ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
Философия и культура | Философия и мировоззрение | Философия и картина мира |
Философия — ядро духовной культуры Мифология— рассказы о богах и героях Религия— представления и поведение, основанные на вере в сверхъестественное (Бог). Различают политеизм - многобожие, напр., буддизм и монотеизм-единобожие, например, христианство, иудаизм, ислам. Различают также мировые религии (буддизм, христианство и ислам) и национальные иудаизм, конфуцианство, индуизм) Наука— познавательная деятельность направленная на получение истинного объективного, обоснованного, систематичного знания. | Мировоззрение-система представлений о мире и человеке. Имеет разные типы: обыденное, религиозное, философское. Философиятеоретически обосновывает главные принципы мировоззрения. Религиозное мировоззрениеимеет след. виды: теизм понимает Бога как основу мира и его творца, контролирующего мировые процессы; деизмполагает, что Бог создав мир не вмешивается в его дела; пантеизм отождествляет Бог и Мир провиденциализм— религиозное понимание истории как управляемой Богом. Идеология-система взглядов социальной группы, класса, партии на общество и свое место в нем. | Картина мира-система представлений о природе, существует в разных формах. Мифологическая картина мира переносит отдельные черты человека на мироздание, т.е. антропоморфна, наполняет мир духами (анимизм)., в основе ее мифы (сказания о Богах и героях) Религиозная картина мираоснована на священном писании, дает готовые, неподвластные времени ответы на мировоззренческие вопросы. Научная картина мира— система представлений о природе, возникшая в естествознании. |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ГЕНЕЗИС) ФИЛОСОФИИ
Философия появляется 7-6 вв до н.э. в Древней Греции (как теоретическое мировоззрение),Древней Индии и Древнем Китае
Философия появляется как критическое преодоление мифологического сознания
Термин «философия ввел Пифагор в 6 в.до н., переводится как любовь к размышлению, любовь к мудрости.
З ападная (древнегреческая) философия, стремится познать мир,
восточная философия больше внимания уделяет духовному миру человека, имеет практический характер
Китайская философия: Конфуций уделяет большое внимание семье и государству. Даосизм считает дао безличным мировым законом.
Переход от мифологического осмысления мира к философскому можно проследить в китайском произведение «Книга перемен»
Индийская философия большое внимание уделяет духовному миру человека. Выделяет брахман – как духовную первооснову мира и Атман как субъективную первоосномву
буддизм полагает, что человек- страдающее существо, цель жизни -освободиться от страдания через достижение нирваны
МЕТОДЫФИЛОСОФИИ
Метод— совокупность правил и процедур для получения знания. | вид | представители | особенности |
Диалектика- учение о развитии, метод требующий рассмотрения взаимосвязи и развития явления | Стихийная диалектика | Первые греческие философы - Гераклит | Первым ввел понятие диалектика Сократ, рассматривал диалектику как движение понятий. |
Идеалистическая диалектик | Г.Гегель (18-19 вв.) открыл содержание трех законов диалектики (единство и борьба противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания) | Логико-гносеологическая диалектика -развивается прежде всего Абсолютная идея (мировой разум) | |
Материалистическая диалектика | К. Маркс, Ф. Энгельс утверждали, что законы диалектики имеют универсальный характер. | Развивается мир, мышление человека- отражение развития мира | |
Метафизика- учение о первоосновах мира, метод требующий нахождения вечных и неизменных истин о началах мира, познания и человека. | Термин ввел Андроник Родосский как название книги Аристотеля |
НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Название направление | Виды направления | Представители | Материя понимается как: |
Материализм- утверждает, что основой мира является материя. | Стихийный материализм | Первые греческие философы (Фалес, Гераклит, Демокрит) | Стихии: вода, воздух, земля, огонь |
Механистический материализм | Французский материализм 18 в. (Гельвеций, Гольбах, Ламетри) | материальная субстанция, вечная и неизменная, подчиненная механическим законам | |
Антропологический материализм | Л. Фейербах Н.Г. Чернышевский | Человек понимается как природное, телесное существо. | |
Диалектический материализм | Марксизм (Маркс, Энгельс | Материя - объективная реальность, познаваемая человеком | |
Идеализм утверждает, что основой мира является духовное начало | Объективный идеализм Субъективный идеализм | Платон-основоположник идеализма, Гегель, В. Соловьев Дж. Беркли, Э. Мах | Материя вторична, первичен объективный дух, то есть существующий независимо от сознания человека. (Бог) Материя вторична, первично сознание отдельного человека (субъекта) |
Рационализм утверждает, что основой познания является разум (мышление)человека | Р. Декарт -основоположник р-а Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. Гегель | ||
Эмпиризм утверждает, что основой познания является чувственный опыт. | Ф. Бэкон -основоположник эмп. Нового времени Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. | ||
Скептицизм (агностицизм) - сущность мира непознаваема. | Древний. -Пиррон (основоположник) скептицизм нового времени Д. Юм., Э. Кант | По мнению скептиков «знания о вещах изменчивы и текучи и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом.» |