Восприятие
Понятие о восприятии. Виды. Основные свойства.
Форма проведения: лекция (2часа)
Цель: проанализировать отличительные особенности восприятия и ощущения. Рассмотреть основные виды и свойства восприятия, определить возможности нарушений восприятия.
План работы:
Работа над ошибками.
Общая характеристика восприятия.
Свойства восприятия
Классификация основных видов восприятия
Нарушения восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
На прошлом занятии мы с вами рассматривали ощущение. Давайте вспомним, что это за психический процесс?
Какие свойства ощущений выделяют?
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, но между ними имеются и коренные различия.
Чтобы понять их, давайте разберем, что представляет собой восприятие?
Восприятие- это психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Вот она, главная особенность, которая позволяет говорить о разности этих двух психических процессов.
Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций.
Все, что бы человек не воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в единое целое и превращаются в целостное восприятие.
· Для возникновения ощущения достаточно только воздействие раздражителя, а для восприятия- необходима активность в виде двигательного компонента в виде обследования предмета. Поэтому восприятие- это особая деятельность перцепции- т.е. формирование образа.
|
Состоит из компонентов:
-обследование предмета
-выделение характерных признаков (углов)
-опознание
-отнесение предмета к определенной категории при участии памяти, мышления, внимания.
Важна апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности (свой язык узнаем везде, даже если она невнятная).
Физиологический механизм восприятия- это совместная деятельность анализаторов- это сложная аналитико- синтетическая деятельность с участием мышления. При восприятии человек не только слушает, но и вслушивается, не просто смотрит, но и всматривается.
3 вопрос. Свойства восприятия:
П- предметность восприятия- это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а форме отдельных предметов. Это свойство не врожденное, а формируется с рождения на основе контактов ребенка с предметами (ощупывание, рассматривание, фиксация взгляда, наклон туловища).
Ц- целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
С - структурность. Мы воспринимаем не сумму ощущений, а определенную структуру, не набор звуков, а мелодию
К - константность. Это так называемое относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. (Пример: движущийся вдали грузовой автомобиль буде нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. + восприятие цвета, формы также идет).
|
О- осмысленность. Мы приписываем определенным предметам и явлениям определенный смысл, т.е. относим к определенной категории.
И- избирательность- это выделение одних предметов по сравнению с другими. Связаны с выделение фигуры и фона. В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия (Пример: на лекции. Вы слушаете речь лектора. Ваше восприятие направлено именно на это и вы не воспринимаете и не обращаете внимание, что происходит за вашей спиной. Я перенаправила ваше внимание на раздаточный материал- вы воспринимаете его и уже не меня).
4. вопрос.
Раздаточный материал.
Схема1. Классификация основных видов восприятия.
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
| |||||
|
Характеристика основных видов восприятия