При задержке эвакуации из очага поражения, кроме общего согревания пораженных, проводятся мероприятия по предупреждению гиповолемии, показано обильное питье подсоленной воды или (лучше) соляно-щелочной смеси. При определении очередности эвакуации предпочтение должно быть отдано детям в тяжелом состоянии. В первую очередь из очага эвакуируются пораженные с нарушением дыхания при ожоге верхних дыхательных путей и сопутствующими повреждениями сосудов с наружным артериальным (наложен жгут) или продолжающимся внутренним кровотечением. Затем эвакуируют пораженных в тяжелом состоянии с обширными ожогами. Тяжелых пораженных вывозят из очага на приспособленном или санитарном транспорте в положении лежа на носилках, пострадавшие с небольшими ожогами выходят из очага пожара самостоятельно или эвакуируются транспортом в положении сидя.
Организация и осуществление медицинской помощи пораженным с механической травмой строится на основе общих принципов этапного лечения с эвакуацией по назначению с учетом конкретно сложившейся общей и медицинской обстановки.
В целом медико-санитарное обеспечение в ЧС природного характера, как и при других видах ЧС, является одним из наиболее трудоемких видов деятельности здравоохранения. Успешное решение этой задачи в значительной степени зависит от готовности Всероссийской службы медицины катастроф, учета особенностей ЧС и прогноза развития ситуации в ходе ликвидации медико-санитарных последствий.
Здесь нельзя руководствоваться каким-то одним типовым вариантом условий. Наряду с неясностью исходной обстановки, в ходе медико-санитарного обеспечения могут возникать неожиданные осложнения, которые способны оказать существенное влияние на исход ситуации (нарушение целостности дорог, возникновение вторичных очагов поражения, гибель медицинских кадров и др.). Все это создает дополнительные трудности для службы медицины катастроф, к преодолению которых она должна быть готова. К этому должен быть готов и каждый, находящийся в этом классе.
|
. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях:
Преподаватель предлагает рассказать об основных задачах, целях, принципах построения основных мероприятий и самих мероприятиях санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС
Вариант ответа
Санитарно-противоэпидемическое (противоэпидемическое) обеспечение в ЧС является составной частью медико-санитарного обеспечения и представляет собой комплекс организационных, правовых, медицинских и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдение санитарных норм и правил при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС. Оно включает:
- мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
- активное раннее выявление, изоляцию инфекционных больных и их эвакуацию в инфе-кционные больницы;
- выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионо-сителей;
- соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации;
- выявление лиц, подвергнувшихся риску заражения и организацию за ними наблюдения;
|
- изоляционно-ограничительные мероприятия; дезинсекцию, дезинфекцию, дератиза-цию;
- специфическую и неспецифическую профилактику;
- санитарно-просветительную работу.
Основными целями противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:
- предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения, и недопущение распространения опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС и за ее пределами;
- поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение эпидемической безопасности питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов.
Санитарно - эпидемиологическое благополучие - состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, а произошедшие стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии не привели к появлению зараженных территорий в зоне ЧС, а среди пострадав-шего населения отсутствуют массовые заболевания и отравления. При этом возникшая ЧС не требует проведения дополнительных (по сравнению с обычными условиями) санитарно -гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Эпидемическая опасность для человека - это угроза заражения людей возбудителями инфекционных заболеваний, которая определяется вирулентностью возбудителя, устойчи-востью его во внешней среде, длительностью выживаемости в пищевых продуктах и воде, путями передачи инфекции, восприимчивостью населения к данной инфекции, тяжестью течения заболевания.
|
Эпидемический очаг в ЧС - это место пребывания источника инфекции (пораженного, больного) в условиях ЧС и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезни, обусловленное соответствующими механизмами передачи.
Эпидемический процесс - распространение инфекционной болезни среди населения, заключающийся в формировании цепи эпидемических очагов, последовательно возникаю-щих один из другого.
Эпидемическая безопасность - условия жизнедеятельности человеческого сообщества, при которых отсутствует возможность формирования эпидемических штаммов возбудителей инфекции и реализации механизмов возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Основные цели противоэпидемического обеспечения населения в ЧС достигаются решением определенных задач на федеральном, региональном, территориальном, местном и объективном уровнях.
Эпидемическая вспышка - категория интенсивности эпидемического процесса, характеризующаяся одновременным возникновением у людей на определенной территории (в определенном коллективе) инфекционных заболеваний, связанных общим источником инфекции или путем ее передачи.
Эпидемия - массовое и прогрессирующее распространение инфекционного заболевания в пределах определенной территории, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости на данной территории
за аналогичный период.
Основные цели противоэпидемического обеспечения населения в ЧС достигается реше-ниием определенных задач на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
На федеральном уровне:
- разработкой и внедрением принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния биологических факторов окружающей среды;
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;
- научной разработкой и внедрением наиболее прогрессивных способов иммунной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля, санитарно-эпидемиологической разведки, новых направлений по ликвидации эпидемических очагов;
- слежением за вирулентными свойствами возбудителей опасных инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой специфического иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;
- взаимодействием органов, учреждений и формирований службы медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении противоэпидемических мероприятий;
- совершенствованием автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовки кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемической обстановке;
- использованием международного опыта в предупреждении и ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций.
На региональном уровне:
- разработкой нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения пострадавших при возникновении эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами, организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуации;
- контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, участием в экологическом мониторинге и слежением за уровнем содержания микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
- разработкой и реализацией неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов, по снижению уровня заболеваемости опасными инфекциями и осуществлению комплекса мер по усилению охраны территории пострадавшего региона от завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний людей и животных;
- внедрением во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации усиленного противоэпидемического режима, при появлении особо опасных инфекционных заболеваний - введением строгого противоэпидемического режима;
- рациональным использованием сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременным маневром при оказании помощи инфекционным больным и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
На территориальном (местном) уровне:
- постоянным контролем уровня инфекционной заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения;
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки (СЭР) и индикации биологических агентов, наблюдения и лабораторный контроль на объектах и в коллективах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям;
- выработкой рекомендаций по противоэпидемическому режиму на объектах экономики, обеззараживанию территории, помещений, транспорта в зависимости от вида возбудителя опасного инфекционного заболевания;
- контролем полноты и качества дезинфекции, санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпидемического режима при эвакуации населения и больных;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за питанием, водоснабжением населения;
- своевременным переходом ЛПУ на работу в условиях ужесточенного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;
- целенаправленной работой кабинетов инфекционных заболеваний, клинико-диагностических и бактериологических лабораторий при проведении массовых исследований по эпидемическим показаниям;
- регулярной подготовкой врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей СМП по вопросам особенностей инфекционной патологии в ЧС;
- обучение населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболеваний;
- созданием и поддержанием специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, СИЗ, питательных сред, дезинфекционных средств и другого расходного имущества;
- проведением экстренной (общей и специальной) и специфической профилактики по эпидемическим показаниям;
- выявлением, изоляцией и госпитализацией больных;
- диагностикой и лечением инфекционных заболеваний;
- соблюдением правил выписки реконвалесцентов;
- наблюдением за переболевшими и имевшими контакт с больными;
- захоронением умерших;
- проведением изоляционно-ограничительных и режимно-карантинных мероприятий при угрозе и после появления очагов опасных инфекционных заболеваний.
Понятие о карантине и обсервации. Организация бактериологической разведки и индикации возбудителей инфекционных заболеваний
Преподаватель предлагает уточнить понятия «карантин» и «обсервация», найти принципиальное отличие этих двух понятий и рассказать как происходит наблюдение за санитарно-противоэпидемической обстановкой в различных режимах работы, а также об эпидемиологическом (лабораторном) контроле.
Вариант ответа
В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, изоляционно-ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются на обсервацию и карантин.
Организация и проведение при обсервации и карантине изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий возлагаются на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемические комиссии.
Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит противоэпидемические мероприятия, осуществляет контроль и методическое руководство при проведении изоляционно-ограничительных и режимных мероприятий другими службами и ведомствами.
Карантин вводится при появлении в очагах катастроф среди пораженного населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок.
При установлении неконтагиозных инфекции карантин среди населения заменяется обсервацией, которая осуществляется в течение максимального срока инкубационного периода для данного заболевания, исчисляемого после изоляции последнего больного и проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки. При установлении единичных случаев заболеваний чумой, холерой, массовых заболеваний сибирской язвой и некоторых других высококонтагиозных заболеваниях, карантин сохраняется.
Обсервация вводится в районах катастроф с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием при появлении единичных случаев контагиозных инфекций. Изоляционно-ограничительные мероприятия запрещают выезд без предварительного проведения экстренной профилактики, ограничивают въезд и транзитный проезд через район обсервации. Между населенными пунктами и группами населения ограничивается контакт, а населением выполняются установленные правила поведения в эпидемическом очаге.
При появлении случая заболевания чумой, холерой, сибирской язвой, геморрагической лихорадкой и другой опасной инфекцией, распоряжением председателя комитета (комиссии) по ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий административной территории накладывается карантин или обсервация.
Карантин - комплекс административных, правовых, изоляционно-ограничительных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы ОБП (эпидемического очага) и повышение эффективности мер по его локализации и ликвидации.
Обсервация - система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными особо опасными инфекциями или выезжающими из зоны карантина. Основной задачей обсервации является своевременное обнаружение случаев появления инфекционных болезней с целью принятия экстренных мер по их локализации и устранению причин, способствующих их распространению.
Обсервацией предусматривается:
- выставление регулировочных постов на внешней границе зоны обсервации, основных маршрутах с целью ограничения въезда (выезда);
- выявление инфекционных больных и их изоляцию;
- проведение опроса и осмотра населения с целью активного и своевременного выявления инфекционных больных и контактных лиц;
- оказание медицинской помощи, эвакуация выявленных больных в инфекционные больницы, расположенные в пределах и вне зоны катастрофы;
- экстренную и специфическую профилактику по эпидемическим показаниям лицам, подвергнувшимся риску заражения среди пострадавшего населения, спасателей и обслуживающего персонала;
- противоэпидемический режим работы медицинских учреждений здравоохранения;
- осуществление целенаправленного санитарно-эпидемиологического надзора за эпидемически значимыми объектами, определяемыми по результатам эпидемиологического обследования;
- проведение текущей и заключительной дезинфекции, а по показаниям - и санитарной обработки;
- усиление санитарно-просветительной работы.
При установлении карантина проводимые при обсервации мероприятия усиливают дополнительными режимными, которые включают:
- оцепление зоны заражения и прилегающей к ней территории;
- организацию заградительных постов на всех второстепенных маршрутах, движение по которым полностью прекращается;
- организацию контрольно-пропускных пунктов (КПП) на основных маршрутах, по которым осуществляется подвоз дополнительных сил и средств для ликвидации ОБП, сырья для промышленности, продуктов питания и предметов первой необходимости для населения;
- развертывание санитарно-контрольных пунктов (СКП) на железнодорожных станциях, в портах и на аэродромах для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны карантина формирований и населения;
- организация приемно-передаточных пунктов (ППП) с целью материально-технического снабжения; работа ППП должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в его пределах;
- запрещение въезда, выезда и транзитного проезда через зону карантина без соответствующего разрешения штаба ГО области;
- охрану инфекционных больниц, водоисточников, продовольственных складов и предприятий, производящих продукты питания, организацию комендантской службы;
- максимально возможное разобщение населения, проживающего в разных населенных пунктах (выставление постов на маршрутах движения людей); разобщение рабочих по сменам, цехам, отделам;
- прекращение деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков с целью уменьшения контактов среди населения.
Обсервация и карантин отменяются по истечению срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.
Принцип организации противоэпидемических мероприятий является единым для всех опасных инфекций и предусматривает основные разделы работ:
1. Первичная изоляция больного.
2. Доклад о выявлении больного начальнику штаба ГО ЧС административной территории и вышестоящему начальнику здравоохранения и санэпидслужбы.
3. Установление клинического диагноза, госпитализация и лечение больного.
4. Изоляционно-ограничительные или режимно-карантинные мероприятия.
5. Выявление, изоляция и лечение лиц, контактировавших с заболевшим,
6, Дезинфекция в эпидемическом очаге.
7. Экстренная общая и специфическая профилактика.
8. Обследование на вибриононосительство в очаге холеры с изоляцией и лечением вибриононосителей.
9. Провизорная госпитализация и обследование всех подозреваемых на заболевание опасной инфекцией.
10. Усиление медицинского наблюдения за пострадавшим населением.
11. Санитарно-разъяснительная о мерах личной и общественной профилактики, правилах поведения в очаге инфекции.
Выполнение этих задач возможно при достаточной подготовке медицинского состава по вопросам эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики опасных инфекций, обеспечении постоянной готовности медицинских учреждений, формирований и других подразделений к работе в условиях строгого противоэпидемического режима и к проведению полного комплекса мероприятий по локализации и ликвидации очага.
Общее руководство, организация и контроль за проведением противоэпидемических мероприятий в очаге заболевания опасной инфекцией осуществляется санитарно-противоэпидемической комиссией (СПК). Мероприятия проводятся до полной ликвидации эпидемического очага. Решения СПК обязательны для исполнения всеми учреждениями и объектами, расположенными в районе очага и территории ЧС, независимо от их подчиненности.
Бактериологическая (санитарно-эпидемиологическая) разведка - это вид медико-санитарной разведки. Она включает сбор сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающийся в получении данных об эпидемических очагах; качестве воздуха, продовольствия и воды; санитарном состоянии территории жилого фонда, коммунальных и иных объектов, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных учреждений, влияющих на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Проведение бактериологической (санитарно-эпидемиологической) разведки предусматривает:
- непосредственное обследование районов ППБО, населенных пунктов и отдельных объектов, оценку санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния территории и населенных пунктов;
- сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы здравоохранения, учреждения ветеринарной и др. служб и ведомств;
- отбор для лабораторного исследования материалов от людей, животных и объектов внешней среды.
При планировании бактериологической (санитарно-эпидемиологической) разведки определяются ее конкретные задачи, районы и объекты, состав и оснащение разведгруппы, маршруты движения, сроки проведения разведки, порядок и форма представления донесения о результатах разведки. При постоянном пребывании разведывательных формирований в зоне ППБО бактериологическая разведка перерастает в санитарно-эпидемиологическое наблюдение.
Задачи санитарно-эпидемиологической разведки:
- выявление наличия, характера и распространенности инфекционных заболеваний среди различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;
- выявление эпизоотий среди диких и домашних животных, наличия и активности природных очагов инфекций в районах бедствия;
- определение санитарно-гигиенического состояния территории, населенных пунктов и водоисточников, проведение отбора проб воды для лабораторных исследований;
- учет и обследование местных санитарно-технических учреждений (санитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекционные больницы, лаборатории, водоочистные сооружения и т.п.) для решения вопроса об их использовании для нужд пострадавшего населения и прибывающих спасателей;
- оценка сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф, а также возможности их использования для проведения противоэпидемических мероприятий;
- изучение полученных данных об инфекционной заболеваемости от сохранившихся медицинских учреждений, органов местной власти в зоне ЧС.
В зависимости от условий и задач бактериологическая разведка проводится специалистами ЦГСЭН, НИИ эпидемиологического профиля, на базе которых создаются группы эпидемиологической разведки (ГЭР). В ГЭР могут входить: эпидемиолог, бактериолог, лаборант и др. специалисты (всего 3-5 чел.).
Проведение СЭР - обязанность всех звеньев медицинской службы всех ведомств, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
Руководитель санитарно-эпидемиологической службы, получивший информацию о возможных изменениях условий на своей территории, прежде всего изучает обстановку по имеющимся у него сведениям. Существенное значение имеет ознакомление с медико-географическими и санитарно-эпидемиологическими описаниями. Эти материалы дополняются информацией, получаемой от старшего медицинского начальника, штабов ГОЧС и органов здравоохранения.
Если возникает потребность в непостредственном обследовании отдельных районов и объектов, принимается решение о проведении санитарно-эпидемиологической разведки. Формулируется задача, определяются конкретные исполнители, указываются основные маршруты и объекты, а также сроки, место и порядок доклада о результатах разведки.
В процессе санитарно-эпидемиологической разведки определяется санитарное состояние населенных пунктов (порядок сбора и удаления нечистот, мусора, отходов, организация водоснабжения и питания и др.), наличие переносчиков инфекционных заболеваний, организация противоэпидемического обслуживания населения, местные ресурсы противоэпидемического обеспечения (санитарно-эпидемиологические учреждения, санитарные пропускники и др.).
Для сбора информации используются различные методы: непосредственное обследование (обход и осмотр) районов, отдельных объектов, получение данных от медицинских работников и местных органов власти, опрос местных жителей, взятие проб и проведение лабораторных исследований.
Основными объектами осмотра и обследования в зависимости от условий и задач могут быть населенные пункты, конкретные дома, квартиры, участки территории и пр. Наиболее полно и точно информацию можно получить в медицинских учреждениях, а данные об эпизоотической обстановке - у специалистов ветеринарной службы. Вторым по достоверности источником сведений являются органы власти. В ряде случаев единственным источником сведений может оказаться население.
Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует полученные сведения в интересах противоэпидемического обеспечения населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий ЧС.
Среди большого объема противоэпидемических мероприятий, проводимых в ОБП, индикация возбудителей инфекционных заболеваний является ведущим в ранней диагностике. Ценность лабораторных исследований зависит от надлежащего выполнения требований к сбору, хранению и транспортировке материала, а также от адекватности выбранных методик и профессионального уровня медицинских работников. Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация БС, в основе ее лежат лабораторные методы экспресс-анализа. Предварительный ответ может быть получен через 1-3 часа, окончательный - через 18-48 (72) часа.
Режим карантина сохраняется при ППБО с ООИ (чума, холера, натуральная оспа) и появлении массовых заболеваний сапом, сибирской язвой, сыпным тифом, желтой лихорадкой, орнитозом. При применении противником возбудителей малоконтагиозных инфекций режим карантина заменяется обсервацией.
Активное выявление больных, их своевременная изоляция и госпитализация являются главными противоэпидемическими мероприятиями, проводимыми при локализации и ликвидации ОБП. Активное выявление больных осуществляется санитарными дружинами путем опроса (2 раза в день) населения и измерения температуры тела. Одна санитарная дружина обслуживает в ОБП до 1500 человек. Санитарные дружины, кроме того, выдают средства экстренной профилактики, проводят простейшую разъяснительную работу. В своей работе они должны опираться на санитарный актив из числа населения. Результаты термометрии заносятся в специальный журнал.
При обнаружении больного или лица, подозрительного на инфекционное заболевание, санитарная дружинница сообщает об этом участковому врачу, под руководством которого она работает.
При работе сохраняется участковый принцип работы. Однако в связи с резким увеличением объемов работы участки делятся на микроучастки. Работа на микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе 1 врача, 2 медицинских сестер и 2 дезинфекторов, и бригаде приписывается автотранспорт. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады и санитарных дружин постоянно проводится в условиях строгого противоэпидемического режима. Участковый врач в составе бригады должен выехать к больному, осмотреть его на месте и при необходимости принять меры к его госпитализации, а также организовать дезинфекцию квартирного очага.
Все поликлиники прекращают принимать больных, а персонал их переводится на казарменное положение. За каждым врачом закрепляется микроучасток с санитарной дружиной. После осмотра, изоляции и госпитализации инфекционного больного медицинская бригада возвращается в свою поликлинику. Регистратура поликлиники становится диспетчерским пунктом, принимающим вызовы санитарных дружинниц и направляющим врачей по этим вызовам. В конце каждого дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму, в которую вносятся следующие данные: общее количество жителей на территории микроучастка, количество лиц, охваченных термометрией, число лиц с повышенной температурой неясной этиологии, количество госпитализированных, количество больных оставленных на дому; сведения о санитарно-просветительной работе. В случае проведения экстренной профилактики представляются данные о количестве людей, получивших препараты. Руководитель бригады обобщает полученные сведения и передает их в поликлинику, откуда они поступают в ЦГСЭН в виде донесения.
Экстренная профилактика осуществляется в отношении людей, подвегшихся инфицированию возбудителями опасных инфекционных заболеваний, с целью предупреждения развития у них инфекционного процесса.
В основе мероприятий по экстренной неспецифической профилактике лежит использование антибиотиков и других лекарственных препаратов, обладающих этиотропным действием.
Для надежной защиты населения экстренная профилактика должна проводиться немедленно при появлении среди пострадавших контингентов инфекционных заболеваний, имеющих тенденцию к распространению.
Экстренная профилактика в эпидемических очагах подразделяется на общую и специальную.