Правовой режим имущества сельскохозяйственных предприятий. Система органов управления сельскохозяйственных предприятий




Управление предприятием представляет собой деятельность соответствующих органов и должностных лиц, направленную на обеспечение эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов в целях получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов работников предприятия. Субъектами управленческих правоотношений являются органы управления, должностные лица, трудовой коллектив. Работники предприятия обладают лишь управленческой правоспособностью, которую могут реализовать через участие в собраниях, выборах, которые являются основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия. Так, например, трудовой коллектив решает ряд вопросов в процессе осуществления деятельности предприятием, в том числе связанные с выкупом имущества предприятия.

Объектом управленческих правоотношений выступают производственные процессы, имущественные и социальные отношения в коллективе. Управление осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия.

В государственных сельскохозяйственных предприятиях ранее применялся принцип сочетания прав и интересов коллектива и собственника предприятия, то есть государства. Так, собственник мог осуществлять управление непосредственно, через уполномоченный орган управления предприятием, но субъектом управленческих отношений мог выступать трудовой коллектив. В настоящее время, в связи с признанием Закона «О предприятиях», утратившим силу, применяются общие положения ГК, в соответствии с которым органом управления является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

В колхозе все органы управления и должностные лица являются выборными и сменяемыми, при этом высшим органом управления является общее собрание членов колхоза, а правление, председатель и ревизионная комиссия ему подотчетны.

Высший орган управления колхозом – общее собрание членов колхоза или собрание членов уполномоченных. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим. Только общее собрание вправе решать следующие вопросы:

- Принятие устава, внесение в него изменений и дополнений.

- Избрание органов управления – председателя, правления, ревизионной комиссии.

- Прием в члены кооператива, выход и исключение.

- Принятие локальных нормативных актов.

- Определение размеров вступительных и паевых взносов, порядка распределения доходов, утверждение планов деятельности.

- Реорганизация, прекращение деятельности кооператива [5].

Общее собрание собирается правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Правление должно созвать общее собрание, если этого потребует не менее 1/3 членов колхоза или ревизионная комиссия. Общее собрание вправе решать вопросы, если присутствует не менее 2/3 членов колхоза. Гражданин, работающий по трудовому договору, имеет право совещательного голоса.

Исполнительно-распорядительным органом колхоза является правление, оно осуществляет управление всей организационной, хозяйственной и социальной деятельностью. Правление избирается на 3 года и ежегодно отчитывается перед общим собранием. Заседает правление не реже одного раза в месяц.

Для осуществления контроля за деятельностью должностных лиц, органов управления общим собранием на 3 года избирается ревизионная комиссия, которая ежегодно проводит комплексные ревизионные проверки официальной деятельности. Акты проверки ревизионной комиссии утверждаются общим собранием.

Общее собрание членов колхоза избирает тайным или открытым голосованием (по его усмотрению) из числа членов колхоза сроком на три года председателя колхоза, являющегося одновременно председателем правления колхоза, если иное не установлено Уставом колхоза.

Контракт с руководителем колхоза заключается местным исполнительным и распорядительным органом на срок, определенный уставом колхоза, но не менее одного года после избрания данного руководителя предприятия на эту должность общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза. Контракт подписывается председателем местного исполнительного и распорядительного органа (иным уполномоченным лицом) и руководителем предприятия [3].

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. Субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование"и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.

Под государственным управлением агропромышленного производства, на наш взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности. В такой ситуации председатель колхоза так и останется зависимым скорее не от избирающих его колхозников, а от райисполкома [2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: