Подход должников к разрешению кризиса




 

Среди кризисных развивающихся стран в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем мировой задолженности. Был выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны - Заир, Замбия, Нигерия, Перу - ограничили платежи по обслуживанию долга. Бразилия в 1987 г. отказалась на несколько месяцев платить западным частным кредиторам по долгам, которые за время моратория ежемесячно получали 400 млн. долл. Платежей по процентам.

Во второй половине 80-х гг. развивающиеся страны отошли от политизированных заявлений, стали подчеркивать необходимость налаживания диалога на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений. Преодолев разногласия, развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В программе отмечалась необходимость принятия западными странами мер, облегчавших банкам пересмотр размеров и сроков процентных платежей, продление сроков консолидации кредитных обязательств и погашение основной суммы долга, а также предоставление новых кредитов. В программе содержалось предложение вести переговоры о пересмотре условий задолженности без предварительного соглашения с МВФ.

Выдвижение единой позиции явилось одной из предпосылок изменения подходов международных экономических организаций и индустриальных стран Запада к разрешению долгового кризиса. Кроме того, первая половина 80-х гг. показала, что решение проблем задолженности должно дифференцироваться от страны к стране, а увеличение тяжести обслуживания долгов - бесперспективное дело. Дальнейшее обострение проблемы задолженности, связанная с истощением внутренних ресурсов стран-должников, привело к потерям многими из них кредитоспособности на международных рынках ссудного капитала. В результате они не смогли откликнуться на экономический подъем западных стран во второй половине 80-х гг. В промышленно развитых странах осознали невозможность выхода из тупика лишь на основе стихийного действия рыночных сил.

Политика кредиторов Запада. В 1988 г. были объявлены предложения, получившие название плана Брейди, по имени министра финансов США. Они были положены в основу политики стран-кредиторов.

Уменьшение долга, снижение процентных ставок стало частью международной стратегии в отношении задолженности коммерческим банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, которые можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране-должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Новые обязательства должны были финансироваться из валютных резервов страны-должника и специальными кредитами МВФ и Мирового банка. При этом страна-должник должна была принимать жестокую программу структурной перестройки в соответствии с рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменение ценообразования, либерализацию внешнеторгового и валютного режима, установления реального валютного курса.

Облегчение тяжести долга достигалось в каждом конкретном случае. Согласование условий пересмотра долгов осуществлялось между страной-должником и комитетом, представляющим банки-кредиторы. Каждое соглашение должно было отвечать интересам всех кредиторов.

Согласованный подход западных стран обращал внимание на ослабление тяжести долгов наименее развитых стран, предусматривая частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались в отношении задолженности по государственным кредитам.

План Брейди также рекомендовал внести коррективы в методы решения долговых проблем стран со средним уровнем дохода, включая продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности. В число рекомендаций входило увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые. В целом данные предложения западных стран были направлены на содействие восстановлению темпов экономического роста стран-должников, усиление роли ТНК на рынках развивающихся стран.

В конце 80-х - начале 90-х гг. число коммерческих банков, снизивших долг, минуя переговоры о пересмотре задолженности, увеличилось. Банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на национальную валюту и обмен долга на акции.

Обмен долга нации заключается в том, что потенциальный инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг долг у коммерческого банка, представляя его центральному банку страны-должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение. По оценкам Мирового банка, за 1985 - 1989 гг. с использованием этой операции были пересмотрены долги на сумму 3-4 млрд. долл., в основном в странах Латинской Америки, также в Нигерии и на Филиппинах.

Обмен долговых бумаг - это операция, когда кредиторы продают задолженность развивающейся стране со скидкой по отношению к номинальной стоимости в национальной валюте. Эти операции первоначально разрабатывались, чтобы достичь две главные цели - погасить часть обязательств развивающихся стран по долгу и обеспечить их источниками капитала.

Для снижения задолженности использовался также обмен в национальной валюте одного долга на другой. В частности, это происходило при пересмотре официальной двусторонней задолженности Бразилии. При осуществлении такой операции правительство-должник покупает со скидкой на вторичном рынке бразильские долговые обязательства и обменивает их по полной стоимости на свой долг Бразилии. Подобные операции были проведены на основе договоренностей Бразилии с Боливией, Гайяной, Парагваем, что позволило последним существенно уменьшить их задолженность Бразилии.

Уменьшение внешней задолженности в ряде случаев создавало проблемы для стран, участвующих в этих операциях. При обмене долга на акции правительство может платить наличными за долговые бумаги и выпустить инвестиционные сертификаты или другие ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение акций. Урегулирование внешнего долга таким образом, заменяет его на внутренний государственный долг, что также требует его обслуживания. Чистый бюджетный выигрыш зависит, среди прочего, от скидки, с какой правительство перевело долг. Хотя операции по переводу долга в акции могут вызывать инфляцию, при приватизации государственных предприятий это не отмечается, поскольку не происходит обычно увеличение денежной массы, а обмениваются активы. Подобного рода конверсия долга использовалась для финансирования программ приватизации в Чили, Аргентине, на Филиппинах.

Обычно считается, что конверсия долга в ценные бумаги помогает увеличивать приток капитала в страны-должники, стимулируя дополнительные иностранные прямые капиталовложения. Оценки чистых выгод от притока прямых инвестиций противоречивы, но в любом случае эти операции требуют расходов иностранной валюты. Перевод прибылей и дивидендов может вызывать давление на платежный баланс в будущем. Проблемы обычно возникают в период экономических спадов, когда компании стремятся репатриировать свои капиталы.

В отношении официальной задолженности западные страны проводили различную политику зависимости от кредиторов. Пересмотр долгов, которыми владели международные институты, осуществлялся отдельно от долгов, принадлежащих банкам. Обязательства перед международными институтами, в частности перед МВФ и МБРР, должны были выполняться в полном объеме и не подлежали пересмотру, хотя целый ряд стран имел просроченные платежи. В связи с этим в 1990 г. Фонд принял определенный механизм разрешения проблем просроченных платежей. Ряд промышленно развитых стран Запада выделил дотации или займы странам с просроченными платежами для их погашения. Одна из причин подобного подхода заключается в том, что международные институты, за исключением МВФ, мобилизуют их ресурсы не через правительство, а на финансовых рынках, где размещаются их ценные бумаги. Правительства выступают держателями акций международных институтов, вносят основной капитал, большая часть которого может быть не оплачена, что имеет существенное значение для нормального функционирования институтов. Рынок сохраняет конфиденциальность, обеспечивая институтам высокий кредитный авторитет, что позволяет им устанавливать по их долговым бумагам относительно низкие проценты.

В результате произошли важные изменения в перестройке государственных долгов -долгов, принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности была списана, большая доля пересмотрена. Списание долгов прошло по официальной помощи развитию, основная масса которой была предоставлена до 80-х гг. Общая сумма пересмотренных задолженности увеличилась в среднем за год с почти 5 млрд. долл. в 1984-1985 гг. до 12 млрд. долл. в 1969-1990 гг. и до 14 млрд. долл. в 1994-1995 гг.

Пересмотр государственных долгов обычно обсуждается в Париже неформальной группой кредиторов, которая встречается в помещении министерства финансов отдельно от банковского комитета. Помимо определения условий пересмотра долгов в каждом отдельном случае, Парижский клуб установил общие подходы к различным группам стран исходя из уровня дохода на душу населения. Участники Парижского клуба принимают во внимание договоренности, достигнутые на совещании глав государств и правительств семи ведущих западных стран. Наиболее льготные условия были определены на совещании семерки в Торонто к беднейшим странам с крупной задолженностью.

В 90-е гг. Парижский клуб стал более благоприятно относиться к уменьшению долгов среднеразвитых стран, имеющих высокий уровень задолженности: удлинены сроки выплат, предоставлена возможность правительствам-кредиторам продавать или обменивать займы по официальной помощи и неконцессионные кредиты. Ряд правительств стран-кредиторов, в частности Франция, США, определяли свои доходы по пересмотру задолженности ряда стран вне рамок Парижского клуба. В результате предпринятых мер по урегулированию кризиса международной задолженности произошли изменения как в величине, так и в структуре долгов, размерах выплат по его обслуживанию. Частный долг стран, который был гарантирован агентствами по кредитованию экспорта или другими институтами, был непосредственно преобразован государственный долг. Если первоначальные кредиты не были покрыты новыми займами, в ряде случаев задолженность была уменьшена, частные долги также были переоформлены обычно со скидкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: