Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.




 

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель трудных послевоенных лет. Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека - идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться, в первую очередь в семье. Процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях называется социализацией, а каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации. Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, первичным агентом социализации является его семья, далее следуют агенты вторичной социализации, такие как церковь, детский сад, школа, высшие учебные заведения, армия, рабочий коллектив. В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом. Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях[12].

Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Ключевой особенностью стандарта является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Источниками нравственности являются: наша страна Россия, ее многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, человечество, природа. На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ. Особая роль отводится школе, так как она - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Каждый учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой задаче важнейшую роль в своей деятельности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России. Первым естественным местом воспитания благочестия должна быть родная семья, а первыми воспитателями - родители. Если ребенок будет с младенчества воспитан в благочестии, он будет знать и стараться исполнять нравственные нормы.

Одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми - в семье, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Все усилия общества были направлены на то, чтобы дети успешно овладевали «суммой знаний». В нашей стране в последние годы были приняты все важнейшие документы об образовании, которые ориентируют на сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру[13]. Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи: ‒ помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; ‒ научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; ‒ создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; ‒ поощрять самовыражение и уверенность в себе.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, каждую неделю реализуется благодаря труду классного руководителя и проводимого им классного часа, а также школа реализует свои возможности нравственного воспитания через Программы воспитания и социализации, имеющие комплексный характер и осуществляемые по пяти направлениям: Урочная деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер); Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубы и другие формы дополнительного образования); Внешкольная деятельность (внешкольные мероприятия такие как экскурсии, благотворительность, экологические акции); Семейное воспитание; Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Программ воспитания и социализации может быть восемь: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество. Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Оценка личностных достижений учащихся в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития.

В нем осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей. В последнее время происходит возрождение детско-юношеских организаций. Данный процесс способствует объединению учащихся, развитию в них патриотизма и самоидентичности.

Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно: ‒ основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно (такая работа будет успешной при условии, что будет проводится как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, и только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат. ‒ представляться целенаправленно и на всех ступенях образования. Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают: группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения.

 

Заключение

 

Цели воспитания – это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер. Что такое цель и задачи воспитания Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.

Воспитание дружбы между народами Советского Союза систематически осуществлялось в учебных заведениях и детских коллективах. В пионерских лагерях, на учебных и внешкольных занятиях знакомились с фольклором народов СССР, творчеством лучших представителей национальных культур: А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, Мусы Джалиля, Джамбула Джабаева и др. Подобное воспитание подкреплялось в общественной жизни – при оказании Россией экономической помощи этническим республикам, во время декад культуры национальных республик в Москве, на крупных стройках, где трудились люди разных национальностей, и т.д.

Новый опыт педагогически целесообразного трудового, нравственного, интернационального, патриотического воспитания был получен на рубеже 1980–1990-х гг. В школах появились ученические кооперативы. В 1989 г. их насчитывалось около 2 тыс. Их членами являлись обычно учащиеся 7–13 лет. Руководили кооперативами учителя труда или родители. Школьники изготовляли одежду, обувь, тренажеры и пр. В течение учебного года учащиеся работали 2–3 раза в неделю, а в каникулы – ежедневно. Кооперативы продавали свою продукцию, часть прибыли шла на нужды школ. В конце 1980-х гг. стали организовывать межведомственные воспитательные центры. Предполагалось, что они будут привлекать к работе с детьми не только профессионалов, но и общественность.

Вне идеологии "холодной войны" организуется интернациональное воспитание. В воспитании тускнеет образ враждебного капиталистического Запада. Российские педагоги реализовывали проекты, способствующие диалогу культур. Расширялись дружеские контакты учащихся со сверстниками из Западной Европы и США. Некоторые школы Москвы, Петербурга, Владимира и других городов стали побратимами учебных заведений Англии, Германии, США, Франции. В одном только 1989 г. не менее 1500 наших ребят гостили в семьях американцев и около 1000 – у своих английских сверстников.

Система советского воспитания выглядела мощной и эффективной. Подавляющая часть сформированных этой системой людей искренне поддерживала существовавший политический режим. Сомневавшихся заставляли молчать. Свет и тени воспитания в Советском Союзе были следствием государственной политики, которая определяла задачи, направленность воспитания подраставших поколений. Коммунистическая партия, советская власть намеревались воспитывать «нового человека», не иснорчениого буржуазной идеологией. Воспитание приобрело отпечаток конфронтации с капиталистическим Западом, который рассматривался как потенциальный противник. Ведущей характеристикой «нового человека»должна была быть приверженность социалистической, пролетарской идеологии.

В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей. Дошкольное образование в СССР было возможно первой из самых важных ступеней становления советского гражданина. Детские сады строились по всей стране, в этот период существовала система дошкольного образования, которая в свою очередь, охватывала всех детей с момента рождения до семилетнего возраста. В возрасте двух лет сначала отдавали в ясли, затем с трех переходили в детский сад, куда ходили до семи лет. Несмотря на многие социальные проблемы того времени, система дошкольного образования СССР обеспечивало грамотное воспитание детей.

Во времена перестройки, произошел спад рождаемости, появляется такое понятия как, «естественная убыль населения», многие здания дошкольного образования перешли в частные руки. Как следствие данного процесса, многие лишись подобного заведения в шаговой доступности, а отвозить ежедневно ребенка до дошкольного заведения – накладное мероприятие. Очень долгое время проходил процесс закрытие дошкольных секторов, в следствии чего началась активная нехватка мест, переизбыток в группах детей, а не которые даже не смогли отдать, либо во время ребенка, либо вообще не водили детей до самой школы.

Отметим, что в последние несколько лет, данная ситуация начинает исправляться и открываются новые, современные детские сады, оснащенные по последнему слову техники, а старые садики реконструируются. Но проблема нехватки мест все же стоит достаточно остро, к тому же коррупционные дела сотрудников садиков привели к тому, что даже если в садике есть свободные места, попасть туда без дорогостоящих подарков или оказания финансовой поддержки очень сложно. Кроме того, появились ежемесячные сборы на различные нужды, хотя садики, как и школы о которых мы поговорим далее в полной мере получают свое финансирование.

 

Список литературы:

 

1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие / Д. Е. Аксенов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 336 с.

2. Адамова, А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования - 2008.-№ 1. - С.26–27 2.

3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.

4. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

5. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 c.

6. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.

7. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.

8. Борытко, Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход [Текст]/ Н. М. Борытко// Известия ВГПУ - 2012 - С.19–23 3.

9. Воронина Е. А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами русской музыки - Вологда: Издательский центр ВИРО - 2006–200 с.

10. Воронова, О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст]/ О. А. Воронова // Автореф….кан.пед.наук. 13.00.01 - Иркутск - 2006- 21 с.

11. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.

12. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.

13. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624c.

14. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

15. Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии. -1983. - №2. - С. 76-77.

16. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.

17. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 190 с.

18. Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Текст]/ М. А. Дьячкова// педагогическое образование - 2008 - № 2-С.12–17

19. Кузнецова А.Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 188-191.

20. Кузнецова А.Я. Образование как становление духовного человека//Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-2. - С. 478-482.

8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах / Сост. М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. -М: Педагогика, 1984. - 512 с.

21. Леонтьев Д. А. Ценности общества и ценности личности https://iph.ras.ru/page52169422.htm

22. Разбегаева Л. П. Ценностный подход к проектированию содержания исторического образования - Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург - 2014 - с.14–20

23. Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности - Историческая и социально-образовательная мысль - 2012 - № 6 - с. 136–141

24. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике [Текст]/ И. А. Соловцова// Дисс… доктора пед.наук 13.00.01 - Волгоград - 2006–330 с.

25. 10. Холодкова, О. Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте/ О. Г. Холодкова// Вестник ЮУрГУ - 2012 - № 6 - С. 53–65.

26. Чепиков В. Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств младших школьников: Дии…д-ра пед.наук.:13.00.01 - М. - 1992–386 с.

 

 


[1] Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013.С.115.

[2] Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.С.187.

[3] Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013.С.119.

[4] Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013.С.187.

[5] Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.110.

[6] Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии. -1983. - №2. - С. 76.

[7] Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 1999.С.25.

[8] Разбегаева Л. П. Ценностный подход к проектированию содержания исторического образования - Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург - 2014 - С.14.

[9] Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике [Текст]/ И. А. Соловцова// Дисс… доктора пед.наук 13.00.01 - Волгоград – 2006.С.145.

[10] Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах / Сост. М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. -М: Педагогика, 1984.

[11] Разбегаева Л. П. Ценностный подход к проектированию содержания исторического образования - Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург - 2014 - С.14.

[12] Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015.С.119.

[13] Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах / Сост. М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. -М: Педагогика, 1984.С.178.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: