Описание опыта работы учителя




Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщение идёт наиболее успешно, если анализ опирается на конкретные педагогические идеи, практика подкрепляется теорией.

Обобщить педагогический опытзначит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое.

При использовании рефлексивного подхода педагог анализирует и обосновывает свои педагогические находки, обобщает их и объясняет их действенность на основе синтеза теории и практики.

Систематизированное описание и представление опыта предполагает его письменное изложение с возможными приложениями, на которые обязательно приводятся ссылки в тексте. Структура текста описания опыта произвольная, но его содержание должно отражать сущность конкретного опыта педагога, его достижения, авторские находки, а не выдвинутые другими педагогами, учёными теоретические принципы, концепции.

Примерная структура описания педагогического опыта:

1.Сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения.

2.Условия формирования опыта (описание школы, класса, оборудования, коллектива класса, уровня подготовки класса и т.д.)

3.Теоретическая база опыта (основные научные источники, концепции и идеи со ссылками на авторов)

4.Актуальность и перспективность опыта (в какой мере опыт отвечает запросам времени, возможно ли его использование в будущем).

5.Новизна опыта (насколько ново содержание опыта по сравнению с известными аналогами).

6.Адресность опыта (кому будет интересен данный опыт, для кого полезен).

7.Трудоёмкость опыта (насколько сложно реализовать данный опыт, каким требованиям должен отвечать специалист, чтобы успешно его использовать).

8.Технология опыта (последовательное описание технологии: цель, задачи, планируемые результаты, основные формы, методы, приемы).

9.Результативность опыта (сравнение планируемых и полученных результатов).

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при описании педагогического опыта:

Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания, и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.

Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.

Выводы и рекомендации.Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки, как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.

При описании опыта необходимо ответить на вопросы:

· Что нового, своего внесено?

· Чем актуально это новое?

· Уверен ли учитель в нём?

· Проверено ли на практике?

· Каковы результаты?

При ознакомлении с ученическими работами выяснить:

· Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов?

· Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?

· Правильно ли поставлены, решены задачи?

При оценке содержания, приёмов и методов обучения и воспитания:

· Соблюдается ли принцип формирования мировоззрения, чёткой классификационной позиции;

· Какими приёмами достигнут положительный результат, нет ли перенасыщения приёмами?

· Научность методов, соответствие требованиям педагогики и психологии;

· Выработаны ли умения и навыки?

При описании деятельности учителя:

· Соответствует ли деятельность учителя задачам, специфике, содержанию темы?

· Как активизируется познавательный интерес учащихся?

· Как активизируется внимание, вырабатывается нужный ритм работы на уроках?

· Как воспитывается трудолюбие?

· Каков стиль работы учителя, педагогический талант?

 

При описании деятельности учащихся:

· Как работают?

· Владеют ли приёмами познавательной деятельности?

· Какие формируются нравственные качества?

· Способны ли учащиеся всё сделать, освоить?

· Нет ли перегрузки учебным материалом?

 

Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования.

 

При описании результатов обучения:

· Умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и самостоятельно их приобретать?

· В чём, по мнению и наблюдению учителя, проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: