5. Принцип выбора путей реализации безопасного техносферного пространства.
Безопасное техносферное пространство создается за счет снижения значимости опасностей и применения защитных мер. При защите от естественных опасностей воздействие на их источники невозможно, а защита от антропогенных опасностей достигается только за счет совершенствования источника опасностей (человека, его знаний об опасностях).
6. Принцип отрицания абсолютной безопасности.
Абсолютная безопасность человека и целостность природы -- недостижимы. Этот принцип справедлив, поскольку,
во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности и процессы потребления ресурсов и захоронения отходов,
во-вторых, неизбежны антропогенные опасности;
в-третьих, практически неустранимы полностью и техногенные опасности.
7. Принцип «Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности» (принцип Ле-Шателье).
Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека и природы от опасностей. Этот принцип указывает на позитивный вектор движения общества к решению проблем удовлетворения потребностей человека в безопасности. Путь движения многовариантен и основан, прежде всего, на росте культуры общества в вопросах безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей среды.
К основным понятиям ноксологии относятся:
Опасность - свойство человека и компонент окружающей среды, способные причинять ущерб живой и неживой материи. При идентификации используется принцип «всё действует на всё». Опасности возникают и реализуются только при воздействии источника опасности на объект защиты в условиях, когда параметры потоков воздействия превышают способность объекта защиты к их восприятию с сохранением своей целостности. Опасности действуют в пространстве и во времени.
|
Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и/или материальным ресурсам.
Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.
Инцидент - отказ или повреждение технического устройства, а также отклонение от режима технологии. Нарушение различных правил и положений, установленных в документах РФ.
Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.
Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.
Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.
Среда обитания - окружающая среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
|
Источниками (носителями) опасностей являются природные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые кроют в себе угрозу опасности. Опасности существуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Опасности воздействуют без какой-либо избирательности, то есть на всю окружающую среду. Причинами, из-за которых отдельные объекты не страдают от определенных опасностей или же одни страдают больше, а другие меньше, являются свойства самих объектов (пример: пуля убивает животных или человека, но не пробивает каменную стену).
Классификация опасностей(таксономия).
По природе происхождения:
-естественные:
-метеорологические;
-орографические;
-геофизические;
-гидрографические;
-геологические;
-почвенные;
-фауна;
-опасная флора;
-техногенные:
-промышленно-транспортные;
-коммунально-бытовые;
-уровень использования природных ресурсов;
-загрязнение окружающей среды;
-антропогенные:
-увеличение численности населения Земли;
-психологическое состояние людей;
-санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды и уровень -заболеваемости.
По видам потоков в жизненном пространстве:
-массовые;
-энергетические;
-информационные.
По интенсивности потоков в жизненном пространстве:
-опасные;
-чрезвычайно опасные.
По размерам зоны воздействия:
|
-локальные;
-региональные;
межрегиональные;
-глобальные.
По времени проявления отрицательных последствий:
импульсивные;
кумулятивные.
По длительности воздействия:
-постоянные;
-переменные (в том числе периодические);
-импульсные.
По избирательной идентификации опасности органами чувств человека:
-различимые;
-неразличимые.
По локализации связанные с:
-литосферой;
-гидросферой;
-техносферой;
-космосом.
По видам воздействия:
-производственные;
-бытовые;
-городские (транспортные и др.);
-зоны ЧС;
По вызываемым последствиям:
-утомление;
-заболевания;
-травмы;
-аварии;
-пожары;
-летальные исходы и т.д.
По приносимому ущербу:
-социальный;
-технический;
-экологический и т.п.
По сферам проявления опасностей:
-бытовая;
-спортивная;
-дорожно-транспортная;
-производственная;
-военная и др.
По структуре (строению):
-простые;
-производные, порождаемые взаимодействием простых.
По степени воздействия опасности на объекты защиты:
-потенциальные;
-реальные;
-реализованные.
По характеру воздействия на человека:
-активные;
-пассивные.
По численности людей, подверженных опасному воздействию:
индивидуальные;
-групповые (коллективные);
-массовые.
Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает.
В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов.
Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент, зависит от текущего состояния системы «человек? среда обитания» и образует так называемое «поле опасностей».
Поле воздействия опасностей на человеческий организм дополнительно целесообразно представлять в виде совокупности факторов первого, второго, третьего и иных кругов, расположенных вокруг человеческого организма.
Разделение полей опасностей на отдельные круги является условным, но весьма важным при анализе причин негативного влияния опасностей.
Мониторинг опасностей заключается в следующем. Мониторинг - система специально организованных и регулирующихся наблюдений, а также анализ, оценка и прогноз состояния какого-либо явления, объекта или фактора в окружающей среде и в обществе.
Цель мониторинга: своевременная разработка и проведение мероприятий по предупреждению негативных ситуаций, связанных с опасностями, а также по снижению наносимого ущерба.
Элементы системы мониторинга:
- организационная структура;
- общая модель проведения мониторинга, которая включает все - - объекты наблюдения;
- комплекс технических средств;
- модели развития конкретных ситуаций;
- методы наблюдения, обработка данных, анализ ситуации и - - прогнозирование;
- информационная система.
Организационная структура мониторинга:
-орган управления соответствующего уровня (глобальный, национальный, -региональный, местный, локальный);
-служба наблюдения и контроля;
-сбор и обработка информации и выработка рекомендаций, которые помогут предупредить негативное воздействие.
Организации и ведомства, проводящие мониторинг на региональном и государственном уровнях:
МЧС России. Центр «Антистихия».
Служба Гидрометеорологии.
Министерство природных ресурсов и экология РФ.
Санитарно-эпидемиологический Надзор.
Ростехнадзор.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Министерство лесного хозяйства.
Министерство здравоохранения и социального развития.
Министерство обороны России.
4. Закон толерантности
Этот закон был установлен американским ученым В.Шелфордом в 1913 году. Он формулируется следующим образом: «Лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору, а в конкретной ситуации тот из них, который ближе к пределам толерантности». Для успешного применения этого закона следует учитывать ряд вспомогательных принципов. Организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного фактора и узкий диапазон в отношении другого фактора. Организмы с широкими пределами толерантности практически ко всем факторам обычно наиболее широко рас-пространены и образуют экотипы, отличающиеся по положению зоны оптимума в пределах толерантности. Если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для организма, то может сузиться и диапазон толерантности к другим экологическим факторам. Например, при лимитирующем содержании азота в почве снижается засухоустойчивость у злаков. В природе организмы очень часто оказываются в условиях, не соответствующих оптимальному диапазону того или иного фактора. Пользоваться оптимальными условиями среды организмам часто мешают межпопуляционные и внутри- популяционные взаимоотношения, т.е. межвидовые и внутривидовые биотические факторы. Например, при большом количестве сорняков культурные растения не могут в полной мере использовать солнечную энергию, воду и элементы питания, аналогично как и при слишком густом посеве культурных растений. Начальные этапы развития организмов обычно являются критическими, т.к. многие факторы среды в этот период часто становятся лимитирующими в силу того, что пределы толерантности для развивающихся особей обычно уже, чем для взрослых организмов. Например, взрослое растение кипариса может расти на сухом нагорье и «по колено в воде», тогда как прорастание семян и развитие проростков возможно только в умеренно увлажненной почве. Ценность концепции лимитирующих факторов состоит в том, что она дает экологу отправную точку при исследовании сложных ситуаций в природе. Основное внимание следует уделять тем факторам, которые функционально важны для организма на каких-то этапах его жизненного цикла. Тогда удастся довольно точно предсказать результат изменений среды. Для этого нужно: путем наблюдений, анализа, эксперимента обнаружить функционально важные для организма факторы. Определить, как эти факторы влияют на особей, популяции, сообщества. Чтобы определить, сможет ли вид существовать в данном регионе, нужно выяснить, не выходят ли какие-либо лимитирующие факторы среды за пределы его экологической валентности, особенно в период размножения и развития. Выявление лимитирующих факторов очень важно в практике сельского хозяйства, т.к., направив основные усилия на их устранение, можно быстро и эффективно повысить урожайность растений или продуктивность животных. Таким образом, знание законов о лимитирующих факторах является ключом к управлению жизнедеятельностью организмов в природе и хозяйстве. | |
Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности
План
1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
2. Основные законодательные акты и нормативные документы
3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда
4. Стандартизация в области безопасности труда
5. Расследование и учет несчастных случаев
6. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности
7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда
1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях. Управление безопасностью жизнедеятельности ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.
Под управлением безопасностью жизнедеятельности (БЖД) понимается организованное воздействие на систему «человек - среда обитания» в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасного) в другое состояние (менее опасное). Управление БЖД состоит в подготовке, в принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности соблюдения затрат и получения выгод. Система управления БЖД – это совокупность органов управления, реализующее определенными методами функции управления в целях достижения заданного социально приемлимого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики система управления БЖД представляет собой совокупность управляющей части (субъекта управления) и управляемой части (объекта управления), которые связаны каналами передачи информации.
Конечная цель управления БЖД – это обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек - среда обитания». Эта цель подразделяется на
две подцели:
1. Обеспечение безопасности среды обитания.
2. Обеспечение безопасности человека.
Можно также выделить следующие направления СУБЖ (Система управления безопасности жизнедеятельности):
· обеспечение безопасности производственной деятельности;
· обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;
· обеспечение экологической безопасности;
· предотвращение снижения риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
Достижение целей и решение задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения субъектов управления комплекса необходимых повторяющихся действий, которые называются функции управления.
Управление БЖД состоит из следующих функций:
1. Учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе человек-среда обитания.
2. Прогнозирование условий жизнедеятельности.
3. Планирование мероприятий для достижения целей и решения задач управления.
4. Организация, координация выполнения работ и оперативное управление.
5. Активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности.
6. Определение эффективности мероприятий.
7. Контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.
Функции управления реализуются посредством методов управления, т.е. способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат. Управление БЖД осуществляется средствами упрвления. К средствам
управления БЖД относятся:
1. Образование (подготовка) населения.
2. Воспитание культуры безопасного поведения.
3. Профессиональное обучение.
4. Профессиональный отбор.
5. Медицинский отбор.
6. Рационализация режимов труда и отдыха.
7. Средства коллективной защиты.
8. Средства индивидуальной защиты.
9. Средства мотивации и стимулирования и др.
СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам относятся:
1. Комплексность - реализуется путём построения системы управлении, охватывающий все области деятельности, все функции управления, все уровни организационной структуры, все стадии жизненного цикла, все этапы производственного процесса.
2. Делимость – реализуется путём последовательного деления структуры системы управления на элементы, т.е. на подсистемы, функции управления, задачи управления и т.д.
3. Иерархичность – реализуется путём формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры СУ (системы управления).
4. Целенаправленность – реализуется путём формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ.
5. Замкнутость цикла управления – реализуется путём осуществления СУБЖ полного управленческого цикла.
В рамках СУБЖ формируются самостоятельные целевые подсистемы:
1. Управление безопасностью труда.
2. Управление экологической безопасностью и охраны окружающей среды.
3. Управление в чрезвычайных ситуациях
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя определенные виды нормативно правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием РФ и региональные, которые принимаются представительными органами субъектов федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами являются постановления правительства РФ и правительства субъектов РФ, а также постановления, приказы, распоряжения специально уполномоченных органов в области управления БЖД.
Реализация требований правовых актов законодательством РФ возложено на соответствующие органы исполнительной власти всех уровней, а также на руководство объектов экономики (т.е. на работодателей).
2. Основные законодательные акты и нормативные документы
Нормативно - правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.
Признаки нормативно-правового акта:
1. властно-волевой характер;
2. неоднократность применения;
3. адресованность неопределенному кругу лиц.
В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Основные законодательные акты
Основным нормативно-правовым актом в России является Конституция Российской Федерации. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.
В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2).
В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).
В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).
В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).
Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности.
Рассмотрены основные направления государственной политики в области
охраны труда:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране
труда;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинскими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприятия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Перечислены права государственных инспекторов труда и соответствующих органов профессиональных союзов или других уполномоченных работниками представительных органов.
Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в
коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.
Трудовой кодекс Российской Федерации введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.
В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.
В разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.
В разделе III "Трудовой договор" кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.
Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.
В разделе V "Время отдыха" перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.
В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда.
В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.
В разделе VIII "Трудовой распорядок. Дисциплина труда" указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ.
Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.
Раздел IX "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников" определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Раздел X "Охрана труда" содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.