Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения




Тема 4. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

Понятие и принципы предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Вопросы местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Понятие и принципы предметов ведения и полномочий местного самоуправления

Применительно к органам публичной власти предметы ведения- тот круг(перечень) вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти, находится под его управлением. Этот уровень власти осуществляет по закрепленным за ним предметам ведения соответствующие виды деятельности (функции).

Полномочия - это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. Таким образом полномочия- это права, совмещенные с обязанностями.

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и могут конкретизироваться законами субъектов РФ.

Для характеристики предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин вопросы местного значения. К вопросам местного значения принято относить такие вопросы, которые:

1. могут самостоятельно решаться населением и (или) органами местного самоуправления и не требуют вмешательства органов государственной власти

2. последствия решения которых не выходят за пределы территории муниципального образования

ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года дает следующее понятие вопросов местного значения- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Европейская хартия местного самоуправления провозглашает следующие принципы установления компетенции местного самоуправления:

1. основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом

2. органы местного самоуправления в пределах, установленных законом обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти

3. осуществление государственных полномочий, как правило должно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам

4. предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными

5. при делегировании полномочий центральными и региональными органами местные органы самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям.

 

Вопросы местного значения.

Вопросы местного значения- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправлении самостоятельно. Причем ФЗ №131-ФЗ выделены отдельно вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа.

Вопросы местного значения в различных отраслях жизни муниципального образования:

1. В области бюджетной, финансово-кредитной работы в ведении муниципального образования находится формирование, утверждение, исполнение бюджетов муниципальных образований, контроль за их исполнением, установление, изменение, отмена местных налогов и сборов. К ведению муниципальных районов в данной области относится также выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

2. В области управления муниципальным имуществом в ведении муниципальных районов находится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, управление объектами муниципального хозяйства, в том числе муниципальными унитарными предприятиями.

3. В области коммунального хозяйства в ведении поселений находится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований, а в ведении муниципальных районов находится- организация в границах районов электро- и газоснабжение поселений.

4. В области дорожного строительства, транспорта в ведении поселений находится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов поселений, создание в поселениях условий для предоставления транспортных услуг населению, организация транспортного обслуживания населения. В ведении муниципальных районов находится содержание и строительство таких объектов местного значения, как автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

5. В области благоустройства в ведении муниципальных образований находится организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны лесов, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

6. В области связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания в ведении муниципальных районов находится создание условий для обеспечения жителей соответствующими услугами.

7. В области сельского хозяйства к ведению поселений отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства, а к ведению муниципальных районов- создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

8. В области градостроительства, землепользования в ведении поселений находится- утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений. В данной области в ведении муниципальных районов находится- утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории района, резервирование и изъятие земельных участков в границах района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий.

9. В области жилищного строительства в ведении муниципальных образований находится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

10. В области образования в ведении муниципальных районов находится организация общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

11. В области социальной работы в ведении поселений находится обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, расчет субсидий на оплату жилого помещения, оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями, а в ведении муниципальных районов- опека и попечительство в целом.

12. В духовно-культурной области в ведении муниципальных образований находится организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов, сохранение, популяризация и использования объектов культурного наследия местного значения, из охрана, создание музеев, создание условий для развития местного традиционного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения, обеспечение условий для развития массовой физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

13. В области здравоохранения в ведении муниципальных районов находится организация оказания скорой медицинской помощи, первично медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В ведении поселений и муниципальных районов находится создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

14. В области охраны общественного порядка, безопасности в ведении муниципальных районов находится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией, а в ведении поселений обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В ведении муниципальных районов и поселений находится также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите территорий поселений и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

7) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

8) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

10) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

11) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

12) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

13) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Полномочия органов местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией и законами Российской Федерации. Это положение, однако, не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий и компетенции для конкретных целей.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: