Искренность перед Всевышним Аллахом.




Конкретные методы, помогающие совершить ночную молитву.

Есть много способов помощи в совершении ночной молитвы (киям аль-лейль).

 

Среди них:

1. Искренность перед Всевышним Аллахом.

2. Осознание того факта, что Сам Всевышний Аллах призывает к ночной молитве.

3. Знание достоинства ночной молитвы.

4. Ознакомление с тем, как совершали эту молитву праведные предки и благочестивые люди, и их постоянством в этом.

5. Сон на правом боку.

6. Сон в состоянии ритуальной чистоты.

7. Ранний отход ко сну.

8. Постоянство в чтении шариатских зикров перед сном.

9. Послеобеденный отдых.

10. Умеренность в еде и питье.

11. Борьба с самим собой.

12. Избегание грехов и ослушания.

13. Самоотчет и самоосуждение за оставление ночной молитвы.

 

______________________

(Подробнее каждый из методов):

 

Искренность перед Всевышним Аллахом.

 

Как повелел Всевышний Аллах, чтобы поклонение было искренне и только ради Него: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (Коран, 98: 4).

Чем искреннее человек по отношению к Аллаху, тем легче становится для него подчинение и приближение к Нему. В хадисе Абу бин Ка’бы передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обрадуй эту общину величием, победой и властью. Кто будет совершать дела будущей Жизни ради мирских благ, тому не будет доли в Жизни будущей». Хадис передал Ахмад. См. «Сахих аль-Джами’» (2825).

Мутриф бин Абд-Аллах аш-Шиххир сказал: «Праведность дела определяется праведностью сердца, а праведность сердца – праведностью намерения».

Ибн Къаййим сказал: «Содействие и помощь от Аллаха зависят от степени намерения раба, его усердия, стремления и желания достичь цели. Помощь Аллаха нисходит на рабов, в зависимости от их усердия, намерений, желания и страха. Оставление без помощи так же зависит от этих факторов. И поэтому праведные предшественники изо всех сил стремились скрыть свое поклонение, в том числе ночную молитву (къийам аль-лейл).

Один человек спросил Тамима бин Ауса ад-Дари, да будет доволен им Аллах: «Как ты молишься по ночам?». Тот, рассердившись, сказал: «Клянусь Аллахом, один ракат, совершенный глубокой ночью в тайне, милее для меня, чем молиться ночь напролет, а затем говорить об этом людям!»

Айуб ас-Сахтийани молился ночами напролет, а перед наступлением рассвета ложился в постель, и с наступлением времени утренней молитвы повышал свой голос, как будто он только что проснулся.

 

2. Осознание того факта, что Сам Всевышний Аллах призывает к ночной молитве.

 

Когда раб осознает, что к этому призывает его Господин, Который вовсе не нуждается в поклонении людей – это побудит его ответить на этот призыв. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Коран, 73: 1-4).

Са’д бин Хишаб бин ‘Амир попросил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, рассказать о ночной молитве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что она ответила: «Неужели ты не читал: “О закутавшийся”»? Он ответил: «Конечно, читал». ‘Аиша продолжила: «Аллах, свят Он и велик, в начале этой суры сделал ночную молитву обязательной, и в таком качестве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники совершали его в течение года. Аллах задержал на двенадцать месяцев полное ниспослание этой суры, после чего ниспослал в конце этой суры облегчение. Таким образом, ночная молитва стала добровольной после того, как она была обязательной». Хадис передал Муслим.

 

3. Знание достоинства ночной молитвы.

 

Тот, кто знает достоинства этого поклонения, будет стремиться к беседе с Всевышним Аллахом и захочет предстать пред Ним в это благословенное время. Один из хадисов о достоинстве ночной молитвы достоверно передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его аллах и приветствует, сказал: «Лучшей молитвой, после обязательной, является молитва, совершенная глубокой ночью. Лучшим постом, после месяца Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Хадис передал Муслим.

Передается от ‘Абди-Лляха бин ‘Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, и самым любимым постом перед Аллахом является пост Дауда: он спал до половины ночи, треть ее проводил в молитве, и спал шестую часть ночи, а постился он через день». Согласованный хадис (Передал Бухари и Муслим).

Передается от ‘Амра бин ‘Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ближе всего к Своим рабам Господь бывает во второй половине ночи. Если ты можешь быть одним из тех, кто поминает Аллаха в это время, будь им!». Хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Насаи.

В хадисе Ибн Мас’уда сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наш Господь восхищается двумя людьми: человеком, который покидает свое ложе и покрывало, оставляет свою семью и возлюбленную жену ради молитвы, и тогда Всевышний Аллах говорит: «О мои Ангелы, посмотрите на моего раба! Он покинул свое ложе и покрывало, оставил свою возлюбленную жену и семью ради молитвы, желая вознаграждения от Меня и страшась Моего наказания». Хороший хадис, переданный Ахмадом. См. «Сахихи ат-Таргиб» (258).

Ночная молитва удаляет из сердца беспечность, как сказано в хадисе ‘Абду-Ллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто читает в ночной молитве десять аятов, не будет записан в числе беспечных. Кто читает в ночной молитве сто аятов, будет записан в числе благочестивых. А тот, кто читает в ночной молитве тысяча аятов, будет записан в числе усердствующих (мукъантарин)». Хороший хадис, переданный Абу Даудом и Ибн Хиббаном. См. «Сахихи ат-Таргиб» (635).

Яхья бин Му’аз сказал: «Лекарство сердца заключено в пяти вещах: вдумчивом чтении Корана, пустом желудке, ночной молитве (киям аль-лейль), смирении перед рассветом и участии в собраниях праведников».

 

4. Ознакомление с тем, как совершали эту молитву праведные предки и благочестивые люди, и их постоянством в этом.

 

Праведные предки наслаждались ночной молитвой и получали большую радость от ее совершения.

Абд-Аллах бин Вахб сказал: «У любого наслаждения есть только один вид удовольствия, но не у поклонения. Поистине, поклонение содержит три вида удовольствия: совершение поклонения, воспоминание о нем и награда за нее».

Мухаммад бин аль-Мункадир сказал: «От всех земных удовольствий остаются только три из них: ночная молитва, встреча с братьями по вере и коллективная молитва».

Сабит аль-Бунани сказал: «Ничто не доставляло мне такого удовольствия, как совершение ночной молитвы».

Язид ар-Рикъаши сказал: «Долгая ночная молитва дает покой глазам поклоняющихся, а долгая жажда (т.е. пост) приносит радость их сердцам при встрече с Аллахом».

Мухалляд бин Хусейн сказал: «Каждый раз, встав на ночную молитву, я заставал Ибрахима бин Адхама поминающим Аллаха и молящимся, чем ввергал меня в уныние. Но затем я нашел успокоение в аяте: “Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью” (Коран, 57:21)».

Абу ‘Асым ан-Набиль сказал: «Абу Ханифу называли аль-Ватад (столб) из-за того, что он много молился».

Аль-Къасим бин Ма’ин сказал: «Однажды Абу Ханифа провел ночь в молитве, читая аят: “Час является назначенным для них сроком, и Час этот – самый тяжкий, самый горький” (Коран, 54:46), повторяя его и плача, пока не наступило утро».

Ибрахим бин Шаммас сказал: «Я часто видел Ахмада бин Ханбаль, оживляющим ночь молитвой, когда он был еще юношей».

Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Я был с Имамом Ахмадом около четырех месяцев в армии, и он не прекращал молиться ночью и читать Коран днем, но я не знал, когда он читал Коран до конца, поскольку он держал это в секрете».

Имам аль-Бухари «молился до рассвета и читал от трети до половины Корана, и завершал чтение всего Корана каждую третью ночь, перед рассветом».

Выдающийся ученый Ибн ‘Абдуль-Хади, описывая ночную молитву Шейха Ислама Ибн Таймиййи, сказал: «Он проводил ночь отдельно от людей, уединившись со своим Господом в постоянном благоговении и прилежном чтении Корана, повторяя различные акты поклонения ночью и днем. Когда же он приступал к молитве, его тело начинало трястись и шататься из стороны в сторону».

Ибн Раджаб о своем шейхе Имаме Ибн аль-Къаййим сказал: «Он был человеком поклонения, тахадджуда и долгих молитв. Я не видел подобного ему в поклонении, знании Корана, Хадиса и вопросов веры (имана)».

Хафиз Ибн Хаджар так описал своего шейха Хафиза аль-‘Иракъи: «Я все время был с ним, но никогда не видел, чтобы он пропустил ночную молитву, которая стала его привычкой».

 

5. Сон на правом боку.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приучал свою общину спать на правом боку. Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда любой из вас отправляется спать, пусть отряхнет постель внутренней стороной своего изара — ведь никто не знает, что могло оказаться там за время его отсутствия — а затем ляжет на правый бок и скажет: “С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на свой бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь мою душу, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов!”». Согласованный хадис (Передал Бухари и Муслим).

Передается со слов аль-Бараа бин ‘Азиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда захочешь лечь спать, соверши омовение, которое ты совершаешь перед молитвой, и ложись на правый бок». Согласованный хадис (Передал Бухари и Муслим).

Хафса, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился спать, он клал правую руку под одноименную щеку». Хадис передал ат-Табарани, «Сахих аль-Джами’» (4523).

Имам Ибн аль-Къаййим сказал: «Есть причина тому, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спал на правом боку. Она заключается в том, что сердце смещено в левую часть грудной клетки, из-за чего сон на левом боку становится глубоким, поскольку в этом положении сердце пребывает в полном покое. А когда человек лежит на правом боку, сердце не расслабляется и человек не может полностью погрузиться в сон».

 

6. Сон в состоянии ритуальной чистоты.

 

Выше мы привели хадис аль-Бараа бин ‘Азиба, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда захочешь лечь спать, соверши омовение, которое ты совершаешь перед молитвой».

Передается от Му’аза бин Джабаля, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет на свете человека, проводящего ночь, поминая Аллаха в состоянии чистоты, и просящего Аллаха хорошего в обоих мирах каждый раз, как меняет положение тела, которому Аллах не дал бы то, о чем он просит». Хадис передали Абу Дауд и Ахмад, «Сахих аль-Джами’» (5754).

В хадисе Ибн Аббаса передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Очищайте эти части тела, и Аллах очистит вас! Нет человека, проводящего ночь в состоянии чистоты, рядом с которым не находился бы ангел. И не поворачивается он во сне без того, чтобы ангел сказал: «О Аллах, прости же Своего раба, ведь он проводит ночь в состоянии чистоты!». Хадис передал ат-Табарани, «Сахих аль-Джами’» (3831).

 

7. Ранний отход ко сну.

 

Отход ко сну после молитвы ‘Ишаъ является пророческой рекомендацией, похвальным качеством и полезной привычкой. О достоинстве этого говорится в хадисе Абу Барзы аль-Аслами, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитал откладывать молитву ‘Ишаъ, не любил спать до этой молитвы и разговаривать после неё. Хадис передал аль-Бухари.

Хафиз Ибн Хаджар передал, что аль-Къади ‘Ийад, комментируя слова “не любил спать до этой молитвы”, сказал: «Так как это может привести к тому, что человек совершит эту молитву слишком поздно или упустит лучшее время для ее совершения. А проведение вечера после нее в беседах приводит ко сну перед утренней молитвой или совершению не в лучшее для нее время, или к упущению ночной молитвы».

Ибн Рафи’ сказал: «’Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, после наступления темноты тормошил людей своей плетью, приговаривая: “Вставайте, быть может Аллах позволит вам совершить молитву”».

Ко сну относится и выбор подходящего ложа. Следует избегать слишком мягкой и удобной постели, поскольку это способствует тому, что человек слишком много спит, делает его беспечным, ленивым и мягкотелым.

