Теоретический материал для самостоятельного изучения. «Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье




«Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал путей к нему. Он нашёл его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни и своей родине и сказал великие слова о том, что счастье дано только знающим…» – так писал в своих воспоминаниях Константин Паустовский.

Иван Бунин родился в 1880 году в Воронеже в дворянской семье. Семья жила для своего положения достаточно скромно. Благодаря гувернёру, который занимался с Иваном грамотой, он полюбил чтение и иностранные языки. Ещё до учебы в гимназии Бунин неплохо освоил латынь и английский язык. Среди первых книг, прочитанных им самостоятельно, была гомеровская «Одиссея». В 11 лет Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Но через несколько лет бросил учёбу и за его образование взялся старший брат Юлий.

В 15 лет Александр пишет роман «Увлечение», но напечатать его не берётся ни одна редакция. Спустя год Бунин пишет стихотворение-эпитафию «Над могилой Надсона», которое печатают в журнале «Родина». Через несколько месяцев в этом же журнале выходит стихотворение «Деревенский нищий». Для Бунина это старт большой литературной карьеры, но до признания ещё далеко.

В столицах писатель достаточно быстро входит в высшие литературные круги: он знакомится с Бальмонтом, Толстым, Чеховым, Брюсовым, Куприным, Горьким, Андреевым. Бунин становится членом литературного кружка «Среда». Однако положительных отзывов от критиков нет. Один из рецензентов пишет: «Стих господина Бунина гладок и правилен, но ведь кто же нынче пишет не гладкими стихами?».

Определённое признание приходит к Бунину в 1901 году, после выхода поэтического сборника «Листопад», выпущенного символистским издательством «Скорпион». За этот сборник писатель получает Пушкинскую премию. Одно из стихотворений этого периода – «Эпитафия».

Я девушкой, невестой умерла.

Он говорил, что я была прекрасна,

Но о любви я лишь мечтала страстно, —

Я краткими надеждами жила…

Тема смерти играет заметную роль в бунинской лирике. Вот и в этом стихотворении повествование идёт от лица умершей девушки. Стихотворение «Эпитафия» взаимосвязано с рассказом «Лёгкое дыхание», которое Бунин напишет спустя 14 лет в 1916 году. Можно предположить, что лирическая героиня стихотворения и героиня рассказа Оля Мещерская – одно лицо. Рассказ «Лёгкое дыхание» считается жемчужиной творческого наследия Бунина. В нём так лаконично и ярко запечатлён образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую её судьбу. В 1909 году Иван Бунин повторно удостоен Пушкинской премии. На этот раз поэт делит её с Александром Куприным. Революцию 1917 года писатель встречает в Москве. Дневник, который он ведёт с 1918 по 1920 годы становится основой для книги «Окаянные дни». Это один из значимых документов переломного времени. В революции Бунин слышит «какофонию бунта». В 1918 году он вместе с женой навсегда покидает Россию. Главной темой в творчестве писателя становится борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема ярко звучит в стихотворении «Свет незакатный».

Там, в полях, на погосте,

В роще старых берёз,

Не могилы, не кости —

Царство радостных грёз.

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей —

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей…

По убеждению Бунина, любовь – это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека. Стихотворение пронизано ностальгией о прошедшей любви.

В стихотворении автор филигранно использует эпитеты и метафоры, а риторические вопросы создают ощущение потерянности. Несмотря на то, что в стихотворении много слов о радости и счастье, ощущение тоски и потерянности не исчезает на протяжении всего текста.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Он не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные переживания.

В первые годы в эмиграции Иван Бунин пишет мало, но его книги издаются в Париже, Берлине, Праге. Из произведений напрочь уходит социальный посыл — писатель погружается в мир дореволюционной России, который с каждым годом всё больше превращается в мираж.

В 1933-м году писатель получает Нобелевскую премию по литературе. К этому событию по-разному относятся и в среде русской эмиграции, и в Советском Союзе. Марина Цветаева, например, решительно не согласна с выбором нобелевского комитета. Она считает, что Горький или Мережковский в гораздо большей степени заслуживают награды: «Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» — пишет она.

Во время Второй Мировой войны писатель заканчивает свой знаменитый цикл «Тёмные аллеи». Книга вызывает много споров. Одни называют рассказы лучшими произведениями о любви в русской литературе, другие ругают Бунина за излишний эротизм в тексте.

Главная отличительная особенность всего творчества писателя — это универсальность. Его наследие живо и каждый новый читатель находит в его произведениях нечто необычное, ранее неизведанное. Прав был Паустовский, утверждая, что «Бунина надо читать, читать самому».

Тезаурус

Лирический герой –образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Цикл – группа стихотворений, посвящённых одному лицу, объединённых общей мыслью и темой.

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, а также наречием («нежно смотреть»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первая любовь»), глаголом («желание забыться»).

Сравнение – это художественный приём (троп) при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворение – стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются качества или действия, присущие человеку.

Антитеза — это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Градация — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Оксюморон, или оксиморон — сочетание противоположных по значению слов Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Например: «седая юность» (А. Герцен), «радостная печаль» (В. Короленко), «сладкая грусть» (А. Куприн), «ненавидящая любовь» (М. Шолохов)

Синтаксический параллелизм — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста стихотворных строк или строф.

Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение — специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Риторические восклицания усиливают в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

Перифраз – описательный оборот, применяемый для замены фразы, чтобы избежать повтора, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.

Инверсия – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Эпифора – повтор слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи. Различают аллитерацию (повтор одинаковых согласных звуков) и ассонанс (повтор одинаковых гласных звуков).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: