Признаки передового опыта




Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

· сформированность общественной направленности школьника, проявляющейся прежде всего в признаках коллективизма и общественной активности;

· образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их общественности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков - вычислительных, графических, грамотного письма, и др.). Если же брать эти критерии не только по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности;

· воспитанность учащихся (по сдвигам в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития). Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;

· трудовой опыт, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности, практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процесса, рабочей операции.

2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся, и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).

3. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту.

4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другим, расширения этого опыта до массового.

5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.

6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но, в любом случае, такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо еще измерить, в какой степени каждый признак проявляется. Так, о познавательных интересах учащегося, сформированных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке, круг внеурочного чтения, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, регулярное слушание и просмотр теле- и радиопередач. Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке (по собственной инициативе), вопросов к преподавателю, участие в олимпиадах, число и качество решенных конкурсных задач (число и степень трудности нерешенных), число обращений учащегося к преподавателю за консультацией и содержание его вопросов, число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами (во внеурочное время) и, наконец, общая эрудиция учащегося, знание им материала, выходящего далеко за пределы учебного курса.

Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

Стоит заметить, что новизна и актуальность - не одно и то же.

Новизна характеризует, насколько ново содержание опыта по сравнению с известными аналогами, а актуальность - в какой мере выступление отвечает запросам времени. Оптимальный вариант, когда опыт обладает новизной и актуальностью. Если опыт актуален, например, поднимает давнюю, но до сих пор не решённую проблему, он тоже заслужит внимания слушателей. Если описание опыта не актуально, но ново, оно может заинтересовать слушателей, которые постоянно стремятся быть на «передовой» педагогических новшеств.

Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: