Роль и значение капиталовложений в современной экономике




Подходы к оценке эффективности капиталовложений

 


Роль и значение капиталовложений в современной экономике

 

Термин «капиталовложения или инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

Капиталовложения являются одним из ключевых объектов государственного регулирования экономики. Понятие «инвестиция» относится к числу фундаментальных. Инвестиции являются одной из самых дефицитных и важных составляющих любой национальной экономики, в том числе и экономики Республики Беларусь. Адаптация к условиям конкуренции, риска и недостаточности финансовых ресурсов требует четкого определения понятия «капиталовложения» и классификации категорий различных инвестиционных вложений.

Реализация инвестиционных программ и проектов позволяет совершенствовать технологию производства, модернизировать и реконструировать материально-техническую базу предприятий, повышать занятость населения, повышать конкурентоспособность сферы производства и обращения, и как следствие, увеличивать экономический потенциал страны.

Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы:

обновление материально-технической базы предприятия;

увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности;

освоение новых видов деятельности;

повышение качества продукции.

Инвестиции в развитых странах составляют 15-16% совокупных расходов.

К материальным ресурсам относятся здания, оборудование, транспортные средства и другие вещественные объекты, направляемые для предпринимательской деятельности.

Нематериальными имущественными и интеллектуальными ценностями являются: право аренды; право пользования природными ресурсами, техническое и организационное ноу-хау и другие нематериальные ценности.

Величина инвестиций определяется суммированием стоимостной оценки ресурсов и ценностей, направляемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. Настоящий кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в стране и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.

В рыночной экономике инвестиции привлекаются за плату. По экономическому содержанию плата за инвестиции близка к арендной плате.

Привлеченные инвестиции предприниматели путем инвестиционной деятельности трансформируют в активы. Активами называют объекты, обеспечивающие денежные поступления их владельцу.

Инвестиции можно классифицировать в зависимости от:

♦ экономического содержания;

♦ срока вложения;

♦ собственника вкладываемых ценностей;

♦ форм инвестирования.

По экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний, в свою очередь, принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течение обусловленного времени, а также возврату по истечении сроков внесенной суммы займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг - это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:

приобретения исключительных прав пользования: покупка патентов, лицензий на приобретение промышленных образцов, товарных знаков и т.д.;

приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов - ученых и практиков по контракту, а также разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);

приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, ноу-хау). Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписей;

вложений в человеческий капитал, то есть затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и т.д.

В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации - в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.

В зависимости от срока, на который вкладываются средства, капиталовложения делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). [5, c. 9]

В зависимости от собственника вкладываемых ценностей инвестиции бывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета) и скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).

Роль инвестиций в экономике обуславливается следующими факторами:

инвестирование ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту;

величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;

нерациональное использование инвестиций может привести к замораживанию производственных ресурсов.

На величину инвестиций влияют:

размер сбережений. Чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем инвестиций;

величина дохода. Чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;

доходы предприятий, их затраты и ожидания.

Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются: ожидаемая норма прибыли и реальная процентная ставка.

Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций.

Валовые инвестиции - это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.

Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестиционной деятельностью.

Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь. [5, с. 12]

Объектами инвестиционной деятельности выступают:

♦ недвижимое имущество, в том числе предприятия как имущественный комплекс;

♦ ценные бумаги;

♦ интеллектуальная собственность.

Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов, в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемой государством, запрещена. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Кроме того имеется ряд объектов, которые могут находиться только в собственности государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и т.д.).

Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.

Инвесторы - юридические и физические лица, принимающие решения по инвестиционной деятельности и осуществляющие инвестиции (вложения).

Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных.

Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние источники. К внутренним источникам относятся:

государственные средства;

собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;

привлеченные ресурсы - средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;

заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.

Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы.

Развитие международного сотрудничества, глобализация мировых экономических связей ведут к расширению движения капитала между странами, к росту международных инвестиций. Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей стороны (страны-реципиента) являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными физическими и юридическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с целью осуществления ее структурной перестройки и обеспечения экономического роста. При этом наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. Использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны, расширения производства импортозамещения, повышение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Иностранные инвестиции могут быть представлены в форме предпринимательского капитала, помещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, и в форме ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки, причем вложения предпринимательского капитала могут происходить в виде прямых и портфельных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции - основная форма экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контроль инвестора или его участие в управлении производством. По определению Международного валютного фонда иностранные инвестиции являются прямыми в том случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% уставного капитала предприятия.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем создания совместного предприятия или организации нового; покупки или поглощения действующих предприятий; открытие зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются долгосрочными и значительными по объему.

Портфельные инвестиции предполагают ограниченное участие в предприятиях, компаниях стран-получателей, осуществляемое через инструменты фондового рынка (покупка акций, облигаций и других ценных бумаг). При этом инвесторы не контролируют производство компании и почти не влияют на процесс управления ею.

Ссудный капитал в виде кредитных иностранных инвестиций - это кредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.

В зависимости от формы собственности иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

Государственные инвестиции - это займы, кредиты, техническая помощь, предоставляемые одним государством другому в рамках международных договоров, межправительственных соглашений.

Частные инвестиции - вложения частных фирм, компаний, банков, граждан в соответствующие субъекты другой страны.

Смешенные инвестиции - вложения государственных и частных инвесторов в сочетании.

Иностранным инвесторам в соответствии с действующим законодательством запрещается делать инвестиции в сферы обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (перечень утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь). Не допускается осуществление иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположений в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского и казахского рынков. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствует так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

Республика Беларусь - единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а также оперативно решаются возникшие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных пректов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями - транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» выпуск медицинсого оборудования.

Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляются следующие льготы и преференции:

освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации призводят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок до трех лет;

освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных интересов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. Наиболее яркими инвестиционными проектами в наше время являются комплекс «Минск-сити», строительство республиканского логистического центра, строительство силиконовой долины.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством, с целью улучшения инвестиционного климата, принят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Белорусь суверенного кредитного рейтинга.

Таким образом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта их использования: во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором; во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будет участником инвестиционной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: