Развитие экономики и экологические проблемы Республики Беларусь: пути и способы их решения




 

Одна из основных причин экологического кризиса в нашей стране, как уже отмечалось, состоит в приоритетном развитии в течение многих лет ресурсоемких, много отходных отраслей ма­териального производства без учета естественных способностей природной среды к саморегуляции и восстановлению. Наиболее серьезные экологические проблемы Беларуси:

• загрязнение более 1/5 территории республики радионук­лидами, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22 % сельскохозяйственных и 21 % лесных угодий), но и потребовало огромных затрат на сни­жение радиационной опасности;

• многократное превышение нормативного уровня загрязне­ния воздушного бассейна в городах с высоким уровнем концен­трации экологически-опасных производств и большим парком автот­ранспорта;

• интенсивная трансформация водосборных бассейнов и вод­ного режима речной сети в результате крупномасштабного осу­шения заболоченных земель и как следствие — исчезновение множества малых рек и ручьев;

• стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем ре­кам республики на фоне сокращения общего объема сбрасывае­мых в них стоков, что свидетельствует о нарушении процессов самоочищения водоемов;

• опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточными водами акваторий уникальных вод­ных объектов — озер Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских;

• техногенная деградация ландшафтов;

• неблагополучная экологическая ситуация в сельской мес­тности, связанная с многолетним воздействием на среду обита­ния отходов крупных животноводческих комплексов, химиза­цией сельского хозяйства, использованием тяжеловесной сельс­кохозяйственной техники, изъятием плодородных земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного происхождения, усыханием лесов и трансформацией почв в ре­зультате непродуманной крупномасштабной мелиорации и т.д.

Наиболее серьезной экологической проблемой нашей страны остается радиоактивное загрязнение в результате чернобыльс­кой катастрофы около 22 % территории, на которой проживает 2,2 млн. человек, расположено свыше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Острее всего эта проблема стоит в Го­мельской и Могилевской областях, где радионуклидами загряз­нено соответственно 68% и 35% территории. В Брестской, Грод­ненской и Минской областях радиоактивное загрязнение зани­мает соответственно 13,7% и 5% их площади, в Витебской — ме­нее 1%.

Ликвидация последствий крупнейшей ядерной катастрофы мирного времени потребовала проведения в республике чрезвы­чайно капиталоемких мероприятий. Из наиболее загрязненных в чистые районы было переселено 135 тыс. человек; пришлось ликвидировать 415 населенных пунктов, 287 производственных объектов, 607 школ и детских садов, 95 больниц и других меди­цинских учреждений, множество предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания. Из сельскохозяй­ственного оборота была выведена часть радиоактивно загряз­ненных территорий — так называемая зона отчуждения. Уче­ными и специалистами Беларуси досконально изучена радиаци­онная обстановка, выяснены особенности поведения радионук­лидов в почве, воде, воздухе, растительном и животном мире, исследуется воздействие радиации на здоровье людей. Подсчитано, что социально-экономический ущерб от аварии за 30 лет (1986 — 2015 гг.) составит 235 млрд. дол. США.

В республике разработаны Государственные программы по ликвидации и минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, ряд законов и постановлений правительства. Их реализация способствовала некоторому смягчению общей ситуации, в частности, нормализации радиационного фона атмосферного возду­ха в большинстве населенных пунктов республики. Однако в последние годы наметился и ряд осложняющих факторов. Наряду с сохранением во всех экосистемах довольно высокого уровня долгоживущих радиоизотопов цезия-137, стронция-90, трансурановых элементов начался распад плутония-241 с обра­зованием америция-241, что увеличивает опасность перехода радионуклидов в пищевые цепочки. Максимальное накопление этого элемента в почве ожидается, согласно расчетам специалистов, к 2050 г., и его активность почти в 2 раза будет превышать активность плутония-239 и 240. Таким образом, суммар­ная альфа-активность трансурановых элементов к 2050 г. может увеличиться в 2 раза.

Радиационная обстановка в Беларуси отрицательно сказыва­ется прежде всего на состоянии здоровья населения, проживаю­щего на загрязненных территориях, где не снижаются темпы прироста заболеваний эндокринной системы, системы кровообра­щения и появления новообразований. Регистрируемая заболевае­мость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по рес­публике. На загрязненной радионуклидами территории прожи­вает 530 тыс. детей и подростков. Заболеваемость раком щито­видной железы в республике в последние пять лет колеблется в пределах 2,1 — 3,2 человека на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 человека. В структуре детской заболеваемости растет удельный вес врожденных и нас­ледственных патологий, которые связаны с наличием в окружа­ющей среде дополнительных мутагенных факторов, обусловлен­ных последствиями катастрофы на ЧАЭС. Начался рост патоло­гий и на территориях с низким уровнем загрязнения.

С учетом постоянного роста городского населения серьезной проблемой является загрязнение атмосферного воздуха в круп­ных городах и промышленных центрах республики. Постоян­ный мониторинг состояния атмосферного воздуха налажен у нас в 16-ти городах, включая, помимо областных центров, города Бобруйск, Мозырь, Новогрудок, Новополоцк, Оршу, Речицу, Пинск, Полоцк, Светлогорск, Солигорск, в которых проживает более 2/3 городского населения Беларуси. В этих промышлен­ных центрах Госкомгидрометом Республики Беларусь ведется наблюдение на 50-ти стационарных постах, на которых 3—4 ра­за в сутки осуществляется контроль над содержанием 26-ти вред­ных веществ. В зоне действия промышленных предприятий, на автомагистралях и внутри жилых кварталов состояние атмос­ферного воздуха контролируется центрами гигиены и эпидемио­логии Минздрава Республики Беларусь.

Для оценки качества воздуха используются установленные Минздравом нормативы ПДК загрязняющих веществ и между­народные стандарты, рекомендованные Всемирной организаци­ей здравоохранения. Анализ динамики состояния атмосферного воздуха осуществляется на основе определяемого для каждого города комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, ди­оксиду азота и формальдегиду) с учетом их класса опасности, стандарта качества и средних уровней загрязнения воздуха. Уровень загрязнения воздуха считается высоким, если средние значения концентрации примесей в воздухе города выше сред­них по республике или ИЗА превышает 7; повышенным, — если концентрации примесей в отдельных случаях превышали ПДК; низким, — если среднегодовое содержание примесей было в пределах или ниже принятых стандартов качества воздуха. По показателю ИЗА высокие уровни загрязнения воздушной среды в последние годы наблюдались в Могилеве (8,8—10), Мозыре (7,8—8,6), Бобруйске (6,3—7,7), Гомеле (4,5—7,1), Витебске (5,8—8,3). Причем в Могилеве значительное превышение по сравнению со средними для страны значениями ИЗА наблюда­ется на протяжении многолетнего периода.

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна страны являются автомобильный транспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. В 1999 г. на долю автотранспорта пришлось 73,7 % (1047,0 тыс. т), а стационарных источ­ников — 26,3 % (374,0 тыс. т) суммарных выбросов в атмосферу. В структуре выбросов преобладали оксид углерода (55,3 %), ди­оксид серы (11,5 %), углеводороды (10,2 %), оксиды азота (10,1 %).

Диоксид серы и оксиды азота являются основными виновни­ками образования кислотных осадков, которые несут гибель живому миру поверхностных водоемов, повышают кислотность и без того кислых почв, губят леса и посевы, усиливают корро­зию металлов, разрушают облицовку зданий и сооружений. Считается, что 2/3 кислотных осадков образуется за счет рас­творения в водяных парах атмосферы сернистого ангидрида, 76 % которого поступает в атмосферу от стационарных источни­ков, главным образом, от объектов теплоэнергетики. Причиной 1/3 кислотных выпадений являются оксиды азота, образующи­еся при работе автотранспорта и сжигании топлива. По данным регулярных наблюдений за качеством атмосферного воздуха на станциях Госкомгидромета Республики Беларусь, за пятилетний период (1994—1998 гг.) средние концентрации диоксида серы снизились на 36 %, диоксида азота, пыли и оксида углерода — на 13—20 %, выбросы серы и азота на душу населения сократи­лись в 1,8 раза, что обусловлено сокращением общего количес­тва сожженного топлива и снижением объемов производства. Однако по-прежнему нерешенной остается проблема обеспече­ния ТЭЦ и котельных низкосернистым мазутом, а также осна­щения крупнейших из них современными системами очистки отходящих газов с утилизацией уловленных продуктов, особен­но сернистых соединений.

Серьезную озабоченность вызывает повышенная загрязнен­ность воздушного бассейна городов республики формальдеги­дом, основным источником выбросов которого является авто­транспорт, поэтому наибольшее его содержание постоянно наб­людается в районах автомагистралей, особенно на остановках, перекрестках, а также в летнее время при высокой интенсивнос­ти солнечной радиации. Среднегодовые концентрации формаль­дегида составляли в Пинске, Орше, Минске 1—1,3 ПДК; Гомеле, Гродно, Бресте, Светлогорске, Бобруйске, Полоцке, Речице — 2—3 ПДК; Могилеве, Витебске, Мозыре — более 3 ПДК. В тече­ние года на стационарных станциях Могилева, Минска, Новополоцка и Светлогорска зафиксировано 9 случаев с концентрация­ми формальдегида выше 5 ПДК.

Кроме собственных источников загрязнения, территория республики подвергается загрязнению вредными примесями, выбрасываемыми в воздух в соседних странах. Так, по данным Минприроды Республики Беларусь, доля трансграничной серы в выпадениях на территории Беларуси составляет 84—86 %, окисленного азота — 89—94 %, восстановленного азота — 38 — 65 %.

Несмотря на снижение за последние годы объемов выбросов загрязняющих веществ (рис. 4.1) и, соответственно, средних концентраций большинства контролируемых вредных веществ, проблема качества атмосферного воздуха в городах Беларуси сохраняется. Повышенные уровни загрязнения в прошлом году регулярно отмечались в Могилеве, Минске, Светлогорске, Новополоцке, Витебске. В итоге около 2,14 млн. жителей республики могли находиться под воздействием концентраций вредных ве­ществ, в 5—9 раз превышающих ПДК.

 

Рис. 4.1. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории Республики Беларусь

Несмотря на достаточную обеспеченность водными ресурса­ми территории Беларуси, все большую тревогу специалистов и общественности вызывают проблемы, связанные с антропоген­ными нагрузками на водные объекты. Водообеспеченность рес­публики составляет 175 м3/км2, или 3,4 тыс. м3 на человека. Это выше, чем в таких странах Европы, как Англия (2,6), Бельгия и Люксембург (0,9), Болгария (2,0), Венгрия (0,8), Германия (1,3), Италия (2,8), Польша (2,2), Украина (1,0), Чехия (1,8) и др. Ежегодный забор воды на нужды производства и населения Беларуси в 1999г. составил всего 5,4 % от среднемноголетнего годового стока (без учета транзитного), или 184 м3 на душу насе­ления. Это более чем в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990г., когда было забрано 8,53 % годового стока рек, и на одного челове­ка приходился 281 м3.

Анализ водоемкости экономики Беларуси (отношение объе­ма забранных природных вод к ВВП) показывает, что в 1990г. она составляла 0,039 м3/дол. США и была ниже, чем и целом по СССР (0,69), США (0,11), ФРГ (0,066), но с 1992 г. Этот показатель начал расти, несмотря на спад производства, и в настоящее время составляет 0,146 м3/дол. США. Следовательно, снижение объемов ВВП не сопровождалось адекватным сокращением водопотребления в отраслях материального производства.

Однако если по водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод является весьма острой, невзирая на уменьше­ние водоотведения и проводимую реконструкцию очистных соо­ружений.

Большинство рек республики относится к категории умерен­но загрязненных (ИЗВ=1-2,5). В категорию "загрязненные" (ИЗВ=2,5-4) попадали участки рек Свислочи ниже г. Минска, Днепра ниже гг. Могилева и Быхова, Узы ниже г. Гомеля, Мухавца ниже г.п. Жабинки, Лошицы в г. Минске и некоторые др. В последние годы наблюдается увеличение ИЗВ по многим ре­кам республики, что на фоне сокращения объемов поступающих сточных вод свидетельствует о нарастании скорости вторичного загрязнения и деградации процессов самоочищения водоемов. Известно, что для нейтрализации 1 м3 очищенных сточных вод необходимо их 10—12-кратное разбавление чистыми природны­ми водами, а загрязненные (неочищенные) стоки, которых в республике за 1999 г. было сброшено 26 млн. м3, требуют 50-крат­ного разбавления.

Ухудшение качества поверхностных вод в республике обус­ловлено не только сбросами в них неочищенных или недостаточ­но очищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, но и поступлением ливневых и талых вод с урбанизированных территорий и сельскохозяйственных полей. С последними в во­доемы попадает 50—60 % всех биогенных, органических ве­ществ и нефтепродуктов.

Актуальной для Беларуси является проблема состояния под­земных вод, которые служат основным источником водоснабже­ния республики и в значительной степени определяют качество среды обитания и здоровье населения. Высокая проницаемость пород обусловливает слабую защищенность подземных вод от поверхностного загрязнения, что сказывается на увеличении их минерализации, содержания в них хлоридов, сульфатов, нит­ратного и аммонийного азота.

Сильное загрязнение грунтовых и подземных вод происхо­дит в районах промышленных центров, горнодобывающих предприятий, нефтехимических производств. Так, в районе солеотвалов и хвостохранилищ Солигорских калийных комбинатов глубина зоны хлоридно-натриевого загрязнения превышает 100 м, а минерализация подземных вод достигает 300 г/л. Заг­рязнение подземных вод наблюдается в районах размещения во­дозаборных скважин в селитебной зоне населенных пунктов, в районе очистных сооружений, свалок, животноводческих ферм и т.п. Неудовлетворительным является и санитарно-техническое состояние самих водозаборов, где отсутствует необходимая санитарная защита, не соблюдается режим зон санитарной ох­раны водозаборов.

Анализ данных радиоактивного мониторинга состояния при­родных вод свидетельствует о том, что концентрация радионук­лидов в поверхностных водоемах республики не вызывает опа­сений. Максимальное их накопление приурочено к непроточ­ным местам и донным отложениям. Если в реках южных рай­онов Беларуси концентрация стронция-90 и цезия-137 за послеаварийные годы снизилась более чем в 20 раз, то в озерных эко­системах (замкнутого типа) отмечается ее возрастание в донных отложениях. Радиоактивное загрязнение подземных вод пока достоверно не выявлено.

Состояние природных вод республики требует совершенство­вания способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, предотвращения попадания в водоемы стоков животновод­ческих комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем водоснабжения и т.п.

Серьезные нарушения экологического равновесия природных систем Беларуси вызваны проведением в течение долгих лет крупномасштабных осушительных мелиоративных работ. В ре­зультате осушения 16,4 % (3414,3 тыс. га) территории страны произошла интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети. Регулирование русел затронуло свыше 1,6 тыс. малых и средних рек, превращенных в спрям­ленные водотоки, по сути — в каналы. Протяженность мелиора­тивной сети оказалась на порядок выше суммарной длины рек и ручьев. Все это привело к нарушению водного баланса больших территорий (в частности, Полесья), изменению водного режима (уровней и скорости воды) отдельных бассейнов и водных объек­тов, понижению уровня грунтовых вод, исчезновению многих малых водотоков, высыханию колодцев в сельской местности и прочим негативным изменениям в экосистемах республики.

Мелиорация послужила причиной сокращения суммарной площади болот Беларуси более чем на 40%, а ведь они являются мощным фактором регулирования объективных биосферных процессов, поддержания экологической стабильности всех при­родных систем. Поэтому важнейшим условием дальнейшего хо­зяйственного использования болот и разработки торфа, по мне­нию специалистов Института проблем использования природ­ных ресурсов и экологии НАН Беларуси, должно быть возобнов­ление болотообразовательного процесса путем повторного заболачивания выработанных торфяных месторождений. Это позволит восстановить естественное состояние сохранившихся болот Беларуси, которые в значительной степени выполняют функцию легких всей Европы.

Интенсификация сельскохозяйственного производства в 70—90-е годы, которая осуществлялась у нас путем внедрения химико-техногенной системы земледелия, способствовала не только определенному повышению плодородия почв и урожайности, но и ухудшению экологического состояния земель. Но данным почвенных исследований, эродированные и эрозионно-опасные земли составляют 41,5% площади пашни Беларуси. В результате неумеренного известкования кислых почв более 3% пахотных земель переизвестковано, что негативно сказывается на росте кальциефобных культур (льна, картофеля, люпина). Применение повышенных доз минеральных удобрений в конце 80-х годов привело к избыточному накоплению биогенных эле­ментов на 6% пахотных земель, следствием чего является недо­пустимо высокое содержание нитратов в сельскохозяйственных культурах, выращенных на этих землях. Колоссальный вред здоровью человека и других живых организмов наносят пести­циды, накопленные в почве за долгие годы их чрезмерного при­менения и десятилетиями сохраняющиеся в природном круго­вороте веществ.

До сих пор у нас не решена проблема удаления и утилизации стоков животноводческих комплексов, в радиусе до 3 км загряз­няющих земли и поверхностные воды нитратными формами азота, хлоридами, фосфатами и т.п. Серьезное загрязнение поч­венного покрова происходит в результате выбросов промышлен­ных предприятий и автотранспорта. В промышленных центрах республики земли выше допустимых норм загрязнены тяжелы­ми металлами (свинцом, цинком, кадмием, медью). Загрязне­ние почв придорожных полос наблюдается на расстоянии до 25—50 м от полотна дороги.

Большой ущерб понесло сельское хозяйство в результате чернобыльской катастрофы, которая привела к загрязнению бо­лее 1,6 млн. га сельхозугодий и выбытию из сельхозоборота 265,4 тыс. га. Загрязнение почв республики носит чрезвычайно неравномерный характер. В большинстве типов почв основное количество радиоизотопов сосредоточено в верхнем пятисанти­метровом слое, то есть в наиболее плодородном горизонте. Кро­ме непосредственного загрязнения почв радионуклидами, за время, прошедшее после катастрофы, обнаружено вторичное загрязнение почв вследствие применения загрязненного навоза и минеральных удобрений, золы после сжигания загрязненного топлива, а также в результате переноса загрязненных частиц транспортом, ветром.

Еще одна серьезная экологическая проблема Беларуси — тех­ногенная деградация ландшафтов как следствие неполного из­влечения полезного продукта при добыче минерального сырья, не комплексной его переработки, что ведет к скоплению огром­ных масс отходов так называемой пустой породы на территори­ях, пригодных для сельскохозяйственного использования, появ­лению пыльных бурь, концентрации вредных веществ сверх до­пустимых норм в почве, водоемах, воздухе. Ныне по вине про­мышленных отвалов ежегодно недобирается 8—10 % валовой сельскохозяйственной продукции. Накопление отходов про­изводства и потребления ведет к нарушению равновесия природ­ной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения.

Из почти 24,5 млн. т промышленных отходов, образовавших­ся за последний год в республике, было утилизировано только 16,7%. Основная часть неиспользованных отходов удалена на полигоны и шламонакопители предприятий (80,5%), остальные вывезены на полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), оставле­ны на территориях предприятий, сожжены, слиты в канализа­цию, водоемы или вывезены в несанкционированные места.

Для размещения отходов из хозяйственного обращения изы­маются сотни гектаров земли. Общая площадь земель, занятых у нас под полигонами отходов, составляет 2950 га, из которых 1250 га приходится на солеотвалы и шламохранилища Солигорских комбинатов. Другие отходы сконцентрированы на 164 по­лигонах (ТБО) и 80 накопителях промышленных отходов. Наи­большее количество отходов (81,3 %) образуется в Минской об­ласти, в основном за счет расположенного на ее территории вы­сокоотходного предприятия ПО "Беларуськалий".

Сегодня в республике накопилось около 700 млн.т. отходов. Сконцентрированные зачастую в не обустроенных местах, они являются источником загрязнения воздуха, почвы, поверхнос­тных и подземных вод. Вместе с тем многие виды отходов по сво­им качествам и содержанию в них ценных компонентов являют­ся потенциальным вторичным сырьем. Номенклатура промыш­ленных отходов составляет около 800 наименований. Это, пре­жде всего галитовые отходы и глинисто-солевые шламы Солигорских комбинатов, на долю которых приходится 79,3 % всех промотходов, а также фосфогипс, формовочная горелая земля, лигнин гидролизный, отходы производства вкусовых и пище­вых продуктов, промышленный мусор и др.

Уровень утилизации объемных отходов не превышает 18,4 % (лигнин), а наиболее массовые отходы — глинисто-соле­вые шламы — не используются вовсе. Более всего утилизирует­ся отходов производства вкусовых и пищевых продуктов (67,4 %), а также отходов потребления: бумаги и картона — 76,0 %, стекла — 74,9 %.

Ежегодно в республике накапливается около 2 млн. т ТБО, ос­новная масса которых вывозится на полигоны (городские свал­ки), занимающие в республике 815 га, и лишь 4 % утилизирует­ся на опытном заводе по переработке отходов "Экорео" В Минске. На одного горожанина в 1999 г. приходилось 267 кг бытового му­сора, что на 15 кг больше, чем в предыдущем году. Местоположе­ние, обустройство и условия эксплуатации большинства полиго­нов ТБО не соответствует нормативным требованиям, что усугуб­ляет экологическую опасность этих объектов. В то же время про­считано, что в случае утилизации всех ТБО только под Минском (как это с3делано, к примеру, под Веной) может быть получено 220 млн. м3 биогаза, а это составляет около 170 тыс. тут в год.

Среди социально-экономических последствий негативного антропогенного воздействия на экологию основным является ухудшение здоровья населения, которое можно рассматривать как интегральный показатель качества жизни человеческой популяции. Продолжительность жизни характеризует меру здо­ровья в социально-демографическом контексте. Последние деся­тилетия в Беларуси она неуклонно сокращалась. Так, если в 1970—1971 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни на­селения Беларуси была 72,5 года, в 1990 г. — 71,1, то в 1999 г. — 67,9 года.

Еще сильнее сократилась продолжительность жизни в сельс­кой местности. По данным медицинской статистики, за 20 лет (1970-1990 гг.), из которых 16 приходится на до чернобыльский период, средняя продолжительность жизни сельского населе­ния уменьшилась на 2,6 года (мужчин — на 3,3 года), что в зна­чительной степени связано с повышенной заболеваемостью се­лян в результате загрязнения природной среды химическими ингредиентами, применяемыми в сельском хозяйстве, и потреб­ления загрязненной нитратами питьевой воды из колодцев. Нитратному загрязнению в Беларуси подвержено около 75 % обследованных в последние годы колодцев.

Состояние окружающей среды сказалось и на здоровье насе­ления городов, где размещены крупные промышленные объекты (Бобруйск, Витебск, Гомель, Могилев, Мозырь, Полоцк, Новополоцк и др.). Загрязнение атмосферного воздуха — основная эко­логическая проблема городов — влияет в первую очередь на рост числа заболеваний органов дыхания, онкологических, аллерги­ческих заболеваний, отклонений со стороны иммунной системы вплоть до иммунодефицита, особенно у детей и подростков.

Следует отметить, что падение промышленного производства в республике, начиная с 1990 г., привело к некоторому СОИ ращению антропогенного воздействия на окружающую среду. Необходимо воспользоваться кратковременной передышкой, которую получила наша природа, чтобы предпринять меры по экологизации дальнейшего социально-экономического разви­тия страны. Это особенно актуально в условиях кризиса эконо­мики, когда все средства направляются на решение очевидных, сиюминутных проблем (снижение инфляции, социальной нап­ряженности, сокращение дефицита бюджета и т.п.), причем лю­быми путями, что чревато дальнейшим усугублением экологи­ческой ситуации.

4.1 Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве

 

Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии меж­дународного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяемся обеспечению выпол­нения международных конвенций и подписанных к ним прото­колов, разработке национальных механизмов их реализации» а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 17 ноября 1979 г.;

• Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30% к Конвенции 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния – 13 июля 1985г.;

• Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 4 ноября 1988г.;

• Венская конвенция об охране озонового слоя - 22 марта, 1985г.;

• Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой — 16 сентября 1987г.;

• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду трансграничном контексте — 25 февраля 1991г.;

• Рамочная Конвенция ООН об изменении климата - 9 мая 1992 г.;

• Конвенция ООН о биологическом разнообразии - 5 июня 1992 г.;

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения – 3 марта 1993г.

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы "Охрана атмосферного воздуха" с учетом выполнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их им­портерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразно­образия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети терри­ториальной охраны природы (EECONET), основной целью кото­рой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Боль­шинство европейских государств обязались спланировать и соз­дать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосистем явля­ются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохра­нения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функцио­нально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительс­твенными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по пробле­мам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.

Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации[1] междуна­родных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество приро­доохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. Подготовлены и изданы материалы Международной конферен­ции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, которая состоялась в Минске в 1997 г.

За приверженность нашей страны идеям экоразвития и ак­тивную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997г.) Республика Беларусь была из­брана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998г.).

В республике продолжается работа по реализации разрабо­танного целевой группой ЕЭК ООН проекта "Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг", выполняемо­го совместно с Польшей и Украиной.

В области охраны окружающей среды у Беларуси много об­щих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — последствия катас­трофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, приня­тых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Сог­лашение о взаимодействии в области экологии и охраны окру­жающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присут­ствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекаю­щих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руко­водителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного эко­логического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего ор­гана МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

Задачами МЭС являются:

• осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;

• проведение совместных экологических экспертиз проектов;

• оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;

• ведение межгосударственной Красной книги;

• определение условий и порядка участия сторон в выполне­нии обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:

• Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;

• Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой ис­чезновения видов животных и растений — Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;

• Соглашение о контроле над трансграничной перевозкой опас­ных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;

• Соглашение об информационном сотрудничестве в области эко­логии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;

• Соглашение о принципах взаимодействия в области рацио­нального использования и охраны трансграничных водных объ­ектов от 6 июня 1997 г.

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с дру­гими сопредельными государствами и потенциальными инвес­торами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) — с Польшей, Дани­ей, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

В рамках двустороннего сотрудничества регулярно прово­дятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологичес­кого сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотруд­ничеству в приоритетных направлениях охраны природы. Так, учрежденная в 1998 г. Белорусско-Латвийская комиссия основ­ное внимание в своей работе уделяет подготовке межправи­тельственного соглашения по охране и использованию бассейна р. Западной Двины/Даугавы.

Одним из главных направлений в сотрудничестве с Россий­ской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Про­должается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семи­нар на тему "Сближение законодательной и нормативно-методи­ческой базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси". Осуществляются совместные меры по оздоровле­нию и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины.

Главным направлением взаимодействия Беларуси с Поль­шей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению био­разнообразия Беловежской пущи и др.

В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Бела­русь и Данией развернута работа по таким приоритетным направ­лениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др. В частности, совместно с Дат­ским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бас­сейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы ра­боты по двум проектам, финансируемым Датским правительс­твом: "Обследование и утилизация старых, накопленных пести­цидов в Республике Беларусь" и "Получение энергии из радиоак­тивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь".

И это лишь малая толика примеров международного приро­доохранного сотрудничества нашей страны.

Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн. дол.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснащения предприятий; 1 млн. дол. — на проект сохранения биоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: