высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(МГЭИ)
Тверской филиал
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для студентов направлений37. 03. 01 «Психология»
40.03.01 «Юриспруденция», 38.03.01 «Экономика»,
38.03.02 «Менеджмент»
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
Тверь 2015
Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры математики и естественно-научных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № 1 от «28 » августа 2015 года.
Рецензенты:
кандидат химических наук, доцент
Мухометзянов А. Г.
Пьянова Л. В. Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2015. 688 стр.
Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления 37.03.01 «Психология», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»,
40.03.01 «Юриспруденция» к валификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания, охраны труда, экологической безопасности, поведения человека в чрезвычайных ситуациях и при возможности воздействия терроризма.
Л. В. Пьянова
Московский гуманитарно-экономический институт
г.
Содержание:
Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности
жизнедеятельности человека..............................................................................4
Тема 1. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.......4
Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы............................................22
|
Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности
человека...............................................................................................................38
Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности.............................135
Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности...............................135
Тема 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны....187
Раздел III. Основы физиологии труда и комфортных условий жизни...........238
Тема 6. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни................238
Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных
факторов среды обитания..................................................................................263
Тема 7. Природные и техногенные опасности и защита от них.....................263
Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности.........393
Раздел V. Безопасность населения и территорий
в чрезвычайных ситуациях................................................................................506
Тема 9. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы
защиты населения и территорий.......................................................................506
Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера..................566
Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности
городских условиях...........................................................................................566
Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений
террористического характера...........................................................................596
Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека
|
Тема 1. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.
План.
1. Человек как биологический и социальный субъект.
2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
6. Мотивация риска
7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
8. Основные причины деградации окружающей среды
9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы
1.Человек как биологический и социальный субъект
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле. Вопрос о сущности человека - один из основных в истории философской мысли. Человек появился на Земле в итоге сложного и длительного процесса историко-эволюционного развития. Человеческая ветвь стала самостоятельной 12 - 15 млн. лет тому назад. О человеке можно сказать - это живая система, представляющая единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного.
Как социальному существу, человеку присуще социальное движение, включающее в себя все другие формы движения, которые функционируют под влиянием социального, но нераздельно связаны с природой. Это означает, что человек как социальное существо может нормально функционировать только в том случае, если он не нарушает законы природы, а лишь использует их, действуя в соответствии с этими законами.
К сожалению, лишь сравнительно недавно люди начали понимать, что природа представляет собой сложнейшую систему, в которой один биологический вид необходим для других. Являясь вершиной этой системы, человек зависит от остальных видов, которые своим развитием обуславливают появление его, и обеспечивают ему природные условия существования.
|
Человеку как биологическому и социальному субъекту присущи физиологические, материальные и духовные потребности. Потребности - это нужды или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, внутренний побудитель активности. Потребности отличают человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде.
Биологические потребности человека обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Примером таких потребностей является потребность человека в воздухе, пище, воде, тепле, солнечной энергии и др.
Важную роль в жизни человека играют материальные потребности. К ним относятся: потребность в жилье, деньгах, одежде и др., но следует отметить, что материальные потребности человека безграничны и на протяжении всей своей жизни человек стремится к максимальному удовлетворению своих материальных потребностей.
Но самое поразительное достижение человека - созданный им мир духовных ценностей, достижения науки и искусства. Книги, картины, музыкальные произведения, памятники зодчества, система знаний об окружающем нас мире, о самих людях - все это результат творческой деятельности человека.
Итак, человеку принадлежит особое место среди всех существ, живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого, он познал тайны окружающего мира и создаёт для себя среду обитания.
2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
Жизнедеятельность человека осуществляется в системе "человек - среда обитания". Часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует, можно назвать природной средой обитания.
Система - совокупность функционально взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на выполнение общей задачи. Несмотря на разнородность элементов по структуре и принципам функционирования, системная организация имеет много универсального, что позволяет изучать ее и устанавливать общие законы деятельности.
Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно - воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:
Абиотическая среда (фактор среды) — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.
Биотическая среда (факторы среды) — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.
Антропогенные (антропические) факторы вос принимающие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.
Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.
Для системы "человек - среда обитания" характерно наличие определенных зависимостей.
1. Человек и среда обитания неразрывны и постоянны.
2. Среда обитания динамична по своему состоянию, и ее благополучие временное, до начала проявления опасного фактора.
3. Среда обитания всегда имеет опасные для человека факторы (аксиома БЖД).
4. Безопасность человека в среде обитания во многом определяется состоянием организма человека, уровнем информированности и адекватности поведения.
Вначале человек жил в согласии с природой, брал от нее столько, сколько нужно для жизни, но эволюция делала свое дело. Человек ставил себе на службу все новые виды энергии и создавал механизмы, машины, которые облегчали ему существование. На Земле появились созданные человеком заводы, фабрики, транспортные системы и другие технические объекты, создавая искусственный технический мир, превращая биосферу в техносферу. Этот технический мир находится в явном противоречии с законами жизни на Земле.
Биосфера - область жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.
Техносфера - в прошлом регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям; техносфера - регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.
Производственная среда - это условия в производственных помещениях. Слагается из внешних воздействий (природный фон, транспорт и др.), цеховых условий (общий шум, запыленность, излучение и др.), условий, создаваемых непосредственно местом работы (станком, инструментом и т.п.). Наибольшее значение имеют шум, вибрация, химический состав воздуха помещений. Источниками опасных и вредных производственных факторов являются оборудование и технологические процессы. Производственная среда не исчерпывается только приведенными характеристиками. По мнению специалистов, ее следует рассматривать в совокупности с социально-психологической средой в коллективе. При неблагоприятной среде улучшение климата ведет к повышению производительности труда, снижению заболеваемости.
Бытовая среда - это условия жизни в жилых помещениях. Включает физико-химические и биологические факторы, в том числе психологические. Складывается из внешних воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон, загрязнение атмосферы, влажность и состав воздуха, влияние строи тельных конструкций и отделки, цвет стен, радиоактивность строительных материалов, пыль и т.п.) и факторов бытовой деятельности (квартирные шумы, запахи и т.д.). В бытовую среду включаются социальные факторы: отношения в семье, между соседями и т.п.
Отклонения от допустимых условий деятельности всегда сопровождаются воздействием негативных факторов на человека и принуждают его переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, что отрицательно влияет на производительность труда, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям, а иногда и к гибели людей.
Критериями безопасности являются ограничения, вводимые на концентрации веществ, и потоки энергии в жизненном пространстве.
3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
Микроорганизмы - это мельчайшие, преимущественно одноклеточные существа, видимые только в микроскопе, способные существовать в различных условиях, характеризуются огромным разнообразием.
Микроорганизмы - самые древние живые существа на нашей планете. С момента их появления минеральная история Земли идет параллельно и взаимосвязано с эволюцией живого. Именно в результате геохимической деятельности микроорганизмов произошло накопление определенных минералов в природе, были подготовлены условия для возникновения и эволюции растений и животных, и в конечном счете, сформировалась биосфера планеты. Основную роль в поддержании биосферы в более или менее устойчивом состоянии путем осуществления круговорота необходимых для жизни элементов продолжают выполнять микроорганизмы и в наши дни.
Человек, постоянно находясь в окружении микробов, издавна ощущал проявления их жизнедеятельности, а некоторые из них использовал в своей практике. Так, с давних времен люди занимаются виноделием, пивоварением, приготовлением квашеных продуктов, выпечкой хлеба, вымачиванием льна и некоторыми другими производствами, в основе которых лежат микробиологические процессы. Повсеместно в окружающей человека среде происходило и происходит разложение различных веществ. И, наконец, во все времена человечество страдало от микроорганизмов, вызывающих инфекционные заболевания.
Микроорганизмы всеядны, используют для питания все без исключения природные вещества, а также многие соединения, синтезированные человеком.
В почве живут и развиваются самые разнообразные микроорганизмы - бактерии, грибы, водоросли и простейшие. Благодаря ним миллионы лет совершается круговорот веществ и энергии, связывающий органический и неорганический мир природы. После отмирания растений, травоядных и хищных животных органическое вещество их тканей становится объектом питания бактерий, простейших и насекомых.
Почва представляет собой природный биофильтр. Роль микроорганизмов в ней состоит в разложении органических звеньев экологической системы. Лишь наиболее стойкие из органических соединений не поддаются биохимическому разложению и накапливаются в биосфере. Результат такого накопления представляют, например, запасы ископаемого топлива.
Следует отметить, что в почве встречаются и микроорганизмы - возбудители гниения плодов и овощей, а также болезнетворные бактерии, вызывающие столбняк, ботулизм, газовую гангрену, сибирскую язву, многочисленные кишечные инфекции. Поэтому попадание таких микроорганизмов на фрукты и овощи может привести не только к порче и снижению их качества, но и к пищевым отравлениям и даже инфекционным заболеваниям.
Вода рек, прудов, озер и морей представляет собой естественную среду обитания микроорганизмов. Основная их масса попадает в водоемы с почвой, сточными и промышленными водами, пылью, различными органическими остатками и т. д. В водоемах постоянно идут процессы самоочищения от болезнетворных микроорганизмов, однако они могут стать причиной возникновения "водных" эпидемий острых кишечных инфекций. Поэтому определение чистоты воды и предупреждение ее загрязнения - главное мероприятие в профилактике инфекционных заболеваний.
Можно сделать вывод, что микроорганизмы имеют огромное влияние на жизнедеятельность человека. В генетике открытие новых методов получения наследственно измененных форм полезных микроорганизмов позволило шире применять их в сельскохозяйственном и промышленном производстве, а также в медицине.
4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
Флора - исторически сложившаяся совокупность видов растений, характерная для определенного географического пространства, связанная с его современными природными условиями, геологическим прошлым и находящаяся в более или менее устойчивых отношениях с флорой других, в частности смежных, частей земной поверхности. Понятие "флора" охватывает все растения определенной территории.
Фауна - это совокупность видов животных, обитающих на определенной территории или акватории. Фауна того или иного района складывается из различных групп животных в процессе исторического развития.
Существование человека, а также мира животных, было бы невозможным без растений, чем и определяется их особая роль в жизнедеятельности человека и жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения способны аккумулировать энергию солнца, создавая при ее посредстве органические вещества из веществ неорганических, при этом растения извлекают из атмосферы углекислый газ (СО2) и выделяют кислород (О2). То есть, растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ. Растения - это основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
Важную роль в жизнедеятельности человека также занимают животные. Наши отдаленные предки очень хорошо знали диких животных, птиц и рыб, т.к. их существование зависело от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных служило основным источником питания. Из шкур убитых зверей изготовляли одежду, из костей - ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали для шитья шкур вместо ниток и для тетивы лука. Изучив повадки зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них.
Животные играют очень важную роль в обеспечении населения Земли продуктами питания (молоко, мясо, сало, яйца и др.), обеспечивают легкую промышленность сырьем - шерсть, кожа, щетина и др.; животные дают живую тягловую силу - лошади, волы, ослы, верблюды и др.; дают органические удобрения - навоз, из продуктов и отходов определенных животных получают некоторые корма, а также различные лекарственные препараты. Рыболовство, особенно морское, промысел различных ракообразных и моллюсков также имеют важное значение для получения пищевых продуктов, лекарств и др. необходимых средств. Многие животные играют большую роль в уничтожении вредителей культурных растений. Велико также эстетическое значение животных в природе (разнообразие окраски бабочек, пение птиц и т.д.).
В результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека, очень сильно влияющей на природу, многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, и еще многим угрожает вымирание. Поэтому в настоящее время возникла огромная необходимость в охране природы (окружающей среды). Создаются многие организации и проводятся различные мероприятия по охране окружающей среды, ведь человек понимает, как велико значение флоры и фауны для его жизнедеятельности.
5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
Социальные, духовные и политические факторы влияют на характер, мораль, воспитание человека так же, как и психофизическое состояние. Эти факторы вызывают стрессы, негативные эмоции, которые могут привести к разным последствиям, большинство из них несут болезни, а некоторые могут вызвать смерть.
Большую часть своего "активного" времени человек проводит на работе и дома, поэтому чрезвычайно важно, чтобы и там и тут не возникали стрессовые ситуации.
Социальный фактор влияет на требовательность человека. Одним из основных критериев требовательности является наличие потребностей и мотивов требовательного отношения к своим действиям и поведению. Требовательность личности может проявляться на разных уровнях: на уровне осмысленного отношения при условии контроля, и на уровне непосредственных потребностей личности к самоусовершенствованию, когда человек проявляет требовательное отношение по собственной инициативе для достижения лучших результатов своей деятельности.
Духовная среда - это понятие, по смыслу схожее с понятием окружающей среды. Но речь идет не о местонахождении человека в процессе труда и жизнедеятельности, а о душе человека, его психологическом состоянии. Духовная среда человека зависит от социально-психологического фактора стойкости объединения людей, что исторически сложилось на базе экономической, социальной, религиозной, культурной, бытовой жизни.
Поэтому, чтобы рассмотреть духовное состояние человека, надо изучить ту среду обитания, в которой он находится, это окружающие его люди (друзья, близкие), территория, язык. Ведь каждая личность является составной частью социальной целостности, социальной структуры общества. Личность - интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, осваивания им материальных, духовных предметов общественной культуры, социального опыта. Особенности физической и научно-психологической организации индивида - одно из условий формирования личности, но суть все же определяется социальной средой. Объективная социальная реальность во многом объясняет реальность и содержание процесса самореализации человека, его вхождение в социальную структуру общества, формирование различных типов личности.
Функционирование человека в политической жизни обусловлено необходимостью удовлетворения политических потребностей: участие в формировании и совершенствовании политической системы, в деятельности партий, различных общественно-политических образований, в выражении общественных мыслей и др.
Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать социуму, идентифицировать себя со своей нацией, определенной социальной группой, партией, организацией. Часто человек приобщается к политике, чтобы стать частицей группы, почувствовать понятие "мы".
Из политических потребностей всплывают политические установки - активное, действенное отношение индивидуума к различным политическим институтам, политическим проблемам, действиям и др.
Таким образом, социальные, духовные, политические факторы (их негативное влияние или неудовлетворенность ими, а возможно, и активное и удовлетворительное влияние) оказывают воздействие на черты характера человека, особенно на трудовую активность, человек может проявлять энтузиазм.
6. Мотивация риска
Жизнь человека практически все время связана с его деятельностью (трудом), направленной на преобразование окружающей его среды обитания. В процессе деятельности могут возникать опасные ситуации, в которых создается достаточно большая возможность несчастного случая.
Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. Именно мотивы являются тем психологическим фактором, исходя из которого можно найти ответ на вопрос, почему в данной ситуации человек действует именно так, а не иначе. Человек порой преднамеренно идет на нарушение правил, подвергая себя при этом высокой опасности, поэтому необходимо прежде всего раскрывать мотивы такого поведения.
Одним из важнейших мотивов в жизни являются: стремление к успеху (в работе и личной жизни), к богатству (для реализации своих физиологических, духовных и творческих потребностей), к власти (для реализации своих планов). Преуспевают лишь люди, руководимые сильными, страстными желаниями и обладающие недюжинной, твердой волей, которые не ломаются от препятствий на пути к осуществлению цели.
В труде проявляются следующие основные пять мотивов: выгода, удовлетворенность, безопасность, удобство, нивелирование в трудовом коллективе.
Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. Имеется в виду материальная выгода (зарплата, премия, желание быстро разбогатеть, часто за чужой счет) и социальная выгода (самоутверждение, престиж, независимость).
Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Например, человек хочет "показать себя" или "доказать себе и окружающим", что он может что-то, чего не могут другие.
Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности (уменьшение заработка, лишение премии), а также опасности социального порядка (административное наказание, потеря авторитета).
Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания с меньшими энергетическими затратами и психологическим напряжением.
Мотив нивелирования состоит в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной группе (быть не хуже других). В данном случае человек не ищет ни награду, ни наказание, и в этом отличие мотива нивелирования от других мотивов.
Перечисленные мотивы присутствуют в трудовой деятельности человека. Однако роль и удельный вес каждого из них в общей мотивации у разных людей далеко не одинаков. Показателем места мотива в общей мотивации является, прежде всего, его сила по сравнению с силой других мотивов.
Мотивированный риск может совершить человек, у которого, например, очень развито самолюбие. Не находя удовлетворения в обычных способах самовыражения, он проявляет авантюрные инициативы, склонные к риску, притягательность которых для него связана именно с тем, что человек переживает остроту нарушения грани общепринятого и бравирует этим.
Немотивированный риск направлен уже не на приспособление к опасности, а скорее на противодействие ей. Здесь поведение организовано таким образом, чтобы при встрече с опасностью показать, что ей можно противостоять. Появлению немотивированного риска способствуют и сложившиеся социальные установки (поговорки: "трус не рискует", "риск - благородное дело").
7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
Метод - способ достижения цели. Методами (способами) осуществляется конструктивное и техническое воплощение принципов в реальной действительности. Зная методы обеспечения опасности, можно согласовывать взаимодействие характеристики человека с производственной средой, т.е. достичь определенного уровня безопасности.
Существуют три метода обеспечения безопасности:
· А - метод, состоящий в разделении пространства, в котором создаются опасности. Метод реализуется при механизации и автоматизации производственных процессов, использовании манипуляторов и роботов различных поколений.
· Б - метод, основывающийся на применении принципов безопасности к совершенствованию производственной сферы, а также на приведении характеристик пространства, в котором создаются опасности, в соответствие с характеристиками человека. Этот метод реализуется в создании безопасной техники.
· В - метод, состоящий в повышении защитных свойств человека при помощи соответствующих средств защиты, в адаптации человека (обучение, инструктирование, применение средств индивидуальной защиты и др.).
В реальных условиях не всегда удается обеспечить нужный уровень безопасности при помощи одного из указанных методов. В этом случае используются названные методы в том или ином сочетании.