Вторая глава открыла нам великие достоинства светской музыки, а 3 глава охладила восторги. Как же оценивать ее? И для чего?
В жизни мы разграничиваем отношение к человеку и греху, паразитирующем на нем: грех ненавидь, а человека люби. Так и в произведении нужно видеть лучшее, но не забывать и об историческом умножении неправды. От апостасии чернеет культура. Но кающийся человек получает благодать. Господь подает силы благочестивым художникам. И это должно видеть в первую очередь.
И оценку негативным вещам нужно давать не во осуждение, а в рассуждение (между истиной и ложью).
В осуждении — недовольство, раздражение, неприязнь, гордыня, превозношение, любоначалие и прочая злоба бесовская. Рассуждение, напротив, всегда движется добрым помыслом, единственной целью имея светлую истину Божию. Блаженный афонский старец Паисий (1924-1993), изложивший святоотеческое учение о помыслах, делил людей на подобных мухе и пчеле. Первая гордится знанием всех помоек в округе, всех туалетов, нечистот животных, не подозревая о красоте цветов. Вторую влечет благоухание — не нужны ей помойки мира. Люди-мухи выискивают злое, а подобные пчелам, имея добрые помыслы, увидев нечистоты, прикопают землей и положат дощечку, чтобы другие не испачкались.
Так и нам в произведениях нужно видеть высшее и лучшее, ибо истина и красота в лучшем, а не в худшем. А в истории культуры, которая направлялась к осатанению, положим дощечки, чтобы другие по неосмотрительности не вступили в нечистоту.
Добро и зло — не в одной плоскости. Добро онтологично, ибо от Бога, зла же Бог не сотворял, оно рождается через злоупотребление свободой. Потому формальное соотношение положительных и отрицательных черт оставим школьным сочинениям советского времени ("положительные черты Бабы Яги — трудолюбие, настойчивость в достижении целей…").
|
Добрый помысл от смиренно-покаянного сердца привлекает благодать Божию, и она дает видение истины. Потому не только красота, но и обличаемые Богом ошибки оказываются проявлением милости Божией.
На злобный помысл слетаются бесы, околдовывают человека, чтобы тот верил "своему" помыслу, и так ведут его в состояние устойчивого заблуждения, которое и есть, собственно, вера в свой разросшийся помысл, принявший вид убеждения, логичной теории. В такой проработке помысл становится крайне заразительным, и, подобно компьютерному вирусу, начинает форматировать сознание и других людей в угодном дьяволу формате. Через сокрытие ошибок бесы вводят человека и человечество в состояние прелести, а через открытие — в уныние и отчаяние. Общее в этих двух состояниях есть гордость — упорное пребываение в своем помысле, делающее невозможным восприятие истины.
* * *
Нам, ничтожным и глупым пред Богом, — какое сияние смысла истории и современности Он ныне открывает! Какая ясность ориентации! Какая школа познания! Смотри и виждь, благодари! Цели обожения дьявол уже открыто и глумливо противопоставил идеал осатанения. Неужто еще неясно, где наше место, и лукавствуем, притворяясь непонимающими? Спаси себя — спасутся вокруг тебя. Сатанеющая грязная антикультура тщится овладеть душой. Но человек свободен. Призванный к вечности, он не раб истории. История для человека — не он для нее. И в культуре волен услышать высокие смыслы и послужить им в науке, в исполнительстве, теории, педагогике, административной деятельности. — Или не услышать их и не послужить. "Ты создан по образу и подобию Божию. Как Бог свободен и творит, что хочет, так свободен и ты", — говорит св. Макарий Великий.21 Мы созданы для лучшего выбора. Зачем выбирать плохое? Особенно России — в свете пророчеств о ее великой миссии во времена антихриста! Ведь из нее, по слову преп. Серафима Саровского, изойдет всемирная проповедь покаяния. Блаженны те, кто во времена крикливой, вызывающе вульгарной исторической подготовки к приходу антихриста мужественно исполнены ликованием Апокалипсиса!
|
Список литературы
1. Св. Григорий Богослов. Слово 38.
2. Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. — М., 1998, с. 36-37.
3. Там же, с.188.
4. Священник Григорий Дьяченко. Общедоступные беседы о богослужении Православной церкви…. — М., 1898, с. 166.
5. Преподобный Феодор Студит Огласительные поучения и завещание М 1998, с. 176
6. Преподобный Феодор Студит Огласительные поучения и завещание М 1998, с. 233.
7. "Вдохни небесное мне, Муза! восхищенье, Владимирово петь святое просвещенье!" — М.Херасков. "Владимир". Эпическая поэма. — Эпические творения, ч.II. — М., 1787, с.1.
8. Коклен-старший. Искусство актера. — Киев, 1909, с. 8-9.
9. Кант. Собрание соч. в 6 т. — М., 1966, т..5, с. 321.
10. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 561.
11. Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключаящие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Часть вторая, М., 1867. С.39.
|
12. Там же. С.43.
13. "Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах"
14. "На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира… после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово". — "Где на святом месте? В церкви?" — спросили 4 владыки старца. — "Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: "Нам нужно смотреть и слушать новости". Вот в новостях-то и явится антихрист"
15. О правильном соединении духовной вертикали и государственно-властной горизонтали в обществе см. в книге автора: Внемлите ангельскому пьнью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова. — Минск, 2000, с. 107-115, и в его же брошюре — Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе.
16. Блаженный Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский (Максимович). Святая Русь — Русская земля. М., Изд. Мос. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1997, с. 84-85.
17. Епископ Евлогий. Очищаться страданием" - предисловие к книге "Старцы о последних временах. М.,1994, с. 3.
18. Старец Силуан. Жизнь и поучения. — М.-Ново-Казачье-Минск, 1991, с.66.
19. "О Божественной Литургии. "Жизнь вечная", N 25 октябрь 1996, с.11.
20. М.М.Дунаев. Православие и русская литература. Т.1. — М., 1996, с.4.
21. Св. Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. — М., 1998, с. 14.