Менеджмент
Александр Петрович
Требования преподавателя:
100% посещение лекций
Иметь все лекции в письменном виде
Зачёт автоматом
Введение в менеджмент, методологические и концептуальные основы менеджмента:
· Основные понятия и категории менеджмента
· Эволюция, генезис происхождения менеджмента.
Менеджмент – теория управления, воздействия субъекта на объект.
Тейлор, Камерсон, Гилберт (начало 20 века) – понятие менеджмента.
Разделение труда (мальчики-девочки). Вертикаль – отношения подчинения, горизонталь – отношения согласования. Например, ректор-декан – вертикаль, кафедра-кафедра – диагональ.
Управления нет без власти (способность влиять -> рычаги воздействия).
Методы управления:
· Финансовые
· Административно-учредительские (устав, правила)
· Социальные, социально-психологические
Управление – воздействие (С на О). Классическая наука об управлении – кибернетика (сначала признана лженаукой).
«Ничто не создаётся из ничего».
Школа сельских отношений показала значение человеческого фактора:
· Наличие объекта управленческой деятельности
· Отношения босс-подчинённый (команда)
· Ответственность за принятые решения
· Право принимать решения
Продукт управленческой деятельности – решение.
Интуиция, подсознание менеджера. ВАЖНО довести решение до исполнителей, иначе толку от решения ноль. Здесь важна мотивация исполнителей.
Эффективность управленческой деятельности зависит от трёх факторов:
· Организация (теория)
· Человечески фактор
· Организационные процессы
Управленческая парадигма и управленческая революция. Основные базовые понятия в менеджменте называются категориями.
|
Категории:
· О и С
· Функции управления (управленческая деятельность – процесс развёртывания функций)
· Методы управления
· Принципы управления (имеют конкретный исторический характер)
Виды менеджмента:
· Принципы управления 20-х годов
· Принципы управления 90-х годов
· Принципы управления социалистической плановой экономикой
· Принципы управления начала 21 века
Управленческая парадигма – система взглядов на менеджмент, выработанная теоретиками и практиками управления на основе обобщения реального управленческого опыта. Содержательной стороной управленческой парадигмы являются принципы управления.
Управленческая революция – смена одной парадигмы на другую, замена управленческих принципов на другие.
Тихая управленческая революция – замена принципов управления 20-х годов на принципы управления 90-х годов (замена фордизма паспортизмом). «Фордизм – наследие терроризма» (с) препод.
Факторы, влияющие на новую управленческую парадигму:
· Современная геополитика и геоэкономика
· Цифровая революция и влияние научно-технического прогресса
· Кризис современного гуманитарного знания, синергетика как новая концептуальная модель картины мира
Организация представляет собой единство внутренней и внешней среды. Способность организации адекватно реагировать на изменение внешней среды называется адаптивностью.
Современная деловая среда очень сложная, динамичная и турбулентная.
Лекция 2
Непосредственно деловая среда (потребители, читатели), внешняя среда – закон о СМИ, закон о рекламе. Организации бывают формальные (созданы на основе документов) и неформальные (создаются на основе народной инициативы). Неформальные организации постоянно требуют совершения неких действий.
|
Кибернетика и менеджмент – общее: объект и субъект, обратная связь, разное: менеджмент – люди.
В социотехнической системе, как правило, слабое звено – человеческий фактор.
Главный дефицит современности – доверие.
(Рекомендован фильм «Любить человека»)
Фордизм – жёсткость.
Постфордизм сравним с японской моделью управления.
Принципы управления имеют конкретный исторический характер, социальную память не стереть.
Общество знания. Управленческая революция. Переход от старой экономики к новой экономике. Переход от вертикальных отношений к горизонтальным.
Виды менеджмента:
· Системный подход. Организация представляет собой систему, имеющую вход-выход, процесс и обратную связь. На выходе имеем ресурсы, на выходе – товары и услуги. Механизм обратной связи позволяет осуществлять контроль над эффективным использованием ресурсов. Ресурсная концепция управления – распределить ресурсы, кому-то дать, кому-то не дать. Порождает конфликты субъектов.
· Ситуационный подход – организация представляет собой единство внутренней и внешней среды. Современная деловая среда сложная, динамичная, турбулентная и имеет вероятностный характер. Эффективность современной организации определяется её способностью реагировать адекватно на изменения внешней среды. Такая способность называется адаптивностью и составляет основу ситуационного подхода. (Стратегический менеджмент и его роль).
|
· Процессный подход – процесс рассмотрения управленческой деятельности как развёртывания управленческих функций (Анри Файоль – автор процессного подхода).
В современном мире идеологические противоречия сменились геополитическими и геоэкономическими. Больше нет идеологии общества. (Есть идеологии малых общественных групп: фашизм, религиозный радикализм и т.п.).
Геополитика – поиск новой модели мироустройства.
В результате крушения СССР в мире произошёл конфликт между двумя основополагающими принципами народного права. А именно: право нации на самоопределение и защита национального суверенитета.
Три сценария нового мироустройства:
· Однополярный мир (то, что США пытается внедрить во всём мире)
· Двухполярный мир (Россия и Китай)
· Многополярный мир (Китай и др. страны)
В данный момент эти сценарии находятся в равновесии.
Геоэкономика – 21 век – век борьбы за ресурсы. Нападки на Россию заключаются в желании получить её ресурсы.
Возрастание роли транснациональных корпораций и транснациональных банков. Усиление роли международных экономических организаций.
Характерной чертой современного мирового развития является финансолизация.
Лекция 3
Нищета порождает терроризм. Нищету порождает неравномерное распределение материальных ценностей.
«Кому это выгодно?» (с) Ленин.
Основные проблемы России – модернизация экономики и формирование гражданского общества – находятся в фокусе внимания вокруг вопросов инвестиции и инновации, власть и собственность, народ и элита. (Здесь работа Александра Панаева).
Внутренняя и внешняя среда.
Организация представляет собой единство внутренней и внешней среды. Каждая организация – это социотехническая система. Во внутренней среде выделяются следующие подсистемы:
· Социальная
· Производственно-техническая
· Информационная
· Экономическая
· Маркетинговая.
Вывод: все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры.
Во внешней среде:
· Макроокружение (часть внешней среды, общество и организация)
· Непосредственное окружение.
Макроокружение:
· Экономическое
· Политическое
· Правовое
· Социальное
· Технологическое
· Природно-географическое.
Деловая среда как непосредственное окружение:
· Потребители продукции и услуг (для нас аудитория)
· Поставщики материальных и природных ресурсов
· Конкуренты
· Инфраструктура
· Финансовая организация
· Рынок рабочей силы
· Транспортная организация
· Консультативные фирмы
· Страховые компании
· Государственные и муниципальные организации и органы власти.
Характер реагирования на изменения внешней среды составляет содержание стратегического менеджмента и стратегического анализа.
Рекомендовано: А.Н. Чернаков «Глобализация. Контуры целостного мира», 2005.
Каждое общество в своей жизни сталкивается с серией задач, которые оно решает наиболее приемлемым для себя образом. Каждая такая проблема – это вызов истории. В этом понимании вызов есть возникновение некоторых новых обстоятельств (условий) функционирования социума, ведущих к его изменению.
Вызов – историческая развилка, прохождение которой определяет дальнейшую историческую судьбу социума. Вызов – это один из важнейших механизмов, через которые реализуется альтернативность, многовариантность, траектория эволюции социума.
Вызовы по источнику происхождения:
· Естественно-природные
· Технологические
· Геополитические
· Институциональные (институциональная матрица)
Масштабы вызовов:
· Общечеловеческие (затрагивают человечество в целом)
· Цивилизационные
· Национальные