Международные правительственные организации.




Лекция 1. Понятие международных организаций и конференций, их классификация

План:

Основные признаки международных организаций.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные правительственные организации.

Международные организации – международные объединения межгосударственного или негосударственного характера; которые созданы в с целью сотрудничества в определенной сфере (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), обладают необходимой системой постоянно действующих органов, а также имеют специфические политико-организационные нормы (устав, процедура, членство, порядок принятия решений).

1. Основные признаки международных организаций. Любая организация, чтобы быть признанной международной, должна обладать, по крайней мере, шестью признаками:

1) Создается в соответствии с международным правом. В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

2) Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

3) Создается на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.

4) Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ВТО), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

5) Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

6) Наличие прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

7) Членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Содружество Независимых Государств). Главой VIII Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. Региональные международные организации не имеют права прибегать к принудительным мерам против какого-либо государства по своему усмотрению под каким-либо предлогом без поручения Совета Безопасности.

Международные организации делятся на межправительственные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО). Кроме того, неправительственными акторами в современных МО являются транснациональные корпорации (ТНК) и внутригосударственные регионы.

2.Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. МНО на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

МНПО исключительно разнообразны. Это гуманитарные организации (Международный Красный Крест), религиозные (Всемирный Совет Церквей), профессиональные (Международная организация журналистов), спортивные (Международный Олимпийский комитет) и др. МНПО способны оказывать существенное влияние на общественное мнение и могут выступать как значимая политическая сила.

ТНК, в отличие от других негосударственных акторов, имеют главной целью извлечение прибыли и поэтому их деятельность на международной арене особенно противоречива. С одной стороны, она ведёт к развитию мировой торговли и экономики развивающихся стран, что объективно способствует распространению демократических процессов, уменьшению разрыва между «Севером» и «Югом». ТНК заинтересованы в стабильности и бесконфликтности международных отношений, поддерживают внедрение процедур мирного разрешения кофликтных ситуаций.

3.Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения. Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус.

Для решения политических, экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией (Мюнхенская, московская конференции по безопасности, международная конференция по безопасности в Азии " Шангри - Ла Диалог" ). Многосторонние межправительственные конференции и другие форумы, созываются на регулярной основе (сессии универсальных и региональных организаций). Вырабатываются правила процедуры, особенности проведения работы, формируются руководящие и координирующие органы.

Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений.

Помимо международных организаций существуют международные параорганизации (клубы, например – «Большая Восьмерка», «Группа двадцати», БРИКС). Они, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и прочего.

Негосударственные параорганизации − неформальные регулярные площадки для встречи ведущих политиков, государственных деятелей, бизнесменов и ученых с мировым именем: Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Римский клуб, Лондонский клуб. По компетенции различают секторальные клубы и клубы общей компетенции. Существует также особый тип параорганизаций − международные регулярные форумы неправительственного характера, специализирующиеся в сфере экономики. К ним относится, например, Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе.

 

 

Рекомендованные источники:

1. Международные организации и урегулирование конфликтов: Учебное пособие / Отв. редакторы Т. А. Закаурцева, Т. В. Каширина. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 188 с.

2. Сайт ООН https://www.un.org

3. Устав ООН: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vi/index.html

4. История создания Организации Объединенных Наций: разработка текста Устава Организации Объединенных Наций (1944-1945) / С.Б. Крылов; ред. Г.И. Тункин. – М.: МГИМО-Университет, 1960. – 343 с.

5. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право: новые тенденции в международно-правовом регулировании. – М.: Наука, 1998. – 270 с.

6. ООН и современные международные отношения. - М.: Наука, 1986. – 288 с.

7. ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира: международно-правовые проблемы / В. И. Попов, В. Л. Исраэлян, А. С. Бахов и др. – М.: «Международные отношения», 1980. – 261 с.

8. ООН. Итоги, тенденции, перспективы (к 25 - летию ООН). - М.: «Международные отношения», 1970. – 544 с.

9. Улахович В. Е. Международные организации: справочник пособие. – М.: АСТ, 2005. – 397 с.

10. Федоров В. Н. ООН и проблемы войны и мира. – М.: «Международные отношения», 1988. – 260 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: