Правовые средства, непосредственно направленные на достижение цели института несостоятельности (банкротства) юридического лица




 

Основным правовым средством, направленным на вывод должника из кризисной ситуации, является назначение арбитражного управляющего (ст. ст. 65, 80, 96, 127 Закона о несостоятельности). Оно применяется во всех процедурах банкротства, однако объём предоставленных управляющему полномочий, как отмечалось, различный. В период наблюдения и финансового оздоровления он оказывает должнику больше консультационную помощь, связанную с выходом из кризиса, а также осуществляет контроль за тем, чтобы действия должника не наносили вреда его делам и не ущемляли интересы кредиторов.

Во внешнем управлении и конкурсном производстве управляющий принимает имущество должника в управление с тем, чтобы непосредственно применить свои профессиональные знания для разрешения кризиса.

Для наиболее полного и правильного исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей он имеет право привлекать на договорной основе различных специалистов с оплатой их деятельности за счет средств должника (абз. б п. 3 ст. 24 Закона о несостоятельности). В ходе конкурсного производства управляющий должен привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника (абз. 3 п. 2 ст. 129 Закона о несостоятельности). В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий наделён полномочием привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов (п. 3 ст. 131 Закона о несостоятельности). Все эти меры должны способствовать оказанию должнику как можно более квалифицированной помощи, а также защите интересов кредиторов.

Правовым средством, способствующим реабилитации должника, является составление плана финансового оздоровления и плана внешнего управления (ст. 84 Закона о несостоятельности). В плане финансового оздоровления указываются те конкретные мероприятия, которые должны помочь должнику восстановить платёжеспособность и удовлетворить в полном объёме требования кредиторов, то есть достичь цели финансового оздоровления. График погашения задолженности подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. В соответствии с п. 2 ст. 84 Закона о несостоятельности график оформляет одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные сроки. Он должен предусматривать погашение всех требований, включённых в реестр. Учёные специально отмечают то, что в случае наличия противоречий между планом финансового оздоровления (графиком погашения задолженности) и иными документами должника приоритет имеют план и график, а в случае противоречий между планом и графиком приоритет имеет последний, так как он является более конкретным документом.[85]

В отличие от плана финансового оздоровления, план внешнего управления[86] составляется арбитражным управляющим и уже после того, как внешнее управление в отношении должника введено. План внешнего управления должен быть подготовлен управляющим не позднее одного месяца с момента его назначения. В отличие от предыдущего закона, Закон о несостоятельности в ст. 109 содержит перечень вопросов, которые должен содержать план внешнего управления (причём он не является исчерпывающим). План внешнего управления может содержать какие-то ограничения для внешнего управляющего или, наоборот, предоставлять ему дополнительные полномочия. Тот факт, что план внешнего управления должен быть утверждён собранием кредиторов, говорит о его договорной природе.[87] Утверждение плана внешнего управления кредиторами целесообразно прежде всего потому, что они во время реализации данной процедуры значительно ограничивают свои права по отношению к должнику. Поэтому кредиторы не просто имеют право знать, что управляющий намерен делать для вывода должника из кризиса, но и активно участвовать в формировании перечня тех мероприятий, которые будут способствовать восстановлению платёжеспособности должника.

В случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности административный управляющий обязан требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения (абз. 9 п. 3 ст. 83 Закона о несостоятельности). Лица, предоставившие обеспечение, исполняют обязательства должника путём перечисления денежных средств на расчётный счёт должника, а не кредиторов (ст. 89 Закона о несостоятельности). Если средств, предоставленных должнику, хватило для удовлетворения всех требований кредиторов, то дело о банкротстве прекращается, а лица, предоставившие должнику средства, имеют право заявить соответствующие требования уже вне рамок процесса банкротства (ст. 90 Закона о несостоятельности).

В случае, если в ходе финансового оздоровления лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, удовлетворены требования кредиторов, при введении последующих процедур банкротства требования указанных лиц подлежат включению в реестр требований кредиторов как требования конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 90 Закона о несостоятельности). Указанная норма играет очень большую роль, так как она содержит специальное правило в отношении лиц, предоставивших обеспечение и становящихся кредиторами должника в деле банкротства. В общем порядке данные лица являются кредиторами по текущим обязательствам, однако суть финансового оздоровления состоит в том, что права должника ограничиваются Законом о несостоятельности в небольшой степени, но с условием, что другие лица (учредители, участники, третьи лица) принимают на себя часть ответственности за действия должника, то есть разделяют с ним риск недостижения цели финансового оздоровления. Поэтому оправдана позиция Закона о несостоятельности, в соответствии с которой данные лица становятся кредиторами третьей очереди[88].

Перечень правовых средств, которые могут использоваться должником (внешним управляющим) для достижения цели внешнего управления, определяется Законом о несостоятельности (ст. 109 Закона о несостоятельности), но не является исчерпывающим. Закон о несостоятельности в отличие от многих западных стран, а также стран СНГ и Балтии уделяет значительное внимание вопросам регулирования мер, которые направлены на восстановление платёжеспособности должника. Рассматриваемую группу правовых средств условно можно разделить на подгруппы: правовые средства, направленные на изменение хозяйственной деятельности должника; направленные «на изменение структуры корпоративного управления должника»;[89] направленные на реализацию активов должника и др.

Применение данных правовых средств основано, прежде всего, на закреплении Законом о несостоятельности права органов управления должника принимать решения об их реализации. Это положение является существенной новеллой Закона о несостоятельности, которая обеспечивает не только права должника и кредиторов, но и учредителей (участников) должника. Такой подход законодателя можно приветствовать, поскольку он позволяет избежать явного передела собственности при банкротстве. Возможность принимать органами управления должника решения по отдельным вопросам называется еще «сохраненной компетенцией».[90]

Полномочия органов управления должника, которые сохраняются за ними можно условно дифференцировать на несколько групп.

К первой группе относятся полномочия, связанные с реализацией ряда правовых средств, направленных на восстановление платёжеспособности должника. К ним относится принятие решений: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций и т.д. (п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности). Таким образом, мы видим, что Закон о несостоятельности в большей степени стал учитывать интересы должника, его учредителей (участников) и создал необходимые гарантии того, что результатом процесса банкротства не станет переход бизнеса, в общем-то успешного должника в руки недобросовестных лиц.

Во вторую группу выделяют полномочия на принятие решений о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника (абз. 10 п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности).[91]

Погашение предоставленных кредитов, скорее всего, будет осуществляться уже после окончания внешнего управления (после закрытия дела о несостоятельности), соответственно оно будет проводиться не внешним управляющим, а новым руководителем должника, назначенным соответствующим уполномоченным органом (собранием участников, наблюдательным советом и т.д.). Поэтому целесообразно предоставить возможность согласовывать условия кредитных договоров именно тем лицам, которые и будут в последующем отвечать за их исполнение.

Необходимо отметить, что Закон о несостоятельности обошёл своим вниманием собственника имущества должника - унитарного предприятия. В соответствии си. 2 ст. 123 Закона о несостоятельности полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются лишь в случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов. Однако в указанной ситуации получается, что права публичного собственника значительно ущемляются по сравнению с правами учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, что не может быть оправдано с точки зрения конкурсного права. Более того, права государственной и муниципальной собственности на имущество унитарного предприятия не прекращаются с введением внешнего управления. Поэтому представляется, что положения п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности можно и нужно распространять на собственника имущества должника - унитарного предприятия с учётом особенностей его статуса (отсутствия акций и т.д.).[92]

В связи с тем, что органы должника продолжают осуществлять часть своих полномочий, кредиторы вынуждены действовать совместно с ними, хотя они (кредиторы) и доминируют при принятии решений.

Правовые средства, направленные на изменение хозяйственной деятельности должника, должны, по нашему мнению, рассматриваться как основные. Именно они очень часто позволяют выйти из кризиса в тех случаях, когда он был вызван экономическими причинами. Вопросы перепрофилирования производства, закрытия нерентабельных производства, перехода на выпуск новой продукции, отказа от старых и развития отношений с новыми поставщиками в обязательном порядке должны решаться внешним управляющим, но носят они в большей степени экономический характер, поэтому при их реализации управляющий руководствуется общегражданскими нормами. Использование правовых средств этой группы позволяет с наименьшими потерями для должника и кредиторов выйти из кризиса. Но не всегда осуществление обычной хозяйственной деятельности, особенно после проведения финансового оздоровления, способно разрешить ситуацию вокруг должника. Поэтому Закон о несостоятельности предусматривает дополнительные специальные средства, помогающие достичь цели внешнего управления.

Правовые средства, связанные с изменением структуры корпоративного управления, являются наиболее «болезненными» для учредителей (участников) должника. Зачастую именно они используются недобросовестными лицами для «перехвата» управления должником, часто только для этого возбуждается дело о банкротстве. При их осуществлении должны в равной степени учитываться и интересы кредиторов, и интересы учредителей (участников) должника, которые готовы отказаться от части влияния на бизнес с целью его сохранения. К таким средствам относятся дополнительная эмиссия акций (ст. 114 Закона о несостоятельности) и замещение активов должника (ст. 115 Закона о несостоятельности).

Правовым средством, связанным с изменением структуры управления юридическим лицом, является замещение активов должника. Состоит он в том, что на базе имущества должника создаётся новое юридическое лицо, свободное от долгов, а должник становится участником данного юридического лица. Должник осуществляет реализацию имеющихся у него акций этой новой организации среди заинтересованных лиц, а вырученные деньги направляет на исполнение требований кредиторов. Так же, как и дополнительная эмиссия акций, указанное правовое средство должно быть включено в план внешнего управления по ходатайству учредителей (участников) - этим гарантируются интересы «собственников бизнеса».

Телюкина М.В. предлагает ввести в Закон новые правовые средства, связанные с изменением структуры управления должника, такие как акционирование долга и акционированное замещение активов.[93] Они создадут, по её мнению, дополнительные возможности для решения задач, поставленных законодательством о банкротстве. Предложения М.В. Телюкиной, безусловно, являются интересными, однако их внедрение потребует значительного изменения гражданского законодательства, в частности, ГК РФ (п. 2 ст. 90 и п. 2 ст. 99) и Закона о банкротстве (п. 4 ст. 114). Кроме того, некоторые из них не так эффективны, как другие правовые средства, например, акционирование долга, предоставляет меньше возможностей для достижения цели института банкротства, чем дополнительная эмиссия. Правовыми средствами, направленными на изменение активов должника, являются продажа предприятия должника, продажа части имущества должника, уступка прав требований. Эти средства, как и вышеописанные, способны при использовании их недобросовестными лицами привести к захвату бизнеса должника, то есть они могут использоваться не для достижения цели внешнего управления и института банкротства в целом. Поэтому Закон о несостоятельности устанавливает, что данные правовые средства могут реализовываться лишь в том случае, если они включены в план внешнего управления. Инициатива о продаже бизнеса должна исходить от учредителей (участников) должника, данное положение является новеллой и способствует защите их интересов (п. 2 ст. 110 Закона о несостоятельности).

Такие правовые средства, как продажа имущества должника, уступка прав требований и замещение активов должника, используются ещё и в конкурсном производстве. Однако цели, которые преследуются законом при установлении данных правовых средств во внешнем управлении и конкурсном производстве, различны. Во внешнем управлении они, в отличие от конкурсного производства, не создают условия для достижения цели, а непосредственно направлены на её достижение. Соответственно, условия их применения во внешнем управлении отличаются от условий реализации в конкурсном производстве. В частности, осуществление продажи имущества должника во внешнем управлении невозможно в случае, если должник не сможет в дальнейшем функционировать. «В отличие от традиционного конкурсного процесса распродажа имущества и получение его ценности не становится целью процедуры, носящей признаки реабилитационной».[94] В конкурсном же производстве продажа имущества должника неизбежна, а цель конкурсного производства - ликвидация должника - подразумевает то, что управляющий не должен учитывать возможность дальнейшего функционирования должника.

Как нами уже отмечалось, прежде всего, о разрешении кризисной ситуации в отношении должника свидетельствует полное удовлетворение требований кредиторов. Поэтому многие цивилисты основной целью института банкротства считают именно удовлетворение требований кредиторов. Безусловно, в ходе всех процедур должник обязан всеми возможными способами стремиться уменьшению количества кредиторов, перед которыми он имеет задолженность. Это является гарантией прекращения дела о несостоятельности и сохранения юридического лица как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Если же в процессе реабилитации удовлетворить всех кредиторов не представляется возможным и нет никакой надежды на восстановление платёжеспособности, то должник признаётся банкротом и всё его имущество направляется на погашение требований кредиторов, как «настоящих», так и «будущих»[95].

Но прежде чем рассматривать вопросы, связанные с расчётами с кредиторами в каждой процедуре банкротства, необходимо остановиться на проблеме правового положения кредиторов по текущим обязательствам, так как их требования удовлетворяются вне очередей, предусмотренных Законом о несостоятельности и закрепляемых в реестре требований кредиторов. Освещение данного вопроса важно ещё и потому, что надлежащее определение Законом о банкротстве положения кредиторов с требованиями из текущих обязательств должно устранить конфликт интересов, который может возникнуть между данными кредиторами и иными кредиторами, участвующими в деле о банкротстве.

Закон о несостоятельности использует различные термины, касающиеся кредиторов по текущим обязательствам. Кроме понятия «текущие платежи», Закон о несостоятельности употребляет термины «текущие обязательства»[96] (п. 1 ст. 134), «текущие денежные обязательства» (п. п. 2 и 3 ст. 134), «текущие требования» (п. 2 ст. 136). В целях соблюдения юридической техники представляется необходимым отказаться от термина «текущие платежи» в пользу понятия «текущие обязательства», тем самым упорядочив употребление специальных терминов в Законе о несостоятельности.

Кредиторы по текущим обязательствам ещё именуются кредиторами конкурсной массы, так как их требования погашаются вне очереди за её счёт. Данные кредиторы обладают рядом преимуществ по сравнению с другими кредиторами. Их специальный статус связан прежде всего с тем, что они способствуют должнику в восстановлении его платёжеспособности (на стадиях наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления) либо обеспечивают нормальное движение конкурсного производства. Они помогают и должнику, и кредиторам достичь тех целей, которые ставят перед ними процедуры банкротства. В отличие от остальных (не текущих) кредиторов (конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, кредиторов по обязательствам из возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью и т.д.), их требования удовлетворяются во внеочередном порядке, то есть на них не распространяет своё действие принципы очерёдности и соразмерности удовлетворения требований, установленные для других кредиторов Законом о несостоятельности. Требования кредиторов по текущим обязательствам не включаются в реестр требований кредиторов. Указанные кредиторы при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Данные положения ст. 5 Закона о несостоятельности вступают в прямое противоречие со ст. ст. 12, 16, 34 и т.д. Закона о несостоятельности. Дело в том, что кредиторы по текущим обязательствам являются кредиторами по денежным обязательствам, следовательно, они, исходя из определения конкурсных кредиторов, данного в ст. 2 Закона о несостоятельности, относятся к их числу и обладают всеми правами конкурсных кредиторов, в том числе правами на участие в деле о банкротстве, на участие в собрании кредиторов с правом голоса и т.д. Чтобы избежать данной коллизии, необходимо в определении конкурсных кредиторов оговориться об исключении кредиторов по текущим обязательствам из числа конкурсных кредиторов.

Гражданский кодекс РФ, определяя очерёдность удовлетворения требований кредиторов, не указывает на возможность внеочередного удовлетворения. Необходимо признать, что это упущение, которое связано с тем, что ст. 64 ГК РФ регулирует очерёдность удовлетворения требований кредиторов не только в процессе несостоятельности, но и при ликвидации в ином порядке. При возбуждении процедуры банкротства возникают исключительные расходы, которые должны возмещаться во внеочередном порядке: судебные издержки, вознаграждение арбитражного управляющего, требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и т.д. Погашение данных долгов вне очередей справедливо. «Обычная» ликвидация всегда приводит к прекращению деятельности лица, в то время как возбуждение дела о несостоятельности не всегда своим итогом имеет ликвидацию организации. Более того, стороны процесса банкротства в большинстве случаев заинтересованы в восстановлении платёжеспособности должника, что позволяет не только рассчитаться с кредиторами, но и сохранить производство. Без продолжения функционирования должника в гражданском обороте через заключение договоров, без производства товаров (благодаря труду наёмных работников), без наличия электроэнергии, воды и т.д. невозможно восстановление платёжеспособности. В случае отсутствия внеочередного удовлетворения требований отдельных кредиторов никто не захочет иметь дела с должником, как в гражданской сфере, так и в трудовой. Это автоматически приведёт к нецелесообразности осуществления финансового оздоровления и внешнего управления. Поэтому для гарантий прав кредиторов, помогающих должнику выйти из кризисной ситуации, необходимо предусмотреть для них определённые льготы, связанные с порядком удовлетворения их требований. Следовательно, в ГК РФ необходимо внести изменения, устанавливающие внеочередное удовлетворение требований некоторых кредиторов. В п. 3 ст. 65 ГК РФ второе предложение нужно изложить в следующей редакции: «Требования кредиторов удовлетворяются в очерёдности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса, за исключением требований, удовлетворяемых вне очереди за счёт конкурсной массы, перечень которых устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве)».

Останавливаясь на вопросе осуществления расчётов с кредиторами, требования которых не связаны с текущими обязательствами, можно отметить, что в процедуре финансового оздоровления должник осуществляет их в соответствии с графиком погашения задолженности. После этого в течение одного месяца он должен удовлетворить все оставшиеся реестровые требования кредиторов, те которые были предъявлены в ходе финансового оздоровления (п. 5 ст. 81 Закона о несостоятельности). По результатам финансового оздоровления и, прежде всего по тому, в каком объёме и как должник осуществлял расчёты с кредиторами, суд может либо прекратить дело о банкротстве (при отсутствии непогашенной задолженности), либо ввести внешнее управление (при наличии непогашенной задолженности и возможности восстановить платёжеспособность), либо признать должника банкротом и ввести конкурсное производство (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства) (п. 6 ст. 88 Закона о несостоятельности).

Закона о несостоятельности изменил подход в плане защиты интересов кредиторов при осуществлении расчётов в ходе внешнего управления. В идеальной ситуации расчёты должны быть осуществлены в течение срока внешнего управления. Если этого не произошло, то суд выносит определение о переходе к расчётам с кредиторами, где устанавливает срок для расчётов (не более шести месяцев) (ст. 120 Закона о несостоятельности). Расчёты осуществляются самим управляющим, что позволяет избежать злоупотреблений со стороны органов управления должника[97].

Сказанное позволило учёным сделать вывод о том, что Закон о несостоятельности предусматривает особую процедуру, применяемую после окончания внешнего управления, - расчёты с кредиторами.[98] Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что определение о переходе к расчётам с кредиторами выносится в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (абз. 3 п. 6 ст. 119 Закона о несостоятельности).

Наибольший интерес среди правовых средств, связанных с расчётами с кредиторами, вызывает, конечно, порядок расчётов в ходе конкурсного производства.[99]

Требования кредиторов, не являющиеся текущими, удовлетворяются на началах очерёдности и соразмерности.

Принцип очерёдности закрепляет то, что все кредиторы делятся на группы в зависимости от приоритета удовлетворения их требований, при этом к первой группе относятся кредиторы, имеющие самый высокий приоритет в удовлетворении своих требований перед другими кредиторами. До полного расчёта с кредиторами предыдущей очереди управляющий не может переходить к расчётам с кредиторами последующей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Принцип соразмерности означает, что в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения всех требований кредиторов одной очереди оно распределяется между ними пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (п. 3 см. 64 ГК РФ).

Таким образом, согласно данному правилу задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должна погашаться преимущественно перед кредиторами всех очередей, что нарушает права кредиторов первой-третьей очередей (по ГК РФ) и создаёт дополнительные трудности в определении очерёдности удовлетворения требований. Можно предположить, что данное правило касается лишь текущих обязательства, связанных с уплатой обязательных платежей, а слово «текущие» было упущено разработчиками Закона о несостоятельности.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правоспособность юридического лица определённым образом ограничивается в каждой конкретной процедуре банкротства, но «не исчезает», в том числе и в конкурсном производстве. Правоспособность прекращается вместе с юридическим лицом в момент внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, до этого момента юридическое лицо не считается прекратившим свою деятельность и существует вне зависимости от того, каково его финансовое и хозяйственное положение и кто исполняет функции органов управления. Поэтому должника нельзя рассматривать как объект права (комплекс имущества), пока он продолжает оставаться субъектом гражданского права (юридическим лицом).

Институт несостоятельности - необходимый правовой элемент рыночной экономики, позволяющий влиять на кризисную ситуацию, складывающуюся в гражданских, трудовых, налоговых отношениях вокруг субъектов, слабых в организационном или производственном плане.

Кризисная ситуация, возникающая вокруг должника, которая эффективно может быть разрешена только посредством возбуждения дела о несостоятельности, обладает рядом специфических черт. Это неспособность должника удовлетворить всех кредиторов с денежными требованиями; системный характер кризисной ситуации; невозможность удовлетворения требований в индивидуальном порядке и необходимость задействовать специальные правовые средства, предоставленные институтом несостоятельности.

Комплекс правовых средств, закреплённых российским законодательством, носящим нейтральную направленность, задаётся следующими принципами: а) обоснованностью возбуждения дела о несостоятельности должника и введения конкретной процедуры банкротства; б) соблюдением баланса интересов должника и кредиторов в процессе реализации конкретных правовых средств; в) управляемостью конкурсных отношений.

Достижение цели института банкротства зависит, прежде всего, от правильного выбора комплекса правовых средств. При этом правовыми средствами выступают как определённые правовые установления, так и определённые правовые деяния.

Правовые средства можно классифицировать по различным основаниям на: средства - деяния и средства - установления; на средства, реализуемые в процедуре наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Мы предлагаем классифицировать правовые средства также в зависимости от той роли, которую они играют в достижении цели института несостоятельности, на средства, создающие условия для достижения цели, устраняющие препятствия к её достижению и непосредственно направленные на достижение цели. Каждая из этих групп обладает своими специфическими признаками, позволяющими определить возможность применения правового средства.

На основе проведённого исследования можно сформулировать следующие основные теоретические положения и выводы, а также рекомендации по совершенствованию российского законодательства.

1.Закон о несостоятельности вводит дополнительные к нормам ГК РФ основания для признания отдельных сделок недействительными. При этом в законе содержатся специфические нормы, касающиеся недействительности сделок, которые при нормальном развитии событий в отношении должника (вне дела о несостоятельности) не являются недействительными, в частности, п. п. 2-4 ст. 103 Закона о несостоятельности. Особенность данных сделок заключается в том, что на момент их совершения они были абсолютно законными, а оспоримыми они стали лишь после возбуждения дела о несостоятельности. Поэтому законодательство о банкротстве должно чётко определить дополнительные критерии (к уже имеющимся) для признания таких сделок недействительными. В связи с тем, в частности, что практически каждая сделка, совершённая должником в течение шести месяцев, предшествующих подаче заявления о признании его банкротом, может считаться направленной на преимущественное удовлетворение требований кредитора, с которым она была заключена, необходимо установить дополнительные условия для признания такой сделки недействительной (например, оговорить, что сделка должна быть направлена на досрочное исполнение требований или что она направлена на последующее установление залога).

2. Исключение кредиторов из круга лиц, которые могут оспаривать сделки с заинтересованными лицами, является нелогичным, так как именно их интересы прежде всего затрагиваются в случае заключения должником подобных сделок. Поэтому необходимо, по нашему мнению, включить кредиторов в круг лиц, имеющих право оспаривать сделки должника с заинтересованными лицами.

Также в п. 2 ст. 103 Закона о несостоятельности нужно внести изменения, закрепляющие период, в течение которого сделка с заинтересованным лицом должна быть совершена, для того чтобы её можно было признать недействительной. По нашему мнению, этот срок должен составлять один год до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

3. Последствием признания недействительной сделки по основанию, установленному Законом о несостоятельности, является двусторонняя реституция. При этом кредиторы, сделка с которыми была признана недействительными, являются кредиторами по текущим обязательствам. Представляется, что в случае, если кредитор действовал умышленно в ущерб интересам должника и другим кредиторам при заключении недействительной сделки, его требования должны удовлетворяться в последнюю очередь (после удовлетворения требований по финансовым санкциям).

4. Абзац 8 пункта 1 статьи 81 Закона о несостоятельности, касающаяся недопустимости прекращения денежных обязательств должника путём зачёта встречного однородного требования должен быть сформулирован в редакции, в которой изложен абз. 7 п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности. Это исключит неоднозначность толкования того, какая именно очерёдность должна нарушаться, для того чтобы зачёт не мог состояться.

5. Сделки, связанные с текущей финансово-хозяйственной деятельностью, играют важную роль в процессе достижения цели института банкротства. Такими сделками являются периодически совершаемые сделки, необходимые для нормального функционирования организации, обеспечивающие непрерывность производственного и управленческого процессов, а также непрерывность и достаточность их финансирования. Они обладают рядом признаков, таким как: периодическое их совершение; не только необходимость, но и достаточность их для нормального функционирования организации; непосредственная связь с производственным и управленческим процессами и процессом финансирования.

6. Интересам должника и кредиторов больше отвечает следующая формулировка п. 1 ст. 104 Закона о несостоятельности: «1. В случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает двадцать процентов размера требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов)».

7. В ст. 60 Закона о несостоятельности необходимо закрепить правило о том, что жалоба на действия арбитражного управляющего может подаваться также должником. При этом во внешнем управлении и конкурсном производстве соответствующую жалобу должны иметь право подавать органы должника, сохраняющие остаточную компетенцию.

8. В связи с тем, что кредиторы по текущим обязательствам помогают должнику в разрешении кризиса, особенно на этапах финансового оздоровления и внешнего управления, необходимо закрепить за ними льготу, связанную с порядком удовлетворения их требований и изложить второе предложение п. 3 ст. 65 ГК РФ в следующей редакции: «Требования кредиторов удовлетворяются в очерёдности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса, за исключением требований, удовлетворяемых вне очереди за счёт конкурсной массы, перечень которых устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве)».

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: