Прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и энергетического уровня травмирующих, и вредных факторов производственной среды.
Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на дорогах, породило трудно решаемые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей (отработавших газов, масел, продуктов износа шин и др.).
4. Проблемы в системах безопасности.
Значимость проблем в системах безопасности непрерывно увеличивается, поскольку растет не только число, но и энергетический уровень негативных воздействий. Если уровень влияния естественных негативных факторов практически стабилен на протяжении многих столетий, то большинство антропогенных и техногенных факторов непрерывно повышает свои энергетические показатели (рост напряжений, давлений и др.) при совершенствовании и разработке новых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, концентрация энергоресурсов и т. п.).
В последние столетия неизмеримо выросли уровни энергии, которыми владеет человек. Если в конце XVIII в. он обладал лишь паровой машиной мощностью до 75 кВт, то в конце XX в. в его распоряжении находятся энергетические установки мощностью 1000 МВт и более. Значительные энергетические мощности сосредоточены в хранилищах взрывчатых веществ, топлив и других химически активных веществ.
По мнению акад. Н.Н. Моисеева, “человечество ступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействий на среду обитания становится соизмеримой с могучими силами природы планеты. Это внушает не только гордость, но и опасение, ибо чревато последствиями, которые могут привести к уничтожению цивилизации и даже всего живого на Земле”.
|
Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и др.). Это хорошо иллюстрируют результаты работ по сокращению токсичных выбросов в атмосферу промышленных зон и как следствие по уменьшению негативного влияния этих зон на природную среду.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы.
Рост техногенного и антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, “парниковый эффект”, разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.
5.Задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
|
Безопа́сность — это такие условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими, на данном этапе, потребностями, знаниями и представлениями.
Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.
Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека, - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.
В основе возникновения опасностей техносферы лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и информации в жизненном пространстве. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.
Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и как следствие недостаточно эффективными. Ярким примером вышеизложенного является начавшийся в 70-е годы с тридцатилетним опозданием экологический бум, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.
|
Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату - грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.
В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.
Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.
Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности и систему глобальной безопасности.
Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические.
Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):
- первое — осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям;
- второе — разрабатываются эффективные меры зашиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры зашиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность;
- третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.
Таким образом, ч еловек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями как на человека, так и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.
Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека
План
1. Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
3. Ноксология – наука об опасностях
4. Закон толерантности
1. Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
Во второй половине Х1Х века в странах Западной Европы, в России, США началось интенсивное развитие машинного производства со всеми его негативными проблемами, характерными и для современности - несовершенство во техники, технологий и через это - загрязнение природной среды отходами, увеличение уровня заболеваемости и смертности как общей, так и связанной с производственными условиями - смертельные травмы, производственные болезни, уменьшение продолжительности жизни людей, рождаемость, активные процессы деградации окружающей среды.
Все это обозначается единым термином - глобальный экологический кризис Это комплексное понятие, связанное с политическими, социально-экономическими условиями жизни и деятельности человека в различных сферах - природной, которая предопределяет все остальные - производственную, бытовую, социальную, политическую, экономическую, психическую.
Итак, в настоящее время возникла необходимость анализировать, прогнозировать эти явления, от которых зависит безопасность человека, общества, всей цивилизации.
Первым, на современном научном уровне, об обеспечении безопасности человеку указал польский натуралист В. Ястшембовский. В 1857 г. он опубликовал работу "Черты эргономики", понимая под этим науку о безопасности труда, в которой приоритет отдавался машинам, не учитывая психику человека — работника (оператора).
Он считал, что коли машины, механизмы, техника станут безопасными, то и человек, работник (оператор) будут в полной безопасности Но кроме технической стороны необходимо учитывать и психическое состояние человека - человеческий фактор, который может часто меняться в зависимости от ситуации на что указывал известный русский ученый В. М. Бехтерев. Он стал основателем эргологии - учения о психических аспектах безопасности человека в его ранних сферах деятельности (Эргология — это частная этнографически-историческая дисциплина, служащая как конкретным исследованиям, так и изучению истории культуры. Эргология имеет своим предметом выяснение того, какие орудия и методы труда применялись в различные эпохи. Она занимается новыми изобретениями, заимствованными из других культур, изменениями, приспособлениями и усовершенствованиями орудий труда, а также изучает их применение и в некоторых случаях необходимое для этого сотрудничество, не исключая и крупные приспособления и механизмы. Эргология прослеживает происходящую в процессе работы смену необходимых и освобождающихся инструментов. При этом она бывает вынуждена реконструировать утраченные орудия труда на основании оставленных ими следов (например, в каменоломнях), описаний (указания размеров) и изображений (рельефы, изображения на вазах, монетах и печатях, живопись, чертежи). Особого внимания требуют реконструкции несохранившихся производственных методов, о которых можно судить по физическим, химическим, термическим или механическим изменениям (например, процессы плавки).
Эргология пытается интерполировать практическую работу, используя для этого все имеющиеся возможности, помимо типологии орудий труда. Чтобы реконструировать производственный процесс, она, следовательно, должна уметь “читать” последовательность изображаемых сцен, которые (как, например, охотничьи) появляются уже со времен мезолита. Эргология включает в себя современное исследование исторического и этнографического материаловедения, а также старых традиций. Она исследует специфику организации труда, например, с помощью сигналов и ритмических рабочих тактов. В академической науке эргология чаще всего рассматривается параллельно с технологией. Эргология принимает во внимание не только объекты (инструменты, орудия и место труда), но также социальные, религиозные аспекты, влияние обычаев на производственный процесс, включая “домашний труд”).
Таким образом, эргология пытается интерполировать практическую работу, используя для этого все имеющиеся возможности, помимо типологии орудий труда. Чтобы реконструировать производственный процесс, она, следовательно, должна уметь “читать” последовательность изображаемых сцен, которые (как, например, охотничьи) появляются уже со времен мезолита. Эргология включает в себя современное исследование исторического и этнографического материаловедения, а также старых традиций. Она исследует специфику организации труда, например, с помощью сигналов и ритмических рабочих тактов. В академической науке эргология чаще всего рассматривается параллельно с технологией. Всеми признается, что эргология должна принимать во внимание не только объекты (инструменты, орудия и место труда), но также социальные религиозные аспекты, влияние обычаев а производственный процесс,включая “домашний труд”.
В этот же период развития общества - в 1865 году возникла наука экология(гр. эйкос - место жизни, гр. логос - учение) Она изучает проблемы взаимодействия живых и неживых объектов, человека и общества с природой, их взаимное друг на друга, проблемы безопасной жизнедеятельности человека, общества в природы. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
(Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.
Таким образом, эти две отрасли знания - экология и безопасность жизнедеятельности человека очень тесно связаны, поскольку имеют общие объекты исследования - человек, природа (биосфера), результаты их взаимодействия. Но следует отметить, что для БЖД основным объектом изучения является человек и его безопасность в зависимости от различных факторов, и прежде всего тех, которые он сам и создает: антропогенные, техногенные, социально-политические, а также и природные.
Уже в глубокой древности обсуждали проблемы безопасности человека в процессе трудовой деятельности. Наивные зачаточные понятия о безопасности труда можно встретить у Гиппократа (460-377 гг до н. э.), Аристотеля (384-322 гг до н.э.). Уже они писали о важности условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
В период эпохи Возрождения известный врач Парацельс (1493-1541 гг Параце́льслат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм — знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии. (Ятрохимия (иатрохимия) - направление в медицине 16 -18 вв., представители которого рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления; болезни - как результат нарушения химического равновесия и ставили задачу поиска химических средств их лечения.
Изобретённый им самим псевдоним Парацельс означает «превзошедший» (древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н.э., который изучал опасности, связанные с горнорудным делом).
Он первым высказал принцип Цельса нормирования (принцип Парацельса) - «все есть яд, и все есть лекарство - все зависит от их дозы, нормы». Этот принцип стал теперь основой производственной санитарии, нормирования действия предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ на человека.
Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в своей работе "Горное дело".
Итальянский врач Рамаццани (1633-1714) заложил основы производственной гигиены в работе "О болезнях ремесленников".
Необходимо вспомнить и М. В. Ломоносова(1711-1765), который написал основные работы по безопасности труда в горнорудном деле.
Позже, в 19 веке, в связи с интенсивным развитием промышленности, появляются работы В. Л. Кирпичева(1845-1913), Г. П. Никольского (1855-1918), А. А. Пресса (1857-1930), В. А. Левицкого (1867-1936), А. А. Скочинского (1874-1960) и других ученых. Их труды стали основой современного учения о безопасной жизнедеятельности человека.
Позже были разработаны основы системного анализа безопасности, что позволяет выявлять нежелательные события, заложены основы учения о трудовой деятельности, которое является основой современной комплексной науки — эргономики. (Эргономика – это наука о приспособлении рабочих мест, предметов человеческой деятельности и всей организации процесса для наиболее безопасного и эффективного использования человеком. Это сравнительно молодая наука. Она основывается на новейших достижениях в области психологии, физиологии и гигиены человека, медицины, социологии, математики и других наук).
Существенного развития эргономикаполучила в трудах советских ученых в 20-30 х гг ХХ века. В 1921 г на первой Всероссийской конференции по научной организации труда и производства, которой руководил академик В. М. Бехтерев,была обоснована необходимость создания эргономикикак системы исследований трудовой деятельности человека для обеспечения ее эффективности.
В 1930 году советский физиолог М. А. Бернштейнв работе "Современная биомеханика и вопросы охраны труда" подчеркнул важность эргономического подхода к решению проблемы безопасности труда Он рассматривал человека как систему биологических механизмов, рычагов в, действующие согласно законам механики. Эргономика(гр. эргон - труд, гр. номос - закон) - учение о безопасности труда с помощью машин, механизмов. Это научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметами и целями деятельности и средой. Практическими задачами эргономики являются повышение эффективности деятельности человека при сохранении здоровья и всестороннего развития личности.
Основная цель эргономики - от техники безопасности к безопасной технике. Для этого необходимо уметь выявлять и классифицировать опасности, определять степень риска их проявления, знать принципы безопасности человека. Машины, из-за своей сложности, опасны, и особенно для малообразованных работников, при нарушении правил профессиональной ориентации, законов опасностей.
Основу эргономики составляет комплекс наук, предметом изучения которых, является исследование связей, взаимодействия человека с окружающим его средой - производственной, бытовой, естественной, социальной. Эргономика развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, с научной организацией труда (НОТ), художественным конструированием (дизайном).
Проблемы эргономики, в зависимости от поставленных задач, решают психологи, физиологи, медики-гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры многообразных специальностей. Развитие эргономики как самостоятельной научной дисциплины, началось после 1949 года, когда К. Марелли во главе группы английских ученых организовал Эргономичное исследовательское общество. С этим именем связано формирование эргономики как самостоятельной науки. В 1955 г. в Европе была создана Международная эргономическая ассоциация, объединившая ученых, занимающихся разработкой проблем эргономики. В 1961 г в Стокгольме состоялся первый Международный конгресс по проблемам этой науки, в котором приняли участие представители более 30 стран мира. С 1957 года в Великобритании издается журнал "Ergonomics" Теперь это официальный орган Международной эргономической ассоциации, с 1969 гиздаются журналы "Applied Ergonomics", "Ergonomics Abstractscs", "Ergonomics Abstracts".
Важной проблемой безопасной жизнедеятельности является профессиональный отбор или профессиональная ориентация, о чем шла речь еще в 1921 году на Барселонской международной конференции по безопасности труда Здесь были утвержден два направления - профессиональный отбор и профессиональная ориентация.В профессиональной ориентации главным элементом является человек с его индивидуальными психо-физиологическими особенностями, которую ориентируют на определенную профессию.
При профессиональном отборе главным является профессия с ее специфическими требованиями, в соответствии с которыми подбирается человек. В этом случае важными факторами являются здоровье, специальные знания, интеллект, индивидуальные особенности. Именно этому уделяли и уделяют большое внимание в теории и практике безопасной жизнедеятельности человека.
Таким образом, стремление человека защищать свою жизнь является его естественной потребностью. К сожалению, окружающий человека мир оказывает на него не только позитивное, но и довольно часто негативное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни человека.
Негативные воздействия окружающего мира вечны. Они оказывали и оказывают отрицательное влияние на человека со дня его появления на Земле и до наших дней. Естественной реакцией человека на негативные воздействия является его постоянная защита себя и окружающей его среды от опасностей.
В конце ХХ в. с этой целью человек разработал и широко использует приемы и средства своей защиты. В этот период возникли учения о безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека и защите окружающей среды (ЗОС). Однако уже сегодня, в начале XXI в., со всей очевидностью стало ясно, что эти два научно-практических направления в основном решают одну задачу — защиту человека и природы от негативного воздействия современной, искусственно созданной человеком среды обитания — техносферы.
2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Целью изучения безопасности жизнедеятельности является формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Объектом защиты является человек.
3. Ноксология – наука об опасностях
Человечество постоянно усовершенствует свою жизнь, тем самым усложняя свою среду обитания, то есть техносферу. Вводя в обиход какие-либо новшества, создающие удобства, человек подвергает себя какой-то новой опасности. Например, придумав автомобиль, людям стало гораздо удобнее и быстрее передвигаться, нежели на лошадях, но выхлопными газами автомобили стали загрязнять атмосферу. Таким образом, каждое новшество рождает опасность, именно поэтому в современном мире их насчитывается огромное количество. Опасности подстерегают нас на каждом шагу: дома, на работе и даже на природе. Необходимо изучать опасности, чтобы в дальнейшем обеспечить безопасность человечества, именно поэтому наука ноксология имеет огромное значение для современной жизни.
Ноксология - наука об опасностях материального мира Вселенной. Рассматривает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей их средой на уровнях, приносящих ущерб здоровью и жизни организмов, или на уровнях, нарушающих целостность окружающей их среды.
Человек как вид существует приблизительно 1,5 миллиона лет, за это время человек изменился сам, и изменилась окружающая среда, то есть среда обитания человека. Все элементы и факторы окружающей среды делятся на позитивные и негативные. Негативных факторов насчитывается несколько сотен видов. К концу XVII, началу XVIII веков человечество создало новый элемент окружающей среды - техносферу, то есть сферу техники. В настоящее время техносфера включает в себя:
- все виды населённых пунктов;
- все виды транспорта и транспортных путей;
- сельскохозяйственные территории различной степени освоенности;
- зоны отдыха;
- промышленные территории;
- территории военных комплексов;
- зоны складирования и переработки отходов (промышленных, - радиоактивных, отходов коммунального хозяйства).
Создавая комфортные условия жизни, люди думали, что создают безопасную среду, но среда современной жизни человека, то есть техносфера не оправдала надежды людей, потому что, чем сложнее техносфера, тем она опаснее. Опасности окружающей среды привели к возникновению науки ноксологии, то есть науки об опасностях.
Цель ноксологии: углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.
Ноксология предусматривает следующие методы обеспечения безопасности:
- разделение гомосферы и ноксосферы: применение защиты расстоянием и временем, вывод человека из зоны действия опасного фактора или сокращение времени пребывания человека в зоне при наличии вредных факторов воздействия, использование экобиозащитной техники и организационных мероприятий;
- нормализация ноксосферы: защита зон жизнедеятельности от естественных негативных воздействий; снижение негативного влияния источников опасностей и вредных факторов до нормативных требований и допустимых уровней воздействия; осуществление оценки воздействия на окружающую среду при проектировании объектов техносферы;
- приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы: обучение, инструктаж, снабжение человека эффективными средствами защиты, приспособление человека, профессиональный отбор работающих, тренировка, подготовка населения к действиям в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях;
- комбинирование указанных методов.
Задачи ноксологии:
- сформировать представления о современных опасностях;
- научиться идентифицировать источники и зоны опасности;
- изучить принципы минимизации опасностей в источнике возникновения и на пути распространения;
- научиться оценивать опасности по различным критериям.
Принципы ноксологии:
1. Принцип существования внешних негативных воздействий на человека и природу.
Человек и природа могут подвергнуться негативным внешним воздействиям. На человека и природу постоянно воздействуют внешние по отношению к ним системы. Вполне вероятно, что некоторые из них будут способны причинять ущерб здоровью человека или угрожать природе.
2. Принцип антропоцентризма.
Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования. Реализация этого принципа делает приоритетной деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних систем. К ней относятся такие направления исследований как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т.п.
3. Принцип природоцентризма.
Природа лучшая форма среды обитания биоты, ее сохранение -- необходимое условие существования жизни на земле. Реализация этого принципа означает, что защита природы является второй по важности задачей ноксологии. При этом изучается негативное воздействие промышленных и бытовых отходов, техногенных аварий, селитебных и промышленных зон на региональные природные территории и акватории; анализируется воздействие опасных техногенных объектов на природу в межрегиональных, межконтинентальных и глобальных масштабах. Деятельность по реализации второго и третьего принципов связана с идентификацией опасностей и зон их действия, возникающих при применении техники и технологий; с разработкой и применением экобиозащитных средств; с контролем качества их эксплуатации; с мониторингом опасностей в зоне пребывания людей и в природных зонах, испытывающих негативное влияние техносферы. В то же время такие направления исследования и практические разработки, как достижение высокой надежности технических систем и технологий, создание высокопрочных строительных конструкций и т.п. в ноксологии имеют прикладное значение, поскольку они реализуются авторами проектов технических объектов для достижения таких показателей, как допустимые отходы и допустимый техногенный риск.
4. Принцип возможности создания качественной техносферы. Создание человеком качественной техносферы принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека и природу. Этот принцип указывает на возможность достижения качественной техносферы и определяет пути достижения этой цели, основанные на знании человеком необходимости соблюдения нормативных требований по допустимым внешним воздействиям на человека и природу.