Приводится в достоверном хадисе, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Подушка, с которой спал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, была из кожи, набитой пальмовыми волокнами». Хадис передали Абу Дауд и Ахмад, «Сахих аль-Джами’» (4714).

От Ибн Аббаса передается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб зашел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а он лежал на циновке, которая оставила следы на его боку. ‘Умар сказал: «О пророк Аллаха! Почему бы тебе не взять более мягкую постель?» Он ответил: «Что мне до этого мира. В мире этом я подобен всаднику, путешествующему летним днем, который укрывается на некоторое время от дневной жары в тени дерева, а потом отправляется дальше, покидая его!». Хадис передали Ахмад и аль-Хаким, «Сахих аль-Джами’» (5545).

‘Али бин Баккару стелила постель его рабыня, а он трогал постель и говорил: «Клянусь Аллахом, ты хорошая! Клянусь Аллахом, ты прохладная! Клянусь Аллахом, я не лягу на тебя этой ночью», после чего вставал и молился до рассвета.

Человек не должен спать слишком долго и глубоко. Ибрахим ибн Адхам сказал: «Если ты всю ночь спишь, весь день ходишь и постоянно грешишь, как ты добьешься довольства Того, кто управляет твоими делами?».

 

8. Постоянство в чтении шариатских зикров перед сном.

 

Эти азкары являются крепостью, защищающей человека от шайтана, с позволения Аллаха, и помогают вставать на ночную молитву.

Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что могло оказаться на его постели после него, а потом скажет: “С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! (Бисмика, Рабби, вада‘ту джанби ва бика арфа‘уху, фа ин амсакта нафси, фархамха, ва ин арсальтаха фахфазха бима тахфазу бихи ‘ибадака-ссалихин!)”». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).

 

Передается от Аиши, что каждую ночь, ложась спать, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединял свои ладони и слегка поплевывал на них, читая: «Скажи: “Он – Аллах Единый”» (сура 112 «аль-Ихляс»), «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета”» (сура 113 «аль-Фалякъ») и «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей”» (сура 114 «ан-Нас»). Затем он проводил руками по телу везде, куда мог дотянуться, начиная с головы и лица, а затем остальную часть тела. Он проделывал это три раза. Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).

Передается от Абу Мас’уда аль-Ансари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто ночью прочитает два последних аята суры «аль-Бакара» (Корова), будет достаточно их». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).

 

Передается от Анаса бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложась спать говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас, напоил нас, дал нам достаточно. А сколько тех, у кого нет ни защитника, ни того, кто приютил! (Аль-хьамду лилляхи-ллязи ат’амана ва сакъáнá ва кафáнá. Фа кам мимман ля кáфия ляху ва ля муъвия ляху)». Хадис передал Муслим.

В хадисе Абу Хурейры передается, что шайтан сказал ему: «Когда ты отправишься спать, прочитай Аят аль-Курси (Коран, 2:255), и с тобой будет прибывать хранитель от Аллаха, а шайтан не приблизится к тебе до рассвета». Абу Хурейра рассказал об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Он сказал правду, хотя является лжецом». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).

 

Передается от Али бин Аби Толиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме, пришедшей попросить у него слугу, и Али: «Не указать ли вам на то, что лучше для вас, чем слуга? Отправляясь спать, скажите по 33 раза «субхана-Ллах» (Слава Аллаху), «аль-хьамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху), «Аллаху акбар» (Аллах велик). Поистине, это лучше для вас, чем слуга». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).

 

Передается от Анаса бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читай перед сном: ‟Скажи: «О неверующие!»” (сура 109 «аль-Кафирун»), ибо это отказ от ширка». Хадис передал аль-Байхакъи, «Сахих аль-Джами’» (1172).

 

Передается от Хафсы, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился спать, он клал правую руку под одноименную щеку и говорил: «Господь мой, защити меня от твоего наказания в День, когда Ты воскресишь Своих рабов! /Аллахумма, кы-ни азаба-кя яума таб`асу ибада-кя/». Хадис передал Абу Дауд, «Сахих аль-Джами’» (4532).

 

Сообщается от аль-Бараа бин ’Азиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда ты ложишься спать, соверши малое омовение, как для молитвы, ложись на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и обратил к Тебе лицо своё, и вручил Тебе дело своё, и на Тебя положился в стремлении к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в твоего пророка, которого Ты послал”.

/Аллахумма, аслямту нафси иляй-Кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-Кя, ва фаввадту амри иляй-Кя, ва альджа’ту захри иляй-Кя рагбатан ва рахбатан иляй-Кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-Кя илля иляй-Кя, аманту би-китаби-Кя аллязи анзальта ва набиййи-Кя аллязи арсальта/

И если затем ты умрешь, ты умрешь в фитре (в естественном, врожденном состоянии), так сделай так, чтобы это было последним, что ты скажешь». Согласованный хадис. (Этот хадис передали аль-Бухари 247, 6311, 6313, 7488, Муслим 2710).

 

Мусульманину так же следует читать азкары, предписанные шариатом, после пробуждения. Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пробудившись ото сна говорите:

“Хвала Аллаху, Который вернул мне мою душу, исцелил мое тело и позволил мне поминать Его”».

/Аль-хьамду ли-Лляhи-ллязи ‘афани фи джасади ва радда ‘алеййа рухьи ва азина ли би зикриh/

Хадис передали ат-Тирмизи и ан-Насаи, «Сахих аль-Джами’» (326).

 

Передается от ‘Убады бин ас-Самита, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, проснувшись ночью скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала, Он всё может, хвала Аллаху; слава Аллаху, нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах велик, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха (Ля иляха илля-Ллаху вахьдаху ля шарикя ляху, ляхуль-мульку, ва ляхуль-хьамду, ва хува ‘аля кулли шайъин къадир; аль-хьамду ли-Ллях, ва субхьана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хьавля ва ля къуввата илля би-Ллях)”, а потом скажет: “О Аллах, прости меня! (Аллахумма-гфир ли!)” — или же обратится к Аллаху с иной мольбой, то он получит ответ. И если он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята».

Хадис передал аль-Бухари.

 

Имам Ибн Батталь сказал: «Аллах обещал через Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тому, кто проснется ночью со словами тавхида на устах, подчинившись Его владычеству, признавая Его милости словами восхваления и превознося Его над всем, что не приличествует Ему, словами тасбиха, возвеличивая Его словами такбира, предаваясь Ему путем признания своей немощи без Его поддержки, то получит ответ на свое дуа и его молитва будет принята. Каждый, до которого дошел этот хадис, должен практиковать его с чистым намерением ради Господа, свят Он и велик».

Передается со слов аль-Бараа бин ‘Азиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пробудившись ото сна, говорил:

«Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Нему воскрешение».

/Аль-хьамду ли-Лляhи-ллязи ахьйа-на ба’да ма амата-на ва илейhи-н-нушур/

Хадис приводит Муслим. [Аль-Бухари 6314, Муслим (2711)]

 

В хадисе Ибн Аббаса говорится, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просыпался ночью, то прогонял сон, проводя рукой по лицу, затем смотрел в небо и читал последние десять аятов суры «Семейство имрана»: «Воистину, в сотворении небес и земли…» и до конца суры (Коран, 3:190-200). Хадис передал Муслим.

Ан-Навави сказал: «В этом хадисе говорится о желательности стирать с лица следы сна и желательности читать эти аяты, вставая ото сна».

Послеобеденный отдых.

Это короткий сон перед дневной молитвой (Зухр) или после нее. Передается от Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдыхайте (спите) днем, ибо, поистине, шайтаны днем не отдыхают». Хадис передал ат-Табарани, см. «ас-Сахиха» (2647).

Исхакъ бин Абд-Аллах сказал: «Дневной сон относится к деяниям благих людей, он оживляет сердце и придает силы в ночной молитве».

Аль-Хасан аль-Басри прошел мимо людей на рынке в середине дня и, услышав их шум, спросил: «Разве они не отдыхают днем?». Ему ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Сдается мне, что ночь их плоха».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: