недостаточной информации исполнителем. Умысел со стороны туристической организации, выразившийся в сообщении недостоверных сведениях, означает совершение сделки под влиянием обмана, следствием чего является односторонняя реституция.

Проанализировав нормы законодательства, можно сделать вывод о том, что договоры с туристическими организациями, основанные на Законе "О туризме" и Типовом договоре, могут быть признаны недействительными.


Ситуация не безвыходна

 

Понимая, что вышеприведенный вывод способен отпугнуть потенциальных туристов от обращения к туроператорам и заставить усомниться работников турфирм в правильности избранной профессии, заметим, что положение туристов и туристических компаний отнюдь не безнадежно. Выход можно найти, если вспомнить об уже упоминавшемся положении ст. 3 ГК, которая предусматривает приоритет Гражданского кодекса над нормами гражданского права, содержащимися в других законах.

Если бы авторы Закона не поленились заглянуть в ГК, то они без труда обнаружили бы главу 39 "Возмездное оказание услуг". Статья 733 из этой главы достойна того, чтобы привести ее содержание полностью:

"1. По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию (выделено нами. - Авт.) и иных, за исключением услуг, предусмотренных главами 37, 38, 40, 41, 44-47, 49, 51 настоящего Кодекса".

К договору возмездного оказания услуг применяются также общие положения о подряде (ст. 656-682 ГК) и о бытовом подряде (ст. 683-695), если это не противоречит ст. 733-736 Кодекса.

Обратим внимание на то, что в ГК использован термин "туристическое обслуживание". Это неслучайно. Прилагательным "туристический" обозначают то, что относится к туризму, а прилагательным "туристский" - то, что относится к туристу *. Поэтому использование в контексте Закона термина "туристский" представляется неуместным.

По нашему мнению, туристические компании проявят юридическую осведомленность, обеспечат соблюдение требований гражданского законодательства, интересов туристов и своих собственных интересов, если будут заключать договоры возмездного оказания услуг, руководствуясь при этом нормами Гражданского кодекса.

Несмотря на наличие Типового договора, потребитель вправе настаивать на включении в договор об оказании туристических услуг условий, которые, по его мнению, являются существенными. Только в этом случае договор считается заключенным (ч. 2 ст. 402 ГК). Как правило, такие условия детализируют взаимоотношения сторон, что соответствует праву потребителя на получение информации об услугах, а также исполнителях (ст. 3 Закона "О защите прав потребителей"). Например, турист вправе потребовать предоставить ему сведения о перевозчике и транспортном средстве, характере рейса, правилах международных перевозок пассажиров и багажа и т.д. Отказ во включении в договор условий, на которых настаивает клиент, заставляет предположить, что туристическая компания не уверена в надлежащем исполнении своих обязательств или не намерена исполнять их должным образом.

Следует иметь в виду, что, занимаясь предпринимательской деятельностью, турфирмы несут повышенную - как правило, независимо от вины - ответственность за нарушения обязательств по договору (п. 3 ст. 372 ГК). В т.ч. им приходится отвечать и за нарушения, допущенные лицами, с которыми они сами заключили договор об обслуживании заказчика, - отелями, перевозчиками, гидами. При этом доказать возникновение обстоятельств непреодолимой силы обязан исполнитель (ст. 15 Закона "О защите прав потребителей"). Например, несвоевременное перечисление туроператором денег перевозчику, приведшее к отмене поездки, не может рассматриваться как действие непреодолимой силы. В этом случае потребитель предъявляет претензии к туристической компании, с которой был заключен договор и которая обязана не только возместить убытки в полном объеме сверх неустойки, но и компенсировать моральный вред (ч. 2 ст. 15, ст. 17 Закона "О защите прав потребителей").

В связи с вышесказанным вызывают недоумение некоторые из поправок к Закону "О туризме", предложенных Белорусским союзом туристических организаций (БСТО). Авторы этих предложений настаивают на запрете деятельности туристических компаний одновременно в качестве турагента и туроператора, т.к. предполагается, что только туроператор может оказать доброкачественные туристические услуги. А ведь туроператор вообще не вступает в отношения с туристом.

По мнению исполнительного директора БСТО А. Копанева, Закон не дает ответа на простой вопрос - кто несет ответственность перед потребителем за ненадлежащее оказание туристических услуг? Однако незнание действующего законодательства не должно служить основанием для внесения изменений в Закон "О туризме". Договор об оказании туруслуг заключается с туристической организаций, которая и должна нести всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств перед заказчиком. Таково требование ГК и Закона "О защите прав потребителей", и отменить его не в силах никакой иной нормативный акт. В случае ненадлежащего исполнения договора по вине туроператора турагент вправе взыскать с него понесенные убытки, предъявив регрессный иск.

Тревогу членов БСТО вызывает и деятельность на территории нашей республики иностранных туристических компаний (читай - конкурентов белорусских туроператоров), якобы не подпадающая под действие белорусского законодательства. Позволим себе усомниться в правомерности такой точки зрения.

Дело в том, что иностранные компании могут осуществлять свое деловое присутствие на туристическом рынке Беларуси не только непосредственно через собственные представительства, но и через резидентов РБ, с которыми заключены агентские соглашения, комиссионные договоры, договоры поручения. Право, применимое к таким договорам, определяется по соглашению сторон. Стороны договоров (кроме разве что агентского) вполне могут договориться о регулировании отношений между ними правом Республики Беларусь. Решение об избрании того или иного способа ведения дела - вопрос деловой стратегии, требующий знания различных аспектов белорусского законодательства, прежде всего налогового, включая соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако в любом случае абсолютно не "подпасть" под действие белорусского законодательства невозможно. Самое же главное - законодательство Республики Беларусь не содержит запрета на деятельность иностранных туристических организаций.

Вместе с тем отрадно, что несовершенство Закона "О туризме", превратившее его в дестабилизирующий фактор рынка туристических услуг, стало очевидно даже представителям туристических организаций. Очевидно также, что этот законодательный акт нуждается не в косметическом и даже не в капитальном ремонте. Следует признать, что рассмотренный Закон, концептуально расходясь с ГК и Законом "О защите прав потребителей", настоятельно требует приведения в соответствие с законодательством, имеющим более высокую юридическую силу, путем принятия его в новой редакции.

А пока следует исходить из того, что Гражданский кодекс и Закон "О защите прав потребителей" обладают большей юридической силой, чем не соответствующие им, а потому не подлежащие применению нормы Закона "О туризме" и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих сферу туристических услуг.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: