Все предметы находятся в пространстве и существуют во времени. Пространственные свойства присущи каждому предмету. К пространственным свойствам предмета относятся:
- величина. В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Особенности: контраст предметов (окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. например: человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста. Или такой пример:
Круг среди больших кругов кажется меньше чем тот, который окружен маленькими.
- форма. Требует выделения предмета из фона, его контуров, зависит от движения глаза. Восприятие формы также зависит от нашего опыта. Сложный процесс восприятие объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения (т.к. человек смотрит двумя глазами. Суть в том, что на предмет мы смотрим 2 глазами, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различным.
- положение в пространстве. Это отражение пространственных свойств вещей. Большую роль играет двигательный и вестибулярный аппарат. При восприятии пространства важную роль играют конвергенция и дивергенция.
Конвергенция - это сведение зрительных осей глаза за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу (с далекого предмета на близкий)
Дивергенция - это разведение зрительных осей глаза, поворот их в стороны.
|
Мы получаем ощущения еще и от аккомодации глаза- изменение кривизны хрусталика.
2. Восприятие движения – это отражение направления, скорости и пространственного расположения предметов при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализатора, включающий движение головы и фиксацию взгляда. Оно происходит за счет смещения на сетчатке.
3. Восприятие времени. Мы знаем,что то или иное событие должно произойти в данное время, мы пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть:
- день
- месяц
- неделя
- год
- столетие
Точка отсчета - момент рождения. Важна: эмоциональная окрашенность (время летит быстро если нам деятельность нравится и медленно - если нет).
5. вопрос. Нарушения восприятия.
a. Иллюзии- ошибочное восприятие при реальном воздействии предмета на орган чувств (2 пальца скрестить- между ними карандаш)
b. Галлюцинации- ошибочное восприятие, когда образ возникает в отсутствии объекта. Это болезненное состояние когда человек закрывает глаза- видит, уши закрывает- слышит
Отличие восприятия и ощущения.
ощущение | восприятие |
Отражение отдельных свойств | Отражение целостного образа |
Для ощущения достаточно воздействие раздражителя | Необходима деятельность перцепции и апперцепции |
Имеют все животные с нс | Человек и высокоорганизованные животные |
Мономодально (осуществляется анализатором 1 вида) | Полимодально (много анализаторов) |
Имеет качественные и количественные характеристики | Восприятие имеет свойства |
Вывод: ощущение и восприятие- две ступени чувственного познания, это источник знаний о мире. Они связаны с деятельностью анализаторов, сходны по модальности и ощущения входят в структуру восприятия.
|
д/з. самостоятельно проработать +конспект «Наблюдение и наблюдательность» стр. 113-117.