Общие положения
Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты (см. примечания 3 и 4 к определению аудита в п. 3.1).
Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.
Организация может разработать более одной программы аудита.
Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита.
Ответственные за управление программой аудита должны:
a) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита,
b) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.
На рис. 1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.
Рисунок 1. Иллюстрация блок-схемы процесса управления программой аудита
Примечание 1 Рисунок 1 иллюстрирует также применение методологии "Планируй- Делай- Проверяй- Действуй" в рамках настоящего Международного Стандарта.
Примечание 2 Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего Международного Стандарта.
Если в проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.
Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.
|
Практическая помощь — примеры программ аудита Программы аудита могут включать следующее: a) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году; b) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев; c) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком. Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы. |
Цели и объем программы аудита
Цели программы аудита
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.
Эти цели могут основываться на:
a) приоритетах менеджмента;
b) коммерческих намерениях;
c) требованиях системы менеджмента;
d) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;
e) необходимости оценивания поставщика;
f) требованиях потребителя;
g) потребностях других заинтересованных сторон;
h) рисках организации.
Практическая помощь – примеры целей программы аудита Цели программ аудита могут включать: a) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации; b) подтверждение соответствия требованиям контракта; c) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика; d) содействие улучшению системы менеджмента. |
Объем программы аудита
|
Объем программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:
a) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;
b) частоты проведения аудитов;
c) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;
d) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;
e) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;
f) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;
g) языковых, культурных и социальных аспектов;
h) мнения заинтересованных сторон;
i) существенных изменений в организации или ее деятельности.