Группа 1И9
Фамилия Имя Отчество: ________________________________________________________________
Учебная дисциплина: ОУДБ. 10 Биология Дата: 30.04.2020г. Номер занятия: 15
Дата сдачи: 30.04.2020г. (до20.00)
Обязательная часть
Тема: «Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой».
Задание № 1. Составить конспект.
Источник информации: презентация ( занятие №15)
Задание № 2. Работа с учебным материалом: Прочитать: гл. 6 § 6.1-6.3 с. 254-274.
Литература: Л-1. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: М., Академия 2018
Задание № 3. Работа с учебным материалом: письменно ответить на вопросы 1-4 с.296.
Литература: Л-1. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: М., Академия 2018 или другой доступный источник информации.
1. Охарактеризуйте видовую и пространственную структуру биоценоза.
2. Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?
3. Чем отличается биогеоценоз от экосистемы?
4. Чем отличается агроэкосистема от естественной экосистемы?
Дополнительная часть
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 « Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы».
Задание № 1. Работа с учебным материалом: глава 6 § 6.3.1 - 6.3.2 с. 274-282; ответить на вопросы 5-8 с. 282.
Литература: Л-1. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: М., Академия 2018 или другой доступный источник информации.
5. Какова причина смены биоценозов и как она осуществляется?
6. Охарактеризуйте две основные формы механизмов внутрипопуляционной регуляции. Приведите примеры.
|
7. Перечислите формы взаимоотношений между организмами.
8. Дайте определение хищничества и паразитизма. Приведите примеры из животного и растительного мира.
Задание № 2. Подготовьте творческую работу (не более двух страниц А-4 14 шрифтом или 4 страницы рукописного текста) или видеопрезентацию (7-15 слайдов) по теме (тема по выбору):
· Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
· Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
.
- Работу желательно отправлять в печатном варианте (шрифт Times New Roman, 12 или 14; подстрочные и надстрочные знаки должны быть использованы), строго соблюдая методические указания на почту I9SemenovaElena@yandex.ru (За неотредактированные работы больше отметки «3» получить нельзя.)
- Рукописные работы писать через строчку разборчивым почерком, строго соблюдая методические указания, отправлять на почту I9SemenovaElena@yandex.ru
Образец оформления работы для студентов
Группа 1И9
Фамилия Имя Отчество: ________________________________________________________________
Учебная дисциплина: ОУДБ. 10 Биология Дата: 16.05.2020г. Номер занятия: 16
Дата сдачи: 16.05.2020г. (до20.00)
Обязательная часть
Практическая работа № 3
Тема: «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)».
Учебная цель: Выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Задание практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме «Основы экологии».
|
2. Ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Своеобразный тип экосистем представляют агроэкосистемы.
Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы) создаются человеком для получения высокочистой продукции автотрофов (урожая), отличающейся от природных рядом особенностей:
§ В них резко снижено разнообразие организмов.
§ Виды, культивируемые человеком, поддерживаются искусственным отбором в состоянии, далеком от первоначального, и не могут выдерживать борьбу за существование с дикими видами без поддержки человека.
§ Агроэкосистемы получают дополнительный поток энергии, кроме солнечной, благодаря деятельности людей, животных и механизмов, обеспечивающих необходимые условия роста культивируемых видов. Чистая первичная продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в цепи питания.
Искусственная регуляция численности вредителей — по большей части необходимое условие поддержания агроэкосистем. Поэтому в сельскохозяйственной практике применяют мощные средства подавления численности нежелательных видов: ядохимикаты, гербициды и т.д. Экологические последствия этих действий приводят, однако, к ряду нежелательных эффектов, кроме тех, для которых они применяются.
В отношении к сообществам, складывающимся в агроэкосистемах, постепенно меняются акценты в связи с общим развитием экологических знаний. На смену представлениям об обрывочности, осколочности ценотических связей и предельной упрощенности агроценозов возникает понимание их сложной системной организации, где человек существенно влияет лишь на отдельные звенья, а вся система продолжает развиваться по естественным, природным законам.
|
С экологических позиций крайне опасно упрощать природное окружение человека, превращая весь ландшафт в агрохозяйственный. Основная стратегия создания высокопродуктивного и устойчивого ландшафта должна заключаться в сохранении и умножении его многообразия.
Наряду с поддержанием высокопродуктивных полей следует особенно заботиться о сохранении заповедных территорий, не подвергающихся антропогенному воздействию. Заповедники с богатым видовым разнообразием являются источником видов для восстанавливающихся в сукцессионных рядах сообществ.
Экосистемы – исторически сложившееся в биосфере и на той или иной территории открытые,
но целостные и устойчивые системы живых организмов.
Агроэкосистемы – вторичные измененные человеком биогеоценозы, основу которых составляют искусственно созданные биотические сообщества, объединяемые видами живых организмов.
Особенность агросистем в отличии от экосистем их неусточивость то есть к способности саморегуляции. Без участия человека они превращаются в естественные биогеоценозы: орошаемые земли в болота лесопосадки – в лес и т.д.
Уязвимость экосистем - неспособность экосистем противостоять вредным внешним
воздействиям.
Устойчивость экосистем – это способность экосистем сохранять структуру и нормальное функционирование при изменениях экологических факторов.
В процессе круговорота веществ в естественных экосистемах увеличивается разнообразие веществ, повышается устойчивость биологических систем, поддерживаются их равновесие, сбалансированность и происходит саморегулирование. Экосистема поддерживается в состоянии динамического авновесия, обеспечивается ее гомеостаз и устойчивость. При замене природных
экосистем агроэкосистемами у последних формируется новые специфические черты.
Агроэкосистемы это «сверхсистемы» включающие экологические, экономические и социальные компоненты. Агроэкосистемы это особый случай экосистемы в которой количество чистой продукции превышает обычный уровень стабильность ее поддерживается за счет дополнительной энергии. Структуру и функционирование ее регулируют с помощью дополнительного введения вещества (удобрения, пестициды, мелиоранты) и енергией для поддержания оптимальной и стабильной продуктивности выращиваемых культур и предотвращения загрязнения ОС.
Природные экосистемы в отличие от агроэкосистем это совокупность живых организмов в неорганической среде которые занимая определенное пространство связанны между собой обменом вещества и энергии и способные к саморегуляции, необходимым условием устойчивости является ограничение притока питательных веществ в экосистему и количество этих веществ образующихся непосредственно в экосистеме. разработка, совершенствование и соблюдение экологических нормативов, стандартов,
Агроэкосистема (от греч. agros — поле) — биотическое сообщество, созданное и регулярно поддерживаемое человеком с целью получения сельскохозяйственной продукции. Обычно включает совокупность организмов, обитающих на землях сельхозпользования.
К агроэкосистемам относят поля, сады, огороды, виноградники, крупные животноводческие комплексы с прилегающими искусственными пастбищами. Характерная особенность агроэкосистем — малая экологическая надежность, но высокая урожайность одного (нескольких) видов или сортов культивируемых растений или животных. Главное их отличие от естественных экосистем — упрощенная структура и обедненный видовой состав.
Агроэкосистемы отличаются от естественных экосистем рядом особенностей.
Разнообразие живых организмов в них резко снижено для получения максимально высокой продукции. На ржаном или пшеничном поле кроме злаковой монокультуры можно встретить разве что несколько видов сорняков. На естественном лугу биологическое разнообразие значительно выше, но биологическая продуктивность во много раз уступает засеянному полю.
Виды сельскохозяйственных растений и животных в агроэкосистемах получены в результате действия искусственного, а не естественного отбора. В результате происходит резкое сужение генетической базы сельскохозяйственных культур, которые крайне чувствительны к массовому размножению вредителей и болезням.
В естественных биоценозах первичная продукция растений потребляется в многочисленных цепях питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания. Агроэкосистемы более открыты, из них вещество и энергия изымаются с урожаем, животноводческой продукцией, а также в результате разрушения почв.
В связи с постоянным изъятием урожая и нарушением процессов почвообразования, при длительном выращивании монокультуры на культурных землях постепенно происходит снижение плодородия почв. Данное положение в экологии называется законом убывающего плодородия. Таким образом, для расчетливого и рационального ведения сельского хозяйства необходимо учитывать обеднение почвенных ресурсов и сохранять плодородие почв с помощью улучшенной агротехники, рационального севооборота и других приемов.
Смена растительного покрова в агроэкосистемах происходит не естественным путем, а по воле человека, что не всегда хорошо отражается на качестве входящих в нее абиотических факторов. Особенно это касается почвенного плодородия.
Главное отличие агроэкосистемы от природных экосистем — получение дополнительной энергии для нормального функционирования. Под дополнительной понимается любой тип энергии, привносимой в агроэкосистемы. Это может быть мускульная сила человека или животных, различные виды горючего для работы сельскохозяйственных машин, удобрения, пестициды, ядохимикаты, дополнительное освещение и т.д. В понятие «дополнительная энергия» входят также новые породы домашних животных и сорта культурных растений, внедряемые в структуру агроэкосистем.
Все искусственно создаваемые в сельскохозяйственной практике агроэкосистемы полей, садов, пастбищных лугов, огородов, теплиц представляют собой системы, специально поддерживаемые человеком. В агроэкосистемах используется их свойство производить чистую продукцию, так как все конкурентные воздействия на культивируемые растения со стороны сорняков сдерживаются агротехническими мероприятиями, а формирование пищевых цепей за счет вредителей пресекается с помощью различных мер, например химической и биологической борьбы.
Какие признаки экосистемы считаются устойчивыми? Прежде всего это сложная, полидоминантная структура, включающая максимально возможное при данных условиях число видов и популяций. Второй признак — максимальная биомасса. И последнее — относительное равновесие между приходом и расходом энергии. Несомненно, что в таких экосистемах наблюдается наименьший уровень продуктивности: биомасса большая, а продуктивность низкая. Это связано с тем, что основная часть поступающей в экосистему энергии идет на поддержание процессов жизнедеятельности.
Следует отметить, что агроэкосистемы — крайне неустойчивые сообщества. Они не способны к самовосстановлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели от массового размножения вредителей или болезней. Для их поддержания необходима постоянная деятельность людей.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:
1. Дать определение понятиям: агроэкосистема, биоценоз, естественная экосистема, искусственная экосистема, уязвимость экосистемы, устойчивость экосистемы.
2. Приведите примеры естественных экосистем.
3. Приведите примеры искусственных экосистем.
Задания для практической работы:
Задание 1. Изучить природную и агроэкосистему в данной местности дать им оценку.
1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные экосистемы и агроэкосистемы.
Движущие силы | Природная экосистема | Агроэкосистема |
Естественный отбор | ||
Искусственный отбор |
· Действует на экосистему;
· Не действует на экосистему;
· Действие направленно на достижение максимальной продуктивности;
· Действие на экосистему минимально.
Задание 2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.
Природная экосистема | Агроэкосистема | |
Видовой состав | ||
Продуктивность |
· Меньше;
· Больше.
Задание 3. Сравнить природную экосистему и агроэкосистему, выбирая правильные характеристики
из предложенных вариантов.
Общие характеристики | Характерно только природной экосистема | Характерно только для агроэкосистемы |
ü Наличие в цепях питания редуцентов;
ü Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека;
ü Наличие в цепях питания продуцентов;
ü Наличие в цепях питания консументов;
ü Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком;
ü Основной источник энергии – Солнце;
ü Обязательным элементом цепей питания является человек;
ü Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека;
ü Человек слабо влияет на круговорот веществ;
ü Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы;
ü Характеризуется многообразие экологических ниш;
Задание 4. Сделайте вывод о сходстве и различии природных экосистем и агроэкосистем.
Дополнительная часть
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 « Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера».
Задание. Подготовьте творческую работу (не более двух страниц А-4 14 шрифтом или 4 страницы рукописного текста) или видеопрезентацию (7-15 слайдов) по теме (тема по выбору):
· Правила поведения людей в окружающей природной среде.
· Бережное отношение к биологическим объектам и их охрана.
- Работу желательно отправлять в печатном варианте (шрифт Times New Roman, 12 или 14; подстрочные и надстрочные знаки должны быть использованы), строго соблюдая методические указания на почту I9SemenovaElena@yandex.ru (За неотредактированные работы больше отметки «3» получить нельзя.)
- Рукописные работы писать через строчку разборчивым почерком, строго соблюдая методические указания, отправлять на почту I9SemenovaElena@yandex.ru