МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК НАУКА




В отличие от других методик дошкольного образования рассматриваемая нами методика достаточно молодая, но и она имеет историю своего становления.

На первых этапах своего развития она именовалась «дошкольное природоведение» и представляла собой совокупность практических предписаний для педагога. Она не отделялась от дидактики и рассматривалась как ее прикладная, нормативная часть. Однако развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний способствовало возникновению двух взаимосвязанных процессов:

· с одной стороны, происходило выдвижение возрастной педагогики в русле общей;

· с другой, уточнялись научные статусы специальных методик, осуществлялось выделение их как самостоятельных научных дисциплин.

Становление дошкольных методик происходило постепенно по мере накопления научных данных и педагогических фактов, выявления закономерностей в развитии детей дошкольного возраста.

Проследить путь развития методики экологического образования дошкольников можно, анализируя планы подготовки специалистов дошкольного профиля в вузе.

В учебном плане 1947года дисциплины (современные методики) определялись своеобразно. Указывалась область знаний и их связь с детским садом. Например, в нашем случае методика дошкольного природоведения называлась “природоведение в детском саду”.

Целенаправленному совершенствованию методики способствовала деятельность научных работников, методистов-практиков и воспитателей, уделявших пристальное внимание отбору необходимого естественнонаучного материала, разработке методов и приемов его использования в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Особую роль в развитии методики на этапе обобщения накопленного педагогического опыта, сыграло дополнение ее данными экспериментальных исследований. Так, результаты работы Э.И. Залкинд нашли свое отражение в пособии “Природа в детском саду” (1947г.), по которому на протяжении долгих лет обучались студенты педагогических вузов России.

В учебном плане 1957 года в названиях ряда дисциплин можно увидеть слово “методика”. Среди них появилась и методика ознакомления с природой с биологическим практикумом.

Позднее в плане 1977 года наблюдается очередная трансформация - методика дошкольного природоведения получает название - “Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой”. Подобное название подчеркивает взаимосвязь собственно методической и естественнонаучной подготовки педагогов дошкольного образования. Причем теперь в содержании программы прослеживается не только методическая, но и теоретическая направленность.

Изменение содержания природоведческой работы с детьми, введение новых государственных стандартов образования требовали соответствующей готовности воспитателей к профессиональной деятельности. В связи с этим в учебных планах 1997 - 1998 гг. методика определяется как “Теория и методика экологического воспитания детей”, а с 1999 года - “Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста”.

Выделение методики экологического образования дошкольников как самостоятельной науки объясняется необходимостью изучения содержания, форм и методов эколого-педагогической работы в дошкольных организациях, специфики изменений происходящих в личности ребенка при осознании и освоении естественнонаучных знаний, в процессе взаимодействия с живыми объектами, активной деятельности в природе. Следовательно, основные функции данной методики заключается в изучении особенностей овладения детьми разного возраста биоэкологическими знаниями, формирования у них умений и навыков разумного взаимодействия с природой; научной разработке содержания природоведческих знаний экологического характера для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, методов, форм и условий образовательной работы в ДОО.

Методика экологического образования детей дошкольного возраста дает ответы на следующие вопросы:

ü Зачем нужно знакомить ребенка с миром природы и почему так важно формировать экологическую культуру, начиная с дошкольного возраста?

ü Чему учить - какие естественнонаучные знания, умения и навыки взаимодействия с природой необходимо сформировать у маленьких детей?

ü Как учить, т.е. какие методы и приемы следует использовать в процессе формирования готовности к экологически целесообразному взаимодействию с природой в дошкольном детстве?

ü Почему именно так надо учить - какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы реализации экологического образования дошкольников.

Методика экологического образования детей дошкольного возраста, как и все педагогические науки, призвана совершенствовать педагогический процесс в дошкольных организациях через решение ряда конкретных задач.

Она разрабатывает и одновременно решает следующие задачи:

- определяет задачи и принципы экологического образования дошкольников;

- определяет содержание знаний, умений, навыков, необходимых для воспитания экологически направленной личности;

- разрабатывает формы, методы, приемы использования природы в эколого-образовательной работе;

- определяет оптимальные условия воспитания экологической культуры у детей;

- разрабатывает содержание и методы преподавания дисциплин по методике в учебных заведениях, содержание и методы управления эколого-образовательным процессом в ДОО и департаментах образования.

Методологическую основу методика экологического образования дошкольников составляет философское учение о возможности познания объективно существующих законов природы, положения философии об охране и приумножении ее богатств в интересах человечества; современные научные представления об экологической культуре, необходимости ее формирования у всех членов общества, включая маленьких детей.

Поскольку методика экологического образования детей дошкольного возраста изучает закономерности обучения, воспитания и развития личности ребенка средствами природы теоретической основой изучаемой методики служат положения отечественной педагогики о:

ü роли среды (при этом природа понимается не только как среда, источник существования и развития человека, но и как средство воспитания личности);

ü ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка;

ü роли деятельности в становлении личности ребенка;

ü роли системных знаний в познании детьми окружающего мира.

Методика экологического образования дошкольников как самостоятельная наука занимает определенное место в системе педагогических наук. Научный уровень методики определяется содержательными связями с общей и дошкольной педагогикой, детской психологией, которые вскрывают закономерности развития детей в процессе обучения и воспитания, историей педагогики, методикой развития речи, методикой изобразительной деятельности и др.

В настоящее время методика экологического образования детей дошкольного возраста - развивающаяся наука, поэтому она имеет свою историю и свое будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: