ТРАЦИЦИОНАЛИЗМ И АВАНГАРДИЗМ В СТИЛЕВОМ РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ КАЗАХСТАНА ХХ ВЕКА




Алдунгарова С.М.,

аспирантка Казахской головной

архитектурно-строительной академии (КазГАСА)

ТРАЦИЦИОНАЛИЗМ И АВАНГАРДИЗМ В СТИЛЕВОМ РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫКАЗАХСТАНА ХХ ВЕКА

 

Диалектически взаимодействуя, авангардистская и традиционалистская тенденции определяют одну из интереснейших отличительных черт архитектуры Казахстана ХХ века.

 

Из всего многообразия аспектов формообразования в архитектуре особый интерес представляет взаимодействие авангардисткой и традиционалистской тенденций. С этой точки зрения архитектура Казахстана привлекает постоянное внимание исследователей. В течение ХХ века она прошла ряд интересных этапов. Традиционалистические и авангардистские стили проявляются как в чистом виде, так и синтезировано друг с другом. Это характерно для периодов смены стилевых предпочтений. Развитие стилевых направлений в архитектуре Казахстана носило на протяжении ХХ века ярко выраженную прерывистость, отражавшую особенности социально-экономического и культурно-мировоззренческого развития страны.

Среди выявленных на протяжении всего ХХ века стилей и стилевых направлений к традиционалистским можно отнести: Неорусское направление, Упрощенную классику, Неоклассическое направление, Национально-неоклассическое направление, Центрально-азиатское направление; а к авангардистским – Модерн (Неомодерн), Конструктивизм, Индустриально-интернациональное направление, Индустриально-региональное направление, Романтическое направление, Хай-тек и Деконструктивизм.

Хронологически совокупность традиционалистских направлений выглядит следующим образом. Неорусское направление проявилось в 1990-х – 1910-х годах, затем надолго исчезло и вновь заявило о себе в 1990-х годах. Характерными признаками являются объемно-пространственное, композиционно-пластическое и деталировочно-отделочное решение на базе тем Русской, в основном культовой архитектуры позднего Средневековья с многочисленными резными и лепными карнизами, наличниками, фигурными колоннами, лучковыми, стрельчатыми и килевидными арками, аркатурами, шатрами, луковичными куполами в ярком многоцветье окрашенных или естественных поверхностей.

Вышедшая из стремления адаптироватьпривычные архитектурные решения к новой мировоззренческой и экономической ситуации, Упрощенная классика стабильно проявилась в 1920-х – 1930-х годах, 1940-х годах, 1950-х годах, 1960-х годах, 1980-х годах. Характерными признаками являются классически симметричные объемно-пространственные композиции с развитыми в различной степени портиками и обилием деталировки при упрощенных до прямоугольных уступов и одно-центровых дуг профилях, плитных, дисковых или полу-валовых капителях с яркой, но обычно контрастно двуцветной покраской, выделяющих мелкие детали на фоне крупных. Неоклассическое направление проявилось в 1920-х – 1930-х годах, 1940-х годах, 1950-х годах и 2000-х годах. Характерными признаками являются симметричные объемно-пространственные построения с акцентированным трехчастным членением по высоте, обычные или ложные портики с ордерными композициями в классической, фантазийной или чуть упрощенной деталировке, развитые сложно-профильные карнизы, обрамления, архивольты, разноразмерная рустовка при сдержанном контрасте белых деталей и темного (обычно желто-коричневого) фона стен.

Национально-неоклассическое направление проявилось в 1920-х – 1930-х годах, 1940-х годах, 1950-х годах и 1980-х годах. Характерными признаками являются развитые классические построения в разнотемные капители и базы колонн, обрамления, сложные карнизы и архивольты которых включены орнаментальные фрагменты и самодостаточные композиции, воспроизводящие или интерпретирующие элементы декора памятников архитектуры Казахстана и сюжеты отделки произведений декоративно-прикладного искусства при яркой контрастной покраске белых или позолоченных деталей на темном, двух-трех цветном фоне. Центрально-азиатское направление, став новацией, проявилось в 1940-х годах, 1950-х годах, 1990-х годах, 2000-х годах. Характерными признаками являются объемно-пространственное и композиционно-пластическое решение, интерпретирующее памятники архитектуры региона, обширное использование орнаментных композиций и применение колонн или полуколонн так называемого «среднеазиатского типа» при сдержанной обычно двухцветной покраске, акцентирующей светлые, иногда позолоченные детали на темном фоне.

Хронологически совокупность авангардистских направлений выглядит следующим образом. Новационно интерпретируя все многообразие исторического опыта Модерн (Неомодерн) проявлялся в 1900-х – 1910-х годах, 1940-х годах, 1980-х годах и 2000-х годах, исчезая в промежутке на один или несколько периодов. Характерными признаками являются насыщенность деталями, изысканное сочетание форм как романтизированных «исторических стилей», так и фантазийные орнаментальные композиции с тематикой пышных растений, волн и кристаллов, а также богатое пластическое и цветовое решение.

Оригинально отражая новые мировоззренческие ориентиры в новационных подходах к формообразованию, Конструктивизм проявился только в 1920-х – 1930-х годах и к началу исследуемого периода практически полностью вышел из практики. Характерными признаками являются динамические объемно-пространственные композиции, сплошное или ленточное остекление, полностью или частично открытый первый этаж, отсутствие мелкой деталировки, сдержанное цветовое решение на основе концептуально серых (под цвет бетона, хотя и оштукатуренных) стен, белых переплетов и зеленовато-серых максимально прозрачных, раскрывающих в экстерьер интерьеры стекол. Одновременно проявляется и оригинальнейший синтез конструктивизма и упрощенной классики. Характерными признаками являются динамичные объемно-пространственные композиции с крупно-витражным и ленточным, обычно прерывистым остеклением в сочетании с акцентированными междуэтажными поясами, простеночными пилястрами и лопатками, наличниками и развитыми подоконниками при упрощенных до прямоугольных уступов профилях, столбообразных колонн с плитными, дисковыми или полуваловыми капителями, а также сдержанное, хотя и яркое, в отличие от «чистого» конструктивизма цветовое решение с желтыми, зелеными, розовыми, коричневыми и серыми покрасками стеновых элементов.

Отразившее новые условия массового строительства, Индустриально-интернациональное направление проявилось в 1960-х годах, в 1970-х годах, 1990-х годах и в 2000-х годах. Характерными признаками являются упрощенное объемно-пространственное решение, жесткий метрический ритм членений обычно параллелепипедообразных объемов, крупные сплошные или одиночные витражи с узкими простенками, столбообразные опоры частично раскрытых первых этажей, отсутствие мелких пластически активных деталей, что в совокупности восходит к интерпретации основных приемов имеющего глобальное распространение Интернационального стиля с его обычно выбеленными поверхностями бетонных или оштукатуренных стен и естественным цветом каменных облицовок и металлических переплетов. Индустриально-региональное направление проявилось в 1950-х годах, 1960-х годах и 1970-х годах. Характерными признаками являются интерпретация основных объемно-пространственных и композиционно-пластических приемов Интернационального стиля в его Казахстанской версии – Индустриально-интернациональном стилевом направлении – при активном использовании необходимых в регионе солнцезащитных ребер, карнизов, панелей, в структуре которых иногда либо обобщенно прочитываются, либо целенаправленно мелкодетально присутствуют мотивы стилизованных тем национального орнамента при контрастном двух-трех цветовом решении светлых, а иногда и блестящих солнцезащитных устройств на затемненном покраской или естественным цветом облицовок фоне.

Романтическое направление проявилось в 1960-х годах, 1970-х годах, 1980-х годах, 1990-х годах и 2000-х годах. Характерными признаками являются интерпретирующие различные исторические или современные мотивы развитые объемно-пространственные композиции с концептуально-активной пластикой форм, обилием крупно- и средне-размерных деталей, разно-фактурными отделками, развитыми козырьками, акцентированными опорами, сложно-структурированными солнцезащитными устройствами при концептуально многоцветном решении, обыгрывающем естественные цвета различных отделочных материалов. Хай-тек проявился в 1970-х годах, 1980-х годах и 2000-х годах. Характерными признаками являются акцентированная деталировкой «машиностроительная точность» узлов и отдельных элементов стыков основных несущих и ограждающих конструкций, остекления, крепежа козырьков, облицовки при достаточно простой объемно-пространственной композиции в целом и сдержанном или акцентировано-многоцветном решении окрашенных или естественных поверхностей. Деконструктивизм проявился в 1990-х годах и 2000-х годах. Характерными признаками являются сложноструктурированные объемно-пространственные композиции с концептуально завуалированными зонами изменения пластически-многозначных тем, восходящие обычно к интерпретациям характерных черт стилистики Конструктивизма первой трети ХХ века, однако в нехарактерном для оригинала многоцветном решении.

Что же касается общей характеристики процесса стилевого развития, то зодчество, активно застраивавшегося в начале XХ века огромного региона, при наличии ряда нюансных черт специфики полно отражало общность со стилистической направленностью общероссийского и затем общесоюзного архитектурного процесса. Середина века показательна общей стабильностью стилевой направленности. Качественный скачок в развитии зодчества последней трети столетия стал результатом количественного накопления творческого потенциала новаций предыдущего периода. Казахстанская архитектурная школа превратилась в самостоятельное, быстро узнаваемое звено вначале общесоюзной, а затем и общемировой архитектуры. Рубеж ХХ – ХХI веков в архитектуре Казахстана при большом тематическом разнообразии отличается стабильностью стилевой направленности зодчества, отражающей значительные исторические перспективы страны, неотъемлемой части мирового культурного сообщества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: