о несчастном случае на производстве 6 глава




Трудоустройство инвалидов в зависимости от характера ограничений в трудовой деятельности в обычных производственных условиях может осуществляться:

- в новой для инвалида профессии с возможностью выполнения работы в полном объеме (с использованием или без использования профессиональных навыков);

- в прежней профессии с уменьшением объема работы (перевод на работу с неполным рабочим временем (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю), на 0,5-0,75 ставки, сокращение функциональных и должностных обязанностей, плановых и производственных заданий, уменьшение норм выработки, освобождение от ночных и вечерних смен, предоставление гибкого графика работы, ограничения в физической и нервно-эмоциональной нагрузке, перевод с конвейерной на индивидуальную форму организации труда и др. ограничения в работе);

- в прежней профессии со снижением квалификации (перевод с работы главного бухгалтера на работу бухгалтера по учету материальных ценностей и т.п.).

2. Специально созданные условия - трудоустройство инвалидов на специально создаваемых для них предприятиях и специальных рабочих местах. Предназначены для трудоустройства инвалидов I и II групп, в исключительных случаях по социальным показаниям наряду с рекомендацией трудоустройства в обычных производственных условиях данная форма организации труда может быть рекомендована инвалидам III группы (предпенсионный и пенсионный возраст, низкий уровень общего образования, семейное положение и др.).

Специально созданные условия - комплекс мероприятий и льгот, обеспечивающих необходимые для инвалида условия и режим труда: значительно сокращенный рабочий день с предоставлением показанных видов труда, льготные нормы выработки, введение дополнительных перерывов, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, систематическое медицинское наблюдение, возможность полностью или частично работать на дому и др. особо оговариваемые специалистами бюро МСЭ особенности в условиях труда.

Трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется:

- на специальных рабочих местах;

- в спеццехах, спецучастках, на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов;

- в надомных условиях;

Специальное рабочее место - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,

Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание - за счет средств работодателей.

В соответствии с «Временными требованиями к специальным рабочим местам инвалидов» (утверждены Минтрудом России в 1993 г.). предусмотрено создание специальных рабочих мест для инвалидов со следующими формами заболеваний: нервно-психические болезни, туберкулез легких, сердечно-сосудистые и др. соматические болезни, болезни органов зрения и органов слуха, опорно-двигательного аппарата.

Специализированное предприятие (цех, участок), применяющее труд инвалидов, - предприятие (цех, участок), независимо от организационно-правовой формы и форм собственности с особой формой организации, условиями и режимов труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство инвалидов в соответствии с их трудовыми возможностями, их полную или частичную профессиональную реабилитацию, имеющие соответствующий статус специализированного предприятия (цеха, участка).

Надомные условия труда - создание специальных условий, обеспечивающих возможность выполнения инвалидами работы на дому. Надомные виды труда могут предоставляться инвалидам как обычными, так и специализированными предприятиями («Положение об условиях труда надомников», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 сентября 1981 года № 275/17-99).

5. Мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалидов (профессиональная информация, профконсультирование, подбор рабочих мест для трудоустройства, содействие в трудоустройстве и др.).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственные функции по трудоустройству инвалидов возложены на органы Федеральной службы занятости населения (районные и городские центры занятости населения, а в их составе -на специализированные подразделения (сектор, группа) или отдельных специалистов по проведению работы с инвалидами).

Данные органы проводят следующие мероприятия по трудоустройству инвалидов:

- информирование инвалидов об услугах, оказываемых службой занятости населения;

- информирование и консультирование обращающихся в службу занятости инвалидов о возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессии;

-оказание персональной помощи инвалидам в подборе подходящей работы, обеспечение контроля за трудоустройством и адаптацией инвалидов;

- направление на переобучение инвалидов, испытывающих затруднения в устройстве на работу, обеспечение контроля за процессом обучения;

- организация трудоустройства инвалидов, оканчивающих учреждения профессионального образования;

- оказание услуг по профессиональной ориентации;

- организация контроля за выполнением работодателями установленной квоты для трудоустройства инвалидов и др.

6. Динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов.

Рациональное трудоустройство – выполнение трудовой деятельности потенциально и реально, обеспечивающей на производстве необходимые условия для достижения социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалида, квалификационный рост, восстановление трудоспособности и закрепление его на производстве.

Критериями рациональности трудового устройства инвалидов 3 группы являются:

· Показанность выполняемой инвалидом работы, оцениваемая соответствием требований профессиональной деятельности состоянию здоровья инвалида, т.е. отсутствием медицинских противопоказаний в работе;

· Пригодность инвалида выполнять работу в полном объеме с достаточной производительностью и качеством, оцениваемая соответствием психофизиологических качеств и способностей инвалида требованием профессиональной деятельности;

· Возможность квалифицированного роста в выполняемой инвалидом профессиональной деятельности, т.е. достижения равноценного с основной профессией инвалида уровня квалификации.

Для оценки рациональности трудоустройства инвалидов 1 и 2 групп достаточно использовать только первый критерий.

Рациональное трудоустройство является важнейшим условием достижения стойкой социально-трудовой адаптации инвалида на производстве.

Социально-трудовая адаптация – процесс приспособления инвалидов к наиболее адекватному и оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью. Процесс приспособления к труду рассматривается с физиологической, профессиональной, психологической и социальной позиций.

Физиологическая составляющая приспособления к труду – процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших затратах организма. Успешность физиологической адаптации к труду оценивается по положительной динамике показателей функционального состояния организма, адекватности функционального напряжения и энергетических затрат организма тяжести и напряженности выполняемого труда, длительности устойчивого периода работоспособности и степени утомления, частоте и длительности заболеваемости с временной утратой трудоспособности и др. по результатам физиологических, психологических и биохимических исследований.

Профессиональная составляющая приспособления к труду – процесс овладения работником необходимыми знаниями, навыками и умениями быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия. Критериями трудовой адаптации являются: выполнение норм выработки, плановых производственных заданий и функциональных обязанностей, квалификационный и служебный рост и др.

Психологическая составляющая приспособления к труду – процесс формирования субъективного отношения работника к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам работника. Критериями успешности психологической адаптации к труду являются: удовлетворенность работой, профессиональное самоопределение, желание продолжить или прекратить работу, характер ощущений в процессе работы и др.

Социальная составляющая приспособления к труду – процесс приспособления работника к правилам и нормам поведения, действующим в конкретном трудовом коллективе, освоение им социально-психологических отношений, понимание и претворение целей и задач трудового коллектива, его традиций, интересов и т.п. Успешность социальной адаптации оценивается состоянием межличностных связей инвалида в трудовом коллективе, участие в общественной жизни и др.

Комплексная оценка успешности социально-трудовой адаптации проводится последовательно по всем ее составляющим приспособления инвалида к труду.

Динамическое наблюдение за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов осуществляется специалистами бюро МСЭ.

Возможны следующие формы динамического наблюдения за рациональностью трудоустройства инвалидов в бюро МСЭ:

- освидетельствование;

- обследование фактического трудоустройства инвалидов на рабочем месте при обследовании предприятия специалистами бюро МСЭ;

- опрос инвалидов о характере трудоустройства и др.

Контроль за трудоустройством, адаптацией и профессиональным обучением инвалидов осуществляется органами службы занятости населения, а также общественными организациями инвалидов.

7. Мероприятия по социально-трудовой адаптации инвалидов на производстве.

Мероприятия, направленные на достижение рационального трудоустройства и успешную социально-трудовую адаптацию инвалидов, осуществляются работодателями, общественными организациями инвалидов, службами социальной поддержки инвалидов, реабилитационными центрами и др. учреждениями в соответствии с ИПР.

К ним относятся:

· Улучшение санитарно-гигиенических условий, тяжести и напряженности труда, рационализация рабочего места, режима труда и отдыха, приспособление технологического процесса и организации труда с учетом особенностей патологии инвалида, перераспределение должностных и функциональных обязанностей и др.;

· Соблюдение трудового законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов, предоставление индивидуальных норм выработки, поэтапное их увеличение по мере роста профессиональной квалификации и др.;

· Оказание помощи в решении семейно-бытовых проблем, лечении, реализации духовных и творческих способностей, материальная и моральная поддержка;

· Оказание помощи и поддержки в нормализации внутри производственных отношений с коллегами по работе, коррекция социально-психологических установок, формирование адекватных форм и способов поведения в трудовом коллективе и др.

Программа социальной реабилитации.

Социальная реабилитация – система социальных, социально-психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Меры социальной реабилитации включают:

· социально-бытовую и средовую адаптацию, в том числе:

· консультирование по вопросам социально-бытовой и средовой адаптации;

· обучение инвалида основным социальным навыкам, в том числе при помощи технических средств реабилитации;

· приспособление бытовых условий к потребностям инвалида;

· обеспечение техническими и иными средствами реабилитации;

· обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации;

· Социально-психологическую помощь и поддержку.

· Физическую реабилитацию.

· Другие виды социальной реабилитации (правовую помощь, обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др.).

· Консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации.

Беседа с инвалидом. Выяснение потребностей, получение представлений о полной информации по видам и формам социальной помощи и услуг, оказываемых на территории административного района проживания инвалида.

Выполняют: специалисты по социальной работе бюро МСЭ, социальные работники территориальных органов и учреждений социальной защиты населения.

· Обучение социальным навыкам.

· Восстановление, развитие и формирование у инвалида повседневных навыков передвижения, самообслуживания, нарушенных или затрудненных в результате нарушения функций путем формирования нового стереотипа их выполнения за счет других сохранившихся функций на основе упражнения, тренировки, повторения и др. обучающих средств и технологий.

· Выполняют: детские и взрослые реабилитационные центры, специализированные дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания и т.п.

 

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами и иными средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, Фонда социального страхования РФ.

Предусмотренные ИПР инвалидов технических и иные средства реабилитации, предоставленные им за счет средств указанных источников, передаются инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические и иные средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных, не запрещенных законам источников.

Технические и иные средства реабилитации инвалидов предоставляются инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Тифло - и судотехника.

Тифлотехнические средства: оптические средства для коррекции зрения, средства для ориентации в пространстве (трости, фотоэлектрический щуп, ультразвуковые локаторы и сигнализаторы), средства для чтения и письма (приборы для чтения и письма по системе Брайля, пишущие машинки, специальные чертежные приборы, измерительные приборы, вычислительные аппараты и т.п.), бытовые средства (дозаторы, приспособления для шитья, Брайчевские часы и т.п.).

Сурдотехнические средства: вибрационные, сигнализаторы, усиливающие средства связи и передачи информации, декоры к телевизорам, телефонные аппараты (с усилителями, с бегущей строкой и т.п.)

Обеспечение осуществляют: сурдологические центры, правления ВОС и ВОГ, общество инвалидов, территориальные органы социальной защиты населения.

1.5. Обучение инвалидов пользования техническими средствами реабилитации.

Выполняют: реабилитационные центры, сурдологические центры, центры восстановления при ВОС и ВОГ, общественные организации инвалидов, территориальные органы социальной защиты населения.

 

2. Оказание социально-психологической помощи:

- психологическое консультирование;

- психокоррекции установок, мотивов, поведения и т.п.;

- психологический тренинг;

- обучение членов семьи общению с инвалидом;

- психокоррекции семейно-бытовых взаимоотношений и др. Выполняют: бюро МСЭ, территориальные центры социальной реабилитации инвалидов, территориальные центы социального обслуживания.

3. Физическая реабилитация:

- ориентация на занятии возможными видами спорта;

- обучение навыкам и техническим элементам в доступных видах спорта;

- помощь по вступлению в общие и специализированные спортивные клубы и общества;

- обучение навыкам проведения отдыха и досуга, участию в детских трах и др.

Выполняют: специалисты бюро МСЭ, территориальные спортивные комитеты, спортивные школы, клубы и общества, территориальные центры социального обслуживания и т.п.

4. Другие виды социальной реабилитации:

- помещение в дом-интернат (специализированный или общего типа, приют, детские дома т.д.);

- направление в реабилитационные центры (детские, взрослые);

- направление в общественные организации инвалидов;

- правовая помощь;

- обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др. Выполняют: территориальные органы социальной защиты населения.

 

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида.

 

Заключение о выполнении ИПР выносит реабилитолог-экспер при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического наблюдения в бюро МСЭ, однако не позднее, чем через год после выдачи ИПР на руки инвалиду.

Оценка результатов реализации ИПР проводится:

1. По полноте ее выполнения:

- выполнена полностью, если все намеченные мероприятия программы выполнены полностью (указывается срок выполнения - число, месяц, год);

- выполнена частично - указать процент выполненных мероприятий к запланированным по всем разделам ИПР;

• не выполнена - указать причины невыполнения {отказ инвалида, отказ предприятия, учреждения или организации, ответственных за реализацию реабилитационных мероприятий, отсутствие финансирования реабилитационных мероприятий и др.).

2. По достигнутым результатам выполнения программ медицинской; профессиональной и социальной реабилитации (подчеркнуть указанные в тексте «Заключения» достигнутые результаты).

3. По динамике инвалидности:

- инвалидность не установлена (полная реабилитация),

- установлена менее тяжелая группа инвалидности (частичная реабилитация);

- группа инвалидности осталась без изменений (стабильная инвалидность);

- установлена более тяжелая Грунт инвалидности (утяжеление инвалидности).

4. По степени соответствия достигнутых результатов реабилитационному потенциалу инвалида:

- реабилитационный потенциал реализован полностью (высокая эффективность от реализации ИПР);

- реабилитационный потенциал реализован частично (удовлетворительная эффективность от реализации ИПР);

- реабилитационный потенциал не реализован (отсутствие эффективности от реализации ИПР).

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается руководителем бюро МСЭ (ставятся подпись, печать и дата утверждения заключения).

 

Приложение 1

ТАБЛИЦА для определения массы тела (ИМ Г) I» зависимости от роста

 

Рост 1кмспгт. Здоровый «Слегка» Избыточный Ожирение
    вес и:>быт. асе вес  
см. КГ. КГ. м кг. КГ.
    42-53 53-57 57-63  
    44-55 55-59 59-66  
    45-54 56-61 61-68  
    46-58 58-62 62-69  
    48-60 60-65 65-72  
    50-62 62-67 67-75  
    51-64 64-69 69-77  
    53-66 66-71 71-79  
    55-68 68-74 74-82  
    57-7! 71-76 76-85  
    58-72 72-78 78-87  
    59-74 74-80 80-89  
  о2 62-77 77-83 83-92  
    63-78 78-86 86-94  
    65-81 81-87 87-97  
    67-84 84-90 90-100  
    69-86 86-92 92-103  
    71-88 88-95 95-106  
    72-90 90-98 98-108  
    75-93 93-101 101-112  

 

Приложение 2

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧВСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧВСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Аа — Анализатор зрительный
Ао — Анализатор слуховой
э — Эмоции
До — движения общие
Др — движения руки
Ра — речь активная
Рп — речевое понимание
И — Навыки

10 дней — Аа - удерживает я поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Ао - вздрагивает и мигает при резком звуке

20 дней — Аа - удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

I месяц — Аа «кратковременная фиксация взгляда на ярком, плавно следит за движущимся предметом

Ао - вздрагивает при резком звуке, прислушивается к голосу взрослого

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого

До - пытается поднимать и держать голову лежа на животе

2 месяца — Аа - длительно следит за движением и игрушкой (до 1 метра)

Ао - прислушивается (ищущие повороты головы при длительном звуке)

Э - улыбается в ответ на речь

До - держит голову, находясь в вертикальном положении, лежа на животе, непродолжительно держит голову

Ра - произносит отдельные звуки

З месяца — Аа - фиксирует взгляд на неподвижном предмете в любом положении. Зрительное сосредоточение.

Ло - слуховая сосредоточенность

Э - звуки + движение +улыбка (локомоция) комплекс оживления, а ответ на общение с ним

До - держит голову лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья, есть упор ног при поддержке за подмышки

Др - случайно наталкиваете на висящую над ним игрушку

Ра - гудит

4 месяца — Аа - узнает мать (радуется)

Ао - поворачивает голову на звук, находит глазами невидимый источник звука

Э - громко смеется в ответ на общение

До - то же что и в Э + поворот со спины на живот

Др - «захватывает игрушки

Ра - длительно гудит

Н - придерживает бутылочку, грудь матери при кормлении

5 месяц — Аа - отличает чужих и своих (по разному реагирует)

Ао - различает интонации, узнает голос матери

До - стоит, не сгибая ног при поддержке, переворачивается со спины на живот

Ра - длительно, громко, певуче гудит

Др - захватывает, удерживает подолгу и играет игрушкой, берет игрушку из рук взрослого

И - ест густую пищу с ложки

6 месяцев — До «поворот с живота на спину, подползает, сидит

Др - берет игрушки из любого положения, подолгу ими

занимается, перекладывает из рук в руку

Ра - первые отдельные слоги (начало лепета)

И - хорошо ест с ложки, снимая, пишу губами с ложки

7 месяц — До - хорошо ползает в разных направлениях

Др - перекладывает игрушку из руки в руку, игрушкой стучит, размахивает, бросает

Ра - слоги (денет), подолгу лепечет

Рп - на вопрос «где?» находит знакомый предмет

8 месяц — До - сам садится, сидит, ложится, встает, ходит (переступая)

Др - занимается игрушками подолгу и разнообразно, подражает действиям взрослого (катает, стучит...)

Ра - громко повторяет слоги

Рп - но просьбе повторяет ранее разученные, «ладушки», «до свидания», «дай ручку»

Н - сам ест сухарик, корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяц — До - ходит за руки, может, придерживаясь переходить от пред-

мета к предмету

Др - действует с предметами по их предназначению

Ра - подражает взрослым, повторяя за ними слоги, имеющиеся в его лепете

Рп - «знает свое имя, находит по просьбе предметы, независимо от их местоположения

Н - «хорошо умеет пить из чашки, спокойно относится к процессу высаживания на горшок

10 месяц — До - влезает и входит на невысокую поверхность и затем спускается оттуда

Др - открывает, закрывает, вынимает, вкладывает

Ра - подражает взрослым, повторяя за ними слоги, которых

еще не было в его лепете

Ри - знает название частей тела, дает предмет по просьбе

Н - закрепляются умения 9 месяца

11 месяц - До - стоит самостоятельно, ходит при поддержке за I руку

Др - складывает кубики, пирамидку, выполняет действия со слов взрослого

Ра - произносит первые слова обозначения (дай, на, ав, па, ба, и т.д.)

Ри - первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе находит любые мячи, машинки, часики), знает элементы требования

Н - пьет из чашки

12 месяц — До - ходит самостоятельно, без опоры

Ра - знает 10 слов, легко подражает новым слогам

Ри - выполняет требования и поручения (найди, подай, принеси, положи на место, НЕЛЬЗЯ), знает многие названия

Н - сам берет чашку, сам пьет, сам стает на стол

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

I год — I год 3 месяца

Сенсорное развитие (С) — играя, различает 2 разных по величине предмета (например,2 куба)

Общее движение (ДО)) — ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется)

Игра (И) — умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду)

Речь активная (РА) — пользуется лепетом и облегченными словами

(машииа-«би-би», собака-«ав-ав»

Речепонимание (РП) — значительно увеличивается запас понимаемых слов

Навыки (II) — самостоятельно ест густую пишу ложкой

I год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Сенсорное развитие (С) — из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (к кубику кубик)

Общие движения (ДО) — движения более координированные — перешагивает через препятствие приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу)

Игра (И) — умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.)

Речь активная (РА) — в момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы

Речепонимание (РП) — находит по слову среди нескольких внешне схожих предметов — два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине

Навыки (Н) — самостоятельно ест жидкую пишу ложкой

I год 6 месяцев — I год 9 месяцев

Сенсорное развитие (С) — играя, различает три разных по величине предметов (например, 3 куба)

Общие движения (ДО) — умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см.

на высоте от пола 15-20 см

Игра (И) — строит «ворота», «скамейку», «домик»

Речь активная (РА) — пользуется двухсловными предложениями

Речепонимание (РП) — отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок

Навыки (Н) — умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослых

1 год 9 месяцев — 2 года

Сенсорное развитие (С) — подбирает по образу по просьбе 3-4 конкретных цвета

Общие движения (ДО) — перешагивает через препятствия чередующимся

шагом

Игра (И) — воспроизводит несколько последовательных действий, т.е. начало сюжета

Речь активная (РА) — в общении пользуется двухсловными предложениями, местоимениями

Речепонимание (РП) — понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

Навыки (И) — частично надевает одежду, с небольшой помощью взрослого

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

2 - 2,5 года Раг — (грамматика) говорит многословными предложениями

Раз — (вопросы) появляются вопросы «где?» и «куда?»

Сф — (форма) по образу подбирает геометрические фигуры из различного материала



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